УДК 376.37

Исследование особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Лавровская Ксения Руслановна – студентка Смоленского государственного университета.

Крылова Елена Викторовна – доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье представлено исследование, целью которого было определить особенности дыхания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией отмечается нарушение как физиологического, так и речевого дыхания, которое влечет за собой нарушения произносительной стороны речи.

Ключевые слова: Речевое дыхание, физиологическое дыхание, речевые нарушения, дизартрия, стертая дизартрия, дошкольники.

В последние годы выросло количество детей с особенностями в развитии. У многих из них наблюдаются различные речевые нарушения.

Дизартрию можно назвать одним из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся у детей в дошкольном возрасте. Важнейшими дефектами при данной патологии являются нарушения звукового произношения, просодии, артикуляции и речевого дыхания [3].

Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова [2], Е.Ф. Архипова [1], М.Ф. Фомичева [8], О.В. Правдина [6], А.И. Максаков [5] и другие.

Экспериментальную группу составили 12 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «стертая дизартрия», в контрольную группу вошли 5 детей с нормативным речевым развитием.

Исследование дыхания проводилось по методике Е.Ф. Архиповой [1].

1 этап. Определение типа дыхания

Исследование выявило у 7 (58%) детей со стертой дизартрией поверхностный тип дыхания: при вдохе втягивается живот и поднимаются плечи; у 4 (33%) детей - грудной тип дыхания: на вдохе расширяется грудь; у 1 (9%) ребенка - нижнереберный тип дыхания: при вдохе выпячивается живот, а при выдохе - втягивается. В целом у всех детей экспериментальной группы наблюдается весьма слабый и поверхностный вдох и выдох.

У всех детей с нормативным речевым развитием выявлен нижнереберный тип дыхания.

Результаты 1 этапа эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования типа дыхания (в %)

Тип дыхания

Контингент

Поверхностный тип

Грудной тип

Нижнереберный тип

Экспериментальная группа

58

33

9

Контрольная группа

-

-

100

2 этап. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

Результаты показали, что большинство детей со стертой дизартрией умеют разграничивать ротовое и носовое дыхание: 8 (67%) детей продемонстрировали полную дифференциацию носового и ротового дыхания. Однако 4 (33%) ребенка столкнулись со сложностями данной дифференциации: у них возникают затруднения при вдохе носом и выдохе ртом и наоборот – при вдохе ртом они вдыхают носом.

Дети контрольной группы легко дифференцируют носовое и ротовое дыхание.

Результаты 2 этапа эксперимента отражены в таблице 2.

Таблица 2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание (в %)

Дифференциация
дыхания

Контингент

Дифференцирует носовое и ротовое дыхание

Не дифференцирует носовое и ротовое дыхание

Экспериментальная группа

67

33

Контрольная группа

100

-

3 этап. Исследование целенаправленности воздушной струи

Эксперимент показал, что у 10 (83%) детей со стертой дизартрией воздушная струя рассеянная и не обладает нужной целенаправленностью. Дети не могут «забить мяч в ворота» и «задуть свечу» с первого и даже со второго раза. Только у 2 (17%) детей с данным речевым расстройством сформирована целенаправленная воздушная струя.

Все дошкольники контрольной группы обладают сформированной целенаправленной воздушной струей: без затруднений «забивают мяч в ворота» и «задувают свечку».

Результаты 3 этапа эксперимента отражены в таблице 3.

Таблица 3. Исследование целенаправленности воздушной струи (в %)

Целенаправленность

струи

Контингент

Целенаправленная воздушная струя

Воздушная струя недостаточно целенаправленна

Экспериментальная группа

17

83

Контрольная группа

100

-

4 этап. Исследование силы воздушной струи

Результаты обнаружили только у 1 (8%) ребенка со стертой дизартрией достаточный объем и силу выдоха. У 11 (92%) детей выдох слабый и короткий.

Все дети с нормативным речевым развитием обладают достаточным объемом и силой выдоха.

Результаты 4 этапа эксперимента отражены в таблице 4.

Таблица 4. Исследование силы воздушной струи (в %)

Сила воздушной струи

Контингент

Достаточный объем и сила выдоха

Малый объем и сила выдоха

Экспериментальная группа

8

92

Контрольная группа

100

-

На рисунке 1 представлены все результаты по четырем этапам.

1

Рисунок 1. Сводная оценка результатов исследования по 1-4 этапам в (%)

Можно подытожить, что лишь один ребенок в экспериментальной группе хорошо справился с заданиями. Он легко разделяет носовой и ротовой вдох и выдох, демонстрируя надлежащую силу и целенаправленность выдыхаемого потока воздуха. Но ему присущ поверхностный тип дыхания.

Для большинства детей экспериментальной группы (58%) свойственны поверхностный или грудной тип дыхания, они дифференцируют ротовой и носовой вдох и выдох, но у них отмечается нецеленаправленная струя воздуха и недостаточный объем и сила выдоха.

4 ребенка экспериментальной группы показали аритмичность вдоха и выдоха, низкую силу и объем выдох, неспособность разграничивать ротовой и носовой вдох и выдох. Все это на фоне поверхностного типа дыхания у большинства из них.

Дети с нормальным речевым развитием справились со всеми заданиями с высокими результатами. У них сформирован нижнереберный тип дыхания, они свободно дифференцируют ротовой и носовой выдох и вдох, обладают нужным объемом и силой выдоха и целенаправленной струей воздуха.

5 этап. Исследование особенностей фонационного дыхания

Результаты показали, что у большинства детей со стертой дизартрией не сформировано фонационное дыхание. У 10 (83%) детей речь производится на выдохе, но их речевой выдох ослаблен и очень короткий по продолжительности. Для произношения длинного предложения и чистоговорок им требуется лишняя пауза для добора воздуха. Также они не могут произвести на одном вдохе счет до 10 без дополнительной паузы для добора воздуха, стихотворения они также читают с частыми паузами.

У 2 (17%) детей речь на выдохе, но с низким объемом речевого дыхания. Они могут произвести на одном выдохе длинные предложения и чистоговорки, но при прочтении стихотворений нуждаются в частых паузах для дополнительного вдоха.

У детей с нормативным речевым развитием отмечается неумение распределять объем воздуха при прочтении стихотворений, что мешает плавности речи.

Результаты 5 этапа эксперимента отражены в таблице 6

Таблица 6. Исследование особенностей фонационного дыхания (в %)

Балльная оценка

Контингент

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Экспериментальная группа

-

17

83

-

-

Контрольная группа

-

100

-

-

-

Результаты обследования показали, что у большинства детей старшего дошкольного с данной речевой патологией отмечается поверхностный тип дыхания, дифференциация носового и ротового дыхания, несформированность целенаправленной воздушной струи, низкий объем и сила выдоха. Так же у многих детей речь производится на выдохе, но при этом значительно ослаблен речевой выдох.

Таким образом, самым частым расстройством речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией обнаруживается недостаток силы, объема и длительности выдоха. Многие дети в ходе речевого высказывания неэкономно используют речевой выдох, поэтому прибегают к дополнительной паузе для добора воздуха, что приводит к неплавной речи.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331с.
  2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Филатова Ю. О., Хатнюкова-Шишкова Т. Г. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания. М.: Национальный книжный центр, 2017. 80 с.
  3. Логопедия: Теория и практика / Под редакцией д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. М.: Эксмо, 2021. 608 c.
  4. Логопедия: учебник-практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г.Н. Градова. – 2-е издание. М: Издательство Юрайт, 2023. 191 c.
  5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика Синтез, 2015. 64 с.
  6. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М.: "Просвещение", 1973. с. 272
  7. Филатова Ю. О., Лулу Ш. А. Изучение дыхательной функции у лиц с нарушениями речи: обзор зарубежных исследований // Наука и школа. 2021. №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-dyhatelnoy-funktsii-u-lits-s-narusheniyami-rechi-obzor-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 18.12.2023).
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. - Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1989. 239 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: