УДК 372.881.161.1

Система работы по предупреждению грамматических ошибок обучающихся на уроках русского языка

Мишенина Анна Сергеевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Статья посвящена анализу грамматических ошибок в письменной речи обучающихся 9-х классов. Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. C опорой на этот термин мы рассмотрели работы таких известных ученых-методистов, как Валентина Ивановна Капинос (1973) [15], М.Р. Львов (1978-1979) [21], С.Н. Цейтлин и сопоставили основные позиции их классификаций. Для разработки системы упражнений установили и описали причины возникновения грамматических ошибок. Ссылаясь на работу С.Н. Цейтлин «Грамматические ошибки и их предупреждение» была четко выстроена структура статьи.

Нами были проанализированы современные подходы к организации работы по преодолению грамматических ошибок в ОГЭ по русскому языку, особенности инновационного обучения, после разработали методические рекомендации по работе с грамматическими ошибками. Выявили, что ОГЭ по русскому языку направлен на проверку лингвистических компетенций обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). Далее была описана опытно-экспериментальная работа по предупреждению грамматических ошибок в письменной речи обучающихся 9-х классов. Проведенный эксперимент показал эффективность разработанной методики. Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации, которые необходимо учитывать для более успешной работы с грамматическими ошибками в процессе изучения морфологии и синтаксиса.

Ключевые слова: языковая норма, виды грамматических ошибок, грамматические ошибки, методы работы с грамматическими ошибками, морфологические и синтаксически ошибки, приемы работы с грамматическими ошибками.

В школьной практике обучения русскому языку в качестве рабочего часто используется определение, сформулированное В. И. Капинос: «Грамматические ошибки – это нарушения норм грамматики в образовании и употреблении форм слов, в образовании словосочетаний и предложений» [2, 3]. Эти ошибки обладают высокой степенью частотности и повторяемости, воспроизводятся не только в устной, но и в письменной речи обучающихся, что позволяет составить их более или менее строгий перечень [2, 14].

Исходя из этого целью исследования стало выявление методов и приёмов работы с грамматическими ошибками.

Для реализации данной цели была проведена исследовательская работа с обучающимися 9-х классов.

В ходе экспериментальной работе были реализованы следующие этапы эксперимента:

  • констатирующий эксперимент;
  • формирующий эксперимент;
  • контрольный эксперимент.

На констатирующего этапе с целью выявления типичных грамматических ошибок в письменной речи обучающихся 9-х классов на первом занятии русского языка школьникам было предложено написать сочинение-рассуждение тему «Что такое настоящее искусство».

Проанализировав сочинение-рассуждение, мы убедились в частотности допущения грамматических ошибок в письменной речи обучающихся. Всего в работах было обнаружено 34 грамматические ошибки.

Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить следующее:

  1. Морфологические ошибки по сравнению с синтаксическими менее частотны в письменной речи обучающихся 9-х классов (соответственно: 37 % и 63 %) (диаграмма № 1).

Диаграмма № 1

Рисунок4

  1. Рассматривая морфологические ошибки, мы отметили, что наиболее распространенными являются ошибки в образовании форм глаголов и числительных (диаграмма № 2).

Диаграмма № 2

Рисунок5

  1. Наиболее частотными среди синтаксических ошибок являются: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом, ошибки в управлении, ошибки в построении предложения с однородными членами предложения. Также наблюдались нарушения в построении предложения с косвенной речью (диаграмма № 3).

Диаграмма № 3

Рисунок6

Мы классифицировали допущенные грамматические ошибки учащихся 9-х классов для дальнейшей работы над их исправлением.

Результаты самостоятельной работы, проведенной во время констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что большинство обучающихся затрудняются в написании предложений с деепричастным оборотом и предложений с косвенной речью. Также допускают большое количество ошибок в образовании форм глаголов, числительных, в управлении слов с производными предлогами.

Причинами этого являются:

1) незнание определенных правил о грамматических нормах русского языка;

2) недостаточная сформированность учебно-языковых умений, необходимых для работы над грамматическими ошибками;

3) недостаток дополнительного дидактического материала в школьном пособии, позволяющий вести систематическую работу над ошибками;

4) недостаток заданий и упражнений для самостоятельной работы учащихся.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о частотности грамматических ошибок в письменной речи обучающихся 9-х классов и о необходимости разработки специальных алгоритмов, методики пропедевтической работы по предупреждению грамматических ошибок с учетом причин их появления в речи учащихся, ознакомлении школьников с видами грамматических ошибок на понятийно-терминологической основе.

На этапе формирующего эксперимента нами была проведена серия уроков по русскому языку в 9 классе по теме «Грамматические нормы русского литературного языка (подготовка К ОГЭ)». В рамках проведенных занятий была организована пропедевтическая работа по предупреждению наиболее частотных грамматических ошибок в письменной речи обучающихся с опорой на принцип изучения морфологии и синтаксиса.

Исходя из того, что некоторые теоретические сведения и упражнения для работы над грамматическими ошибками учебно-методического комплекса Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. под редакцией Н.М. Шанского) для 9-х классов нуждаются в дополнении, мы привлекли для работы еще одно учебное пособие. Одной из тем в разделе «Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка» учебного материала Л.Г. Смирновой является тема «Морфологические и синтаксические нормы русского языка», в которой представлен важный для данного исследования материал [3, 12]. В этом разделе рассматриваются морфологические и синтаксические нормы, дана классификация ошибок, представлена система упражнений по исправлению грамматических ошибок [1, 36-58].

Система упражнений для работы по предупреждению грамматических ошибок включала себя следующие задания:

  1. Задания по работе с морфологическими ошибками, цель которых сформировать у учеников навык нахождения и исправления ошибок [1, 56]. В процессе выполнения данного вида упражнений у некоторых учащихся 9-х классов возникали сложности, но с помощью, заранее подготовленной нами таблицы школьники быстро ориентировались в выборе правильного ответа.
  2. Задания по работе с синтаксическими нарушениями, цель которых –сформировать у учащихся умение видеть в предложении синтаксические ошибки и правильно их классифицировать. У обучающихся 9-х классов также возникали трудности при выполнении упражнений, которые преодолевались благодаря разработанному нами алгоритму.

После выполнения упражнений по предупреждению грамматических ошибок, мы перешли к работе над уже имеющимися в письменной речи школьников грамматическими ошибками, допущенных при написании сочинения-рассуждения на уроке развития речи.

Нами был предложен и апробирован такой алгоритм работы над грамматическими ошибками, который будет способствовать развитию самостоятельных навыков и умений школьников.

Алгоритм работы над грамматическими ошибками включает в себя следующие этапы:

1) учитель предлагает учащимся обменяться своими написанными на прошлом уроке сочинениями, проверить работы друг друга и подписать внизу количество допущенных морфологических и синтаксических ошибок (в качестве образца дана таблица, в которой наглядно представлен характер нарушений морфологических и синтаксических норм). При этом учащиеся не должны указывать, в каком именно предложении допущена ошибка, и писать правильный вариант;

2) школьники получают свои тетради обратно, смотрят, сколько ошибок допустили, и приступают к поиску;

3) когда учащиеся находят предложения, в которых допущена ошибка, они выходят к доске и выписывают по одному неправильному предложению;

4) остальные ученики приступают к идентификации ошибки и поиску правильного варианта.

Данный алгоритм работы над грамматическими ошибками нацелен на самостоятельный поиск и исправление ошибки. Это подготавливает обучающихся к экзамену, заставляет вспомнить правило и повторить материал, который необходим для создания собственных письменных работ [3, 57].

Для того чтобы сравнить уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся 9-х классов в грамматике на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы провели контрольную работу. Задания для контрольной работы мы отобрали на основе предложенной нами классификации грамматических ошибок учащихся, допущенных в письменной работе (сочинение-рассуждение).

Контрольная работа включала себя 11 заданий, выявляющих умения находить и устранять следующие виды ошибок: морфологические (образование формы имени существительного – задание 1; образование формы прилагательного – задание 2; образование формы числительного – задание 3; образование формы местоимения – задание 4; образование формы глагола – задание 5); синтаксические (неправильное построение предложений с косвенной речью – задание 6; нарушение управления – задание 7; неправильное построение предложений с деепричастным оборотом – задание 8; ошибки в построении предложения с однородными членами – задание 9; ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении – задание 10; неправильное построении сложного предложения – задание 11).

На контрольном этапе эксперимента количество обучающихся, допустивших ошибки в заданиях значительно снизилось.

Итоговая контрольная работа включала в себя такие же задания, с которыми мы работали на формирующем этапе эксперимента.

Результаты анализа контрольной работы подтвердили эффективность примененной методики. Так, с первым и вторым заданием успешно справились 23 из 25 обучающихся; с пятым и восьмым заданием без ошибок справились 22 человека. Минимизированы учащимися ошибки в девятом и десятом задании.

Важно было уделить внимание последнему заданию, при выполнении которого у восьмерых обучающихся возникли затруднения. Следовательно, 17 человек без ошибок справились с этим заданием.

Также стоит отметить несколько заданий (третье, четвертое, шестое, седьмое), с которыми без ошибок справились абсолютно все учащиеся. Этот факт свидетельствует о том, что обучающиеся 9-х классов научились самостоятельно теоретический материал применять практически.

В целом результаты выполненной контрольной работы на закрепляющем этапе эксперимента значительно выше, чем результаты первой письменной работы, проведенной на констатирующем этапе, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.

Таким образом, для того чтобы выстроить работу по предупреждению грамматических ошибок, учителю важно не только иметь представление об основных типах ошибок, но и осознавать причины их возникновения. Компетентность учителя в области причин образования ошибок позволит ему правильно выполнить отбор учебного материала, а также разработать систему методов и приемов, направленных на устранение типичных ошибок в грамматическом оформлении устного и письменного высказываний.

Список литературы

  1. Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых / В.И. Капинос // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М.: Просвещение, 2012. – С.78-88.
  2. Культура русской речи: Учеб. пособие по развитию речи / Л. Г. Смирнова. – М.: Рус. слово, 2014. – 334 с.
  3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сб. ст. / сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2012. – 214 с.
  4. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка : словарь-справочник / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз. ; [сост.: К. С. Горбачевич и др. ; ред. К. С. Горбачевич]. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1973. – 520 с.
  5. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // РЯШ. 2014. – № 2. – С. 40 - 46.
  6. Черемисин, П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы / П.Г. Черемисин // Рус. яз. в шк. – М.: Просвещение, 2013. – С. 34-40.