УДК 37

Применение квест-технологий в обучении РКИ студентов гуманитарного профиля

Федорова Марина Сергеевна – старший преподаватель Российского биотехнологического университета

Собкина Маргарита Васильевна – старший преподаватель Российского биотехнологического университета

Аннотация: В статье представлен взгляд на применение квест-технологий – одного из современных активных методов обучения русскому языку как иностранному. Даётся пример проведения занятия данного типа в Музее-квартире А.М. Горького ИМЛИ РАН.

Ключевые слова: квест, РКИ, музей.

За последние несколько лет мы можем наблюдать яркий интерес к квест-искусству. Квесты пользуются спросом как нестандартный интересный способ времяпрепровождения, а также как новый вид обучающего механизма внутри образовательного процесса. В данной статье мы остановимся на квесте как современном игровом методе обучения русскому языку иностранных обучающихся.

Обратимся к обобщенному определению данного понятия.  «Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету».  Также можно привести примеры авторских определений: «… образовательный квест – проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы» [1, с. 3]; «Автор статьи рассматривает квест как технологию, которая имеет чётко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений 21 века» [2, с. 138

Все многообразие квестов на сегодняшний день мы можем разделить на 2 большие подкатегории:

Квесты с применением веб-технологий

П.В. Сысоев отмечает 12 видов веб-квестов: задание по сбору данных, задание на мнение, задание на пересказ, задание на убедительность, детективные задания, творческие задания, журналистские задания, дизайн-задания, аналитические задания, задание на самопознание, задание на согласие и единодушие, научные задания [3].

Квесты, разворачивающиеся в обычном пространстве

Безусловно, мы можем выделить различную тематику и наполненность квестов:

  • квесты по определенной дисциплине (РКИ, литература, биология);
  • квесты, посвященные конкретной теме внутри изучаемой дисциплины;

а также распределить квесты по длительности, структуре и локализации. Здесь следует отметить квесты-тесты, квесты интерактивного характера, квесты с распечатанными маршрутными листами, квесты в городском, в музейном, в интерактивном пространствах. Интересным для изучения нам представляются квесты, проводимые в музеях.

В качестве целевой аудитории рассматриваются иностранные студенты подготовительного факультета гуманитарного отделения (уровень владения русским языком А2-Б1, возраст 18-35 лет). Необходимое оснащение для проведения занятия: раздаточные материалы, визуализирующий альбом, мобильные устройства.

Среди целей данного занятия можно выделить следующие:

  1. Повторение и отработка на практике ранее изученного материала;
  2. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
  3. Создание проблемной ситуации, активизация творческой, речевой и мыслительной деятельности, использование различных форм работы и различных источников для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности;
  4. Знакомство с новым материалом в лингвострановедческом аспекте;
  5. Создание ситуации командной работы.

Занятие характеризуется как урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления ранее освоенных умений, с активным применением речевой практики. Важной составляющей данного занятия является социокультурная адаптация студентов-иностранцев.

Рассмотрим варианты заданий, разработанных для квеста в московском музее-квартире А.М. Горького ИМЛИ РАН [4, c.1].  Данная локация на наш взгляд отвечает принципам организации квеста. Знаменитый особняк, построенный в 1900-1902 гг. по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля для миллионера С. Рябушинского привлекателен как в историческом и архитектурном, так и в культурологическом аспекте. М. Горький жил здесь с 1931 по 1936 год. В 1965 году здесь открылся музей-квартира писателя. Являясь одним из самых известных памятников московского модерна, здание отвечает требованиям, предъявляемым к квест-пространству. Задания, разработанные для данного занятия, выполняются с учетом изучения экстерьера, интерьера и территории особняка. Знаменитая «плывущая» лестница-волна, красивейшие витражи и мозаичные панно, богатая библиотека и коллекции писателя, «спрятанные» в интерьере животные, старообрядческая молельня-часовня, находящаяся в тайной комнате, – все это делает занятие в данном культурном пространстве увлекательным приключением.

Студентам предлагаются именные маршрутные карты с изображениями помещений музея, а также фасадов здания. Так как обучающиеся являются студентами гуманитарного отделения, им предлагается:

  1. Описать кратко историю создания музея.
  2. Обозначить архитектурный стиль данной постройки.
  3. Познакомиться с легендарной лестницей, сделать фотографию, указать, на что по мнению студента она похожа.
  4. Пройти в библиотечное пространство. Написать, какое количество книг помещается в данном фонде.
  5. Ответить на вопрос, кем был М. Горький, какая коллекция собрана в музее, записать основные произведения автора.
  6. Желающие могут описать впечатления от посещения музея в письменной форме.

На наш взгляд, данный подход к повторению знаний, полученных на уроках РКИ, а также на профильных занятиях по литературе, способствует творческому восприятию контекста, образному мышлению, знакомству с культурными особенностями страны изучаемого языка.

Таким образом, музейный квест является одним из активных методов обучения РКИ, характеризующийся высокой эффективностью.

Список литературы

  1. Осяк, С.А., Султанбекова, С.С., Захарова, Т.В. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015.№1.Ч.4.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kvest-sovremennaya-interaktivnaya-tehnologiya (дата обращения 26.12.2023).
  2. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст] // Молодий вчений. 2014. № 6. С. 138–140.
  3. Сысоев, П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения ин. языку: URL:http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/04/image/04- 096.pdf (дата обращения 26.12.2023).
  4. https://museum.imli.ru/ (дата обращения 26.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: