УДК 372.8
Использование метода проектов в обучении информатике
Гладких Юлия Петровна – доцент кафедры информатики, естественнонаучных дисциплин иметодик преподавания факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института Белгородского государственного университета
Ширина Алина Александровна – студент факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного университета
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в процессе обучения информатике. Дается определение метода проектов и этапы его реализации. Приводятся преимущества использования метода проектов на уроке информатики. Даются примеры проектных заданий.
Ключевые слова: информатика, метод проектов, образование, обучение, проектная деятельность.
Актуальность внедрения проектной технологии в образовательный процесс обусловлена большим потенциалом для развития личности обучающегося и его компетенций. Метод проектов позволяет ученикам глубоко погружаться в материал исследуемой проблемы и самостоятельно организовывать процесс решения задачи. Особое значение проектная деятельность имеет для урока информатики, поскольку жизнь в информационном обществе выдвигает новые требования к подготовке школьников, а именно: анализ больших потоков информации, быстрый поиск решения, адаптация к меняющимся условиям.
Анализ научной литературы показывает, что под методом проектов понимается способ организации педагогического процесса, который позволяет достигнуть дидактической цели с помощью детальной проработки заявленной проблемы [5, с. 84]. При этом у каждого проекта имеется конкретный практический результат, что делает технологию практико-ориентированной и эффективной [3, с. 220].
Возможности метода проектов представлены на Рис. 1.
Рис. 1. Задачи, которые решает метода проектов
Таким образом, метод проектов создает условия для самостоятельной работы учащихся и предоставляет большую свободу в выборе средств решения выбранной проблемы. Проектная деятельность развивает у обучающихся креативное мышление, коммуникативные навыки и способствует формированию познавательной мотивации, направленной на решение сложных задач.
Организация проектной деятельности требует от педагога значительной подготовки:
- выбор интегрированной проблемы, которая позволит вовлечь учеников в образовательный процесс;
- практико-ориентированный характер поставленных задач;
- возможность для самостоятельного решения и работы обучающихся [1, с. 85].
Проектная деятельность состоит из следующих этапов:
Во-первых, подготовительный этап, который направлен на выбор темы проекта, определение целей и задач. При необходимости, на этом этапе педагог знакомит учащихся с теоретическим содержание проектной деятельности.
Во-вторых, мотивационный этап, который позволяет найти каждому участнику собственный познавательный интерес в решении проекта.
В-третьих, этап планирования, который подразумевает разработку модели проекта и предполагаемых результатов.
В-четвертых, исследовательский этап, который включает поиск информации и наполнение проекта содержанием, практические шаги и освоение новых навыков.
В-пятых, этап защиты проектов, который позволяет презентовать проект и получить обратную связь.
В-шестых, этап рефлексии, который дает возможность проанализировать команде свои собственные действия в процессе выполнения проекта [6, с. 283].
Приведем примеры использования метода проектов на уроке информатики (Таблица 1) [2, с. 347].
Таблица 1. Возможные темы проектов на уроке информатики
Содержание учебного материала |
Возможные темы |
Суть проекта |
Изучение веб-страниц |
«Разработка web-страницы» |
Изучение алгоритма и создание страницы на свободную тему |
Программирование на Паскаль |
«Создай свой рисунок» |
Набор рисунков на конкретную тему |
Облачные технологии |
«В мире Google» |
Изучение облачных технологий на примере сервиса Google |
Межпредметный проект |
«Структура – залог успеха» |
Создание в текстовом редакторе конспектов по другим предметам |
Интегрированный урок информатики и литературы |
«В мире А.С. Пушкина» |
Рисование иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина |
Как видно из таблицы, сфера применения метода проектов весьма обширна: от решения частных задач предмета информатики до межпредметных связей и интегрированных уроков.
Разберем подробнее пример проекта по информатике по теме «Создание чат-бота»
Тип проекта: минипроект, информационно-творческий проект.
Ожидаемые результаты: создание простого чат-бота, освоение элементарных функций чат-бота.
Цель проекта: познакомить учеников с возможностями языка программирования Python.
Длительность: час подготовки в процессе домашней работы и два учебных часа в классе.
Ход проекта:
- Ученики знакомятся дома с сутью чат-бота.
- Ученики выделяют этапы алгоритма построения чат-бота.
- Вместе с учителем знакомятся с архитектурой языка программирования Python.
- На уроке ученики получают обратную связь от учителя.
- Ученики программируют совместно с учителем базис чат-бота.
- Демонстрация чат-бота.
- Каждая проектная команда совершенствует базис чат-бота под свои задачи.
- Каждая команда презентует своего чат-бота.
- Подводятся итоги занятия и рефлексия [4, с. 213].
Приведенный пример проекта позволяет учеников вовлечь в изучение сложного языка программирования, поскольку ученики видят сразу свои практические результаты и возможности применения Python.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
Во-первых, проектный метод на уроке информатики позволяет решать широкий спектр дидактических задач, потому что позволяет использовать элементы проблемного обучения, самостоятельного поиска, познавательной инициативы, расширения и углубления знаний и навыков.
Во-вторых, метод проектов создает условия для развития креативности учащихся и позволяет проявить свою индивидуальность в создании проекта.
В-третьих, метод проекта решает важную задачу по развитию навыков работы в команде, умению общаться, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Список литературы
- Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Технология проектной деятельности как ведущая форма обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1. С. 83-86.
- Гаврильева М.В., Виноградова Е.С. Применение метода проектов на уроках информатики // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №5. С. 344-349.
- Григорьева Н.В. Проект как метод развития мышления и познавательного интереса учащихся на уроках информатики // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2. С. 219-225.
- Кадеева О.Е., Гревцов К.Ю., Сырицына В.Н., Ильченко О.Ю. Метод проектов на уроках информатики с использованием визуальных средств информационных технологий // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2020. №11(189). С. 211-215.
- Решетняк Е.Г. Использование метода проектов на занятиях по информатике как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Наука, техника и образование. 2019. №3(56). С. 83-89.
- Уракова Е.А., Колдина М.И., Корнусова В.М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. С. 282-284.