Использование интернет-технологий в развитии проектно-исследовательской компетенции будущих учителей ИЯ

Касымбекова Ажар Армановна – студент магистратуры Казахского Университета Международных отношений и Мировых Языков имени Абылай Хана, г. Алматы.

Аннотация: Статья рассматривает важность формирования проектно-исследовательской компетенции у будущих педагогов ИЯ. Рассмотрены преимущества и методы использования цифровых интернет-технологий в развитии проектно-исследовательской компетенции будущих учителей ИЯ. Определены способы формирования рассматриваемой компетенции на примерах определенных интернет-технологий, цифровых платформ и веб-ресуров. В статье обоснованы теоретические подходы к формированию проектно-исследовательской компетенции, подведены итоги.

Ключевые слова: будущие учителя ИЯ, Интернет-технологии, проектно-исследовательская компетенция, цифровые технологии.

В условиях глобализации и цифровизации общества, перед высшей школой стоит задачи подготовить профессиональные кадры, соответствующие требованиям современного общества. Безусловным требованием подготовки будущего учителя иностранного языка (ИЯ) является вооружение их профессиональными знаниями, формирование у них проектно-исследовательской компетенции, как необходимое условие его профессионализма. Проектно-исследовательская компетенция должна соответствовать всем требованиям постиндустриального общества, выражаться в готовности к самообразованию, самосовершенствованию и социальной мобильности.

Проектно-исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих навыков, а также способствует развитию критического мышления. Исследовательский потенциал следует отнести к категории основных компетенций, так как его наличие очень важно и необходимо для профессиональной образовательной деятельности, развития педагогического мастерства и профессионализма [1, c. 48]. Успех исследовательской компетенции будущих учителей во многом определяется его качествами, в том числе важностью и самокритичностью, неудовлетворенностью достигнутыми результатами, сильным интеллектом, реальной способностью управлять своими действиями, способностью решать нестандартные теоретические и экспериментальные задачи, наблюдательностью, честностью, открытостью и смелостью отстаивать свою точку зрения.

Развитие у будущего педагога ИЯ проектно-исследовательской компетенции влечет за собой создание у него навыков проектной деятельности , возможности разработать учебный контент для своей профессиональной деятельности, и в итоге формирует у будущего педагога информационную или цифровую культуру. В наше время концепция информационной культуры приобрела особое значение в контексте разработки проектов. Она включает в себя структурированную систему знаний, умений и компетенций, которые облегчают человеческие усилия, с особым акцентом на информацию как центральный предмет [2, c. 25].

Важность исследовательских и проектных методов в образовании диктует высокие стандарты профессионального мастерства в этих областях, которые включают понимание дидактических целей применения. Эти цели вытекают из возможностей подходов к обучению, воспитанию и взрослению учащихся, а также из их сходств и контрастов, о которых также должен знать учитель.

Так, современный педагог должен быть осведомлен о:

  • различии между такими терминами, как «проект», «исследование» и «исследовательский проект», а также как переходить между фазами этих подходов;
  • видах инициатив и исследований;
  • структуре, форматах, процедурах и способах проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися [3, c. 119].

Помимо теоретического понимания в контексте проектно-исследовательской компетенции, будущие учителя должны:

  • планировать индивидуальные и групповые задания учащихся, организовывать работу над учебными проектами;
  • создавать образовательные инициативы;
  • проводить исследования в сфере образования, оформлять их в научную статью, например, иметь опыт публикации в научных журналах и принимать участие в конференциях, сочетающих науку и практику;
  • проводить диагностические тесты для наблюдения за развитием учащихся по отношению к предыдущему прогрессу каждого учащегося [4, c. 160].

Формирование проектно-исследовательской компетенции дает возможность попрактиковаться в развитии исследовательских навыков и талантов. Эффективное научное исследование требует хорошо сформированных моделей и методов деятельности, которые лежат в основе различных видов проектно-исследовательской компетенции и проявляются в виде уникальных способностей

В наши дни конкурентоспособный специалист любой профессии должен уметь быстро перемещаться в информационном пространстве и максимально использовать все медиа-ресурсы, доступные через интернет, видео, прессу, телекоммуникационные сети и т.д. для своей деятельности.

Интернет-технологии, которые включают в себя как машинные, так и человеческие (социальные) компоненты, обеспечивают автоматизированную среду для сбора, обработки, хранения, отправки и использования знаний в форме информации и их влияния на объект [5, c. 34].

Внедрение проектно-исследовательских навыков в Интернете для будущих учителей иностранных языков имеет критическое значение для улучшения образовательного процесса и подготовки будущих учителей ИЯ к современным вызовам. Выбор технологий должен соответствовать целям обучения и способствовать развитию исследовательских навыков.

Рассмотрим ряд интерактивных цифровых технологий, которые расширяют возможности студентов – будущих учителей ИЯ в учебной деятельности и могут быть широко использованы в формировании проектно-исследовательской компетенции.

  1. Онлайн-платформы для обучения языку. Применение Tandem, HelloTalk и ConversationExchange для общения на иностранном языке и выполнения проектов, направленных на изучение культуры через диалог.
  2. Веб-конференции и виртуальные занятия. Проведение проектных презентаций и обсуждение результатов исследований при помощи веб-конференций, таких как Zoom или Google Meet.
  3. Интерактивные веб-доски. Создание коллективных досок на Padlet или Miro для обмена идеями и ресурсами, способствуя обсуждению и совместной работе.
  4. Блоги и журналы в Интернете. Ведение блогов на WordPress или Medium для документирования исследовательских записей, развивая навыки письма и самообразования.
  5. Сообщество в образовании. Использование социальных сетей для образовательных целей, таких как Edmodo и Schoology, для обсуждения проектов и обмена материалами.
  6. Облачные хранилища и сотрудничество. Работа с облачными хранилищами, такими как Dropbox или Google Диск, для совместного хранения и обмена документами.
  7. Онлайн-платформы для создания мультимедийных материалов. Визуализация исследований при помощи инструментов для создания мультимедийных материалов, таких как Canva, Piktochart и Adobe Spark.

Также для формирования и развития проектно-исследовательской компетенции будущих учителей ИЯ подходят следующие цифровые технологии с точки зрения развития исследовательских и поисковых навыков в работе над проектами на иностранном языке.

«Netvibes» предоставляет уникальную онлайн-среду обучения, поддерживая индивидуализированный подход преподавателей и учащихся. В лингводидактическом контексте, это позволяет создавать персонализированные учебные пространства, где учащиеся могут работать с материалами на иностранном языке в соответствии со своими учебными потребностями и графиками. Упражнения могут включать чтение и анализ текстов, аудирование, а также интерактивные задания для отработки языковых навыков.

«Delicio» - социальная сеть. Она открывает возможности для коллективной работы над закладками веб-страниц. Такой цифровой ресурс может оказаться полезным инструментом в лингводидактике, где учащиеся и преподаватели могут совместно сохранять, анализировать и обмениваться ресурсами для изучения иностранного языка. Упражнения включают в себя совместное сохранение и анализ полезных материалов, например, статей, видеороликов или интерактивных упражнений, что стимулирует обмен знаний и формирование коллективной базы данных в рамках развития проектно-исследовательской компетенции.

«Flickr» предоставляет платформу для хранения и обмена изображениями, что может быть весьма ценным в лингводидактическом процессе. Учащиеся и преподаватели могут создавать коллекции изображений, связанных с изучаемым иностранным языком, обогащая учебный материал. Обмен ключевыми словами и комментариями помогает углубить лексический запас иностранного языка, а также стимулирует обсуждение иноязычных материалов, которое помогает в дальнейшей проектной деятельности.

Для разработки проектов на английском языке учащиеся могут использовать «GitHub». Упражнения включают совместное создание и документирование кода, написание технических отчетов и обсуждение проектных идей на английском языке, развивая навыки научно-исследовательской работы.

Платформа «Trello» предоставляет виртуальные доски, на которых студенты могут создавать задачи, присваивать им статусы и следить за прогрессом проекта. Это обеспечивает структурированное управление проектом и легкость совместной работы.

«Slack» — платформа для коммуникации в режиме реального времени, предоставляющая студентам возможность создания различных каналов для обсуждения тем, обмена файлами и планирования проектных мероприятий. Это содействует эффективной командной работе в виртуальном пространстве.

Использование разнообразных цифровых технологий позволяет формировать проектно-исследовательскую компетенцию будущих учителей ИЯ, обогащая их образовательный опыт и подготавливая к эффективному применению современных методов обучения в своей будущей профессиональной деятельности.

Будущие учителя ИЯ, используя цифровые технологии, могут не только эффективно общаться на иностранном языке, но и создавать совместные проекты, проводить презентации, обмениваться идеями и ресурсами. Эти цифровые ресурсы стимулируют коммуникативные и исследовательские навыки, формируют самостоятельность и способствуют активному обучению.

Таким образом, современные интернет-технологии не только обогащают процесс обучения, но и подготавливают будущих учителей иностранных языков к успешной интеграции в цифровое общество. Развитие проектно-исследовательской компетенции через использование цифровых инструментов становится неотъемлемой частью современной педагогической практики, отвечая вызовам и требованиям современного образования.

Список литературы

  1. Маркова Т.А. Актуализация РПД «Иностранный язык» с учетом внедрения информационных и цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Мир педагогики и психологии: междунар. науч.-практ. журнал. 2021. – № 08(61). – С. 48–56.
  1. Джусубалиева Д.М., Мынбаева А.К. Цифровая компетентность современного педагога и информационная культура: новые системы обучения // Вестник академии педагогических наук Казахстана. – 2017. – № 4. – С. 25-34.
  2. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2019. – С. 119-123.
  3. Джусубалиева Д.М., Мынбаева А.К. Цифровое поколение и коннективизм в дидактике: образование 3.0 // Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальный и образовательный аспекты. – 2019. – С. 160-165.
  4. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – Москва: Перо, 2019. – 71 с.