УДК 372.8

Использование метода проектов в обучении информатике

Гладких Юлия Петровна – доцент кафедры информатики, естественнонаучных дисциплин иметодик преподавания факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института Белгородского государственного университета

Ширина Алина Александровна – студент факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в процессе обучения информатике. Дается определение метода проектов и этапы его реализации. Приводятся преимущества использования метода проектов на уроке информатики. Даются примеры проектных заданий.

Ключевые слова: информатика, метод проектов, образование, обучение, проектная деятельность.

Актуальность внедрения проектной технологии в образовательный процесс обусловлена большим потенциалом для развития личности обучающегося и его компетенций. Метод проектов позволяет ученикам глубоко погружаться в материал исследуемой проблемы и самостоятельно организовывать процесс решения задачи. Особое значение проектная деятельность имеет для урока информатики, поскольку жизнь в информационном обществе выдвигает новые требования к подготовке школьников, а именно: анализ больших потоков информации, быстрый поиск решения, адаптация к меняющимся условиям.

Анализ научной литературы показывает, что под методом проектов понимается способ организации педагогического процесса, который позволяет достигнуть дидактической цели с помощью детальной проработки заявленной проблемы [5, с. 84]. При этом у каждого проекта имеется конкретный практический результат, что делает технологию практико-ориентированной и эффективной [3, с. 220].

Возможности метода проектов представлены на Рис. 1.

844

Рис. 1. Задачи, которые решает метода проектов

Таким образом, метод проектов создает условия для самостоятельной работы учащихся и предоставляет большую свободу в выборе средств решения выбранной проблемы. Проектная деятельность развивает у обучающихся креативное мышление, коммуникативные навыки и способствует формированию познавательной мотивации, направленной на решение сложных задач.

Организация проектной деятельности требует от педагога значительной подготовки:

  • выбор интегрированной проблемы, которая позволит вовлечь учеников в образовательный процесс;
  • практико-ориентированный характер поставленных задач;
  • возможность для самостоятельного решения и работы обучающихся [1, с. 85].

Проектная деятельность состоит из следующих этапов:

Во-первых, подготовительный этап, который направлен на выбор темы проекта, определение целей и задач. При необходимости, на этом этапе педагог знакомит учащихся с теоретическим содержание проектной деятельности.

Во-вторых, мотивационный этап, который позволяет найти каждому участнику собственный познавательный интерес в решении проекта.

В-третьих, этап планирования, который подразумевает разработку модели проекта и предполагаемых результатов.

В-четвертых, исследовательский этап, который включает поиск информации и наполнение проекта содержанием, практические шаги и освоение новых навыков.

В-пятых, этап защиты проектов, который позволяет презентовать проект и получить обратную связь.

В-шестых, этап рефлексии, который дает возможность проанализировать команде свои собственные действия в процессе выполнения проекта [6, с. 283].

Приведем примеры использования метода проектов на уроке информатики (Таблица 1) [2, с. 347].

Таблица 1. Возможные темы проектов на уроке информатики

Содержание учебного материала

Возможные темы

Суть проекта

Изучение веб-страниц

«Разработка web-страницы»

Изучение алгоритма и создание страницы на свободную тему

Программирование на Паскаль

«Создай свой рисунок»

Набор рисунков на конкретную тему

Облачные технологии

«В мире Google»

Изучение облачных технологий на примере сервиса Google

Межпредметный проект

«Структура – залог успеха»

Создание в текстовом редакторе конспектов по другим предметам

Интегрированный урок информатики и литературы

«В мире А.С. Пушкина»

Рисование иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина

Как видно из таблицы, сфера применения метода проектов весьма обширна: от решения частных задач предмета информатики до межпредметных связей и интегрированных уроков.

Разберем подробнее пример проекта по информатике по теме «Создание чат-бота»

Тип проекта: минипроект, информационно-творческий проект.

Ожидаемые результаты: создание простого чат-бота, освоение элементарных функций чат-бота.

Цель проекта: познакомить учеников с возможностями языка программирования Python.

Длительность: час подготовки в процессе домашней работы и два учебных часа в классе.

Ход проекта:

  1. Ученики знакомятся дома с сутью чат-бота.
  2. Ученики выделяют этапы алгоритма построения чат-бота.
  3. Вместе с учителем знакомятся с архитектурой языка программирования Python.
  4. На уроке ученики получают обратную связь от учителя.
  5. Ученики программируют совместно с учителем базис чат-бота.
  6. Демонстрация чат-бота.
  7. Каждая проектная команда совершенствует базис чат-бота под свои задачи.
  8. Каждая команда презентует своего чат-бота.
  9. Подводятся итоги занятия и рефлексия [4, с. 213].

Приведенный пример проекта позволяет учеников вовлечь в изучение сложного языка программирования, поскольку ученики видят сразу свои практические результаты и возможности применения Python.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

Во-первых, проектный метод на уроке информатики позволяет решать широкий спектр дидактических задач, потому что позволяет использовать элементы проблемного обучения, самостоятельного поиска, познавательной инициативы, расширения и углубления знаний и навыков.

Во-вторых, метод проектов создает условия для развития креативности учащихся и позволяет проявить свою индивидуальность в создании проекта.

В-третьих, метод проекта решает важную задачу по развитию навыков работы в команде, умению общаться, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Список литературы

  1. Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Технология проектной деятельности как ведущая форма обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1. С. 83-86.
  2. Гаврильева М.В., Виноградова Е.С. Применение метода проектов на уроках информатики // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №5. С. 344-349.
  3. Григорьева Н.В. Проект как метод развития мышления и познавательного интереса учащихся на уроках информатики // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2. С. 219-225.
  4. Кадеева О.Е., Гревцов К.Ю., Сырицына В.Н., Ильченко О.Ю. Метод проектов на уроках информатики с использованием визуальных средств информационных технологий // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2020. №11(189). С. 211-215.
  5. Решетняк Е.Г. Использование метода проектов на занятиях по информатике как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся // Наука, техника и образование. 2019. №3(56). С. 83-89.
  6. Уракова Е.А., Колдина М.И., Корнусова В.М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. С. 282-284.

Интересная статья? Поделись ей с другими: