УДК 373.31

Особенности организации наблюдений в природе как основы развития познавательного интереса младших школьников при изучении окружающего мира

Чурилова Валентина Викторовна – студент Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Научный руководитель Федорова Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира средствами организации наблюдений в природе. Изучены особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. Рассмотрены основы формирования умения наблюдать у учащихся. Описана опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития познавательного интереса у младших школьников.

Ключевые слова: познавательный интерес, наблюдательность, наблюдения в природе, окружающий мир, младшие школьники.

Учитывая специфику содержания предметных областей обществознания и естествознания (окружающий мир), одним из требований ФГОС НОО к освоению предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение простых в использовании методов изучения природы и общества [6].

Наблюдение – это целенаправленный и трудоемкий метод, позволяющий детям всесторонне оценить окружающие их объекты, заметить происходящие в них изменения, определить их предпосылки и условия возникновения. В процессе наблюдения дети проявляют большой интерес к природе. В процессе наблюдения дети учатся видеть, замечать и объяснять природные явления [3].

Так Л.В. Калинина считает, что «учителя недооценивают значение наблюдений, не выполняют требования, предъявляемые к этой деятельности, и не проводят наблюдения формально» [3, с.32].

Рассматривая вопросы нашего исследования, отметим, что целенаправленное изучение детьми младшего школьного возраста окружающей действительности вносит удобство и эффективность в их обучение. Правильно рассчитанные и рационально организованные наблюдения развивают познавательную активность детей младшего школьного возраста, повышают их интерес к окружающему миру [2].

Целью нашего исследования было определение уровня развития познавательных интересов учащихся средней школы. Местом проведения исследования являлась МБОУ «Туимская средняя общеобразовательная школа № 3» с. Туим, Ширинского района, Республики Хакасия. Контингент исследования составил 21 учащийся 7 лет. В качестве метода педагогической диагностики для исследования уровня развития познавательных интересов учащихся были выбраны «Метод конвертов» Г.И. Щукиной и «Оценка уровня развития учебно-познавательных интересов» Г.В. Репкиной и Е.В. Заика.

По результатам исследования характера познавательных интересов учащихся с помощью первого исследовательского метода «Метод конвертов», проведенного Г.И. Щукиной, семь учащихся (33%) не проявили интереса к предмету «Окружающий мир». У шести учащихся (29 %) интерес был неопределенным. Пять учеников (23 %) имели широкий спектр интересов. Три ученика (15 %) проявили сильный интерес к окружающему миру. Таким образом, среди первоклассников этого класса оказалось большинство учеников, у которых отсутствует познавательный интерес к «окружающему миру».

Далее мы использовали диагностическую методику «Оценка уровня сформированности учебно-познавательного интереса» Г. В. Репкиной, Е. В. Заика, по результатам которой выявлено 2 человека (10%) с самым низким уровнем развития познавательного интереса – отсутствием интереса. Реакция на новизну – 2 уровень обнаружен у 5 учащихся (24%) класса. У 3 человек (14%) выявлены особенности, характерные для учащихся с уровнем развития познавательного интереса «реакция на новизну» проявляются и у учащихся с более высоким уровнем развития познавательного интереса – любопытство. Ситуативный учебный интерес обнаружен у 7 учащихся (33%) класса. Пятый уровень развития познавательного интереса – устойчивый учебно-познавательный интерес проявляется у 2 учеников (10 %). Внешние проявления обобщенного учебно-познавательного интереса были отмечены лишь у 2 учащихся (10 %).

Полученные данные показывают, что в классах инициирующего этапа формирование познавательного интереса делится на три основных уровня. Только два ученика имеют самый высокий уровень.

Таким образом, мы выявили, что у младших школьников недостаточно развит познавательный интерес и требуется дополнительная работа по его повышению.

Поэтому, чтобы организовать учащихся на наблюдение за окружающей природой, был разработан урок, активизирующий познавательный интерес учащихся средней школы через метод наблюдения за окружающей природой. Учителя наблюдали, экспериментировали, измеряли, сравнивали и классифицировали. Однако здесь возникает новый аспект. Если раньше эти методы восприятия мира были методами обучения, то теперь этим методам (способам действий) должны научиться сами ученики.

В третьем классе Е.Ф. Козина и Е.Н. Степанян советуют учителям выяснять причинно-следственные связи между живыми и неживыми существами [3].

Поэтому на уроках окружающего мира необходимо сознательно стимулировать мышление детей, например во время экскурсий. Еще одним преимуществом экскурсий является то, что они позволяют детям познакомиться с объектами и явлениями окружающей природы. Дети должны учиться самостоятельности через наблюдение и устанавливать связь с природой в процессе наблюдения. Основное содержание экскурсии состоит из пяти сценариев. Темы экскурсий: «Природные объекты и продукты жизнедеятельности человека», «Животный мир нашего региона (виртуальная экскурсия)», «Сезонные изменения растений», «Виды растений. Разнообразие растений на территории школы».

Например, в процессе работы на уроке «Сезонные изменения растений» учащиеся узнают о сезонных изменениях растений, понаблюдают за природными объектами, проанализируют и обобщат информацию, полученную в результате наблюдений. За два-три дня до экскурсии необходимо выйти на территорию школы, чтобы определить, где на территории школы можно проводить наблюдения за природой и что можно будет наблюдать во время экскурсии. Затем панируется экскурсия. В день экскурсии необходимо объяснять ученикам, как использовать листы наблюдений. Затем, на этапе подготовки к выполнению задания, дать ученикам инструкции по выполнению задания.

Дети поделятся на группы и познакомятся с правилами групповой работы. Учитель укажет на знакомые детям растения. Поскольку эти растения они могли наблюдать во все сезоны года, им нужно только вспомнить. Каждой группе будет дано задание и лист наблюдений для наблюдения за сезонными изменениями растений в школьном саду зимой. Листы наблюдений будут разными для всех групп. После того как учитель оценит понимание задания, учащиеся отправятся на место наблюдения в своих группах, чтобы понаблюдать за живой природой. После завершения наблюдений они вернутся в класс.

На заключительном этапе дети будут продолжать работать в классе и заполнять листы наблюдений в своей группе. Здесь они будут описывать сезонные изменения во все времена года, но наблюдения проводились только в один сезон, поэтому детям необходимо будет с помощью учителя запомнить несколько растений из разных сезонов. Ученики будут заполнять свои листы наблюдений, а затем представлять их классу. Ученики будут сравнивать изменения растений от одного сезона к другому и должны обнаружить различия.

Затем проводиться рефлексия: Что они делали на сегодняшней экскурсии? Где они были? Что они наблюдали? Как изменились растения осенью по сравнению с весной и летом? Смогли ли они работать в группах и заполнить свои листы наблюдений?

На уроках окружающего мира и экскурсиях дети будут учиться ориентироваться на местности, вести наблюдения, сравнивать и находить примеры взаимосвязей между организмами, природными явлениями и условиями окружающей среды. Содержание этих наблюдений будет организовано, а организация наблюдений должна донести до учащихся цель и настрой работы, последовательность которой будет представлена в виде конкретных заданий и способов фиксации результатов наблюдений.

Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить, что наблюдение в природе являются достаточно эффективным средством над работой по формированию познавательного интереса школьников. Уроки окружающего мира идеальны для внедрения метода наблюдения, насыщение окружающей средой позволяет побудить школьников к более высоким результатам обучения. Таким образом, мы считаем метод наблюдения в природе достаточно эффективным в применении в образовании.

Список литературы

  1. Григорьева Л.И., Ноговицына Л.А. Метод наблюдения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «окружающего мира» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-nablyudeniya-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira (дата обращения: 17.11.2023).
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  3. Калинина Л.В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира. // Начальная школа. 2018. № 6. С. 54-58.
  4. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004 .С. 107.
  5. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. Москва: Педагогическое общество России, 2012.
  6. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273 ФЗ (ред от 17. 02. 2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW140174 (дата обращения 11.11.2023)