УДК 37.025
Формирование логических УУД младших школьников во внеурочной деятельности по информатике средствами цифровой платформы ПиктоМир
Клищ Андрей Андреевич – магистрант Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.
Аннотация: В современном образовательном пространстве все большее значение приобретает формирование универсальных учебных действий (УУД), включающих в себя логические, регулятивные, коммуникативные и познавательные компетенции. Одним из эффективных инструментов для развития логических УУД является образовательная платформа ПиктоМир. В статье приведены части методики, направленной на развитие универсальных учебных действий и результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, УУД, логические УУД, младшие школьники, информатика, внеурочная деятельность.
Сегодняшнее общество высоко ценит присутствие образованных и умственно продвинутых людей, особенно тех, кто обладает хорошо развитым логическим мышлением. Лица с превосходным уровнем логики способны более эффективно решать задачи, которые предъявляются им обществом и современной жизнью.
Обучение логическому мышлению включает в себя развитие способности к анализу и синтезу, умению делать выводы и обобщения, а также формирование умения рассуждать последовательно и целенаправленно. Важно не только передавать знания, но и обучать детей способам их применения в различных ситуациях [1].
Среди методов обучения логическому мышлению можно выделить следующие:
- Решение логических задач и головоломок. Это помогает развивать умение анализировать ситуацию, применять различные стратегии решения и делать выводы.
- Обсуждение проблемных ситуаций. Детям предлагается обсудить ситуацию, предложить различные варианты ее решения и обосновать свой выбор.
- Игры на развитие логики. Существует множество обучающих игр, которые помогут детям развить логическое мышление в игровой форме.
- Чтение и обсуждение книг. При чтении дети учатся анализировать сюжет, персонажей, их поступки и мотивы.
- Участие в научных проектах и исследованиях. Это помогает детям научиться формулировать гипотезы, проверять их и делать выводы.
Важно помнить, что развитие логического мышления – это долгий процесс, который требует систематической работы. Но результаты этой работы безусловно стоят того, ведь умение логически мыслить открывает перед человеком огромные возможности для саморазвития и достижения успеха в любой сфере жизни [2].
В рамках нашего исследования мы акцентируем внимание на решении логических задач и головоломок, а также на разработке алгоритмов действий для робота-исполнителя в среде ПиктоМир.
"ПиктоМир" представляет собой образовательную цифровую платформу, которая не использует текст, и создана для постепенного вовлечения детей дошкольного возраста и младших школьников в мир современного программирования, в том числе и тех, кто еще не освоил чтение и письмо.
"ПиктоМир" - это плод долгих лет труда команды отдела учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН. Эта платформа была испытана в реальных условиях образовательного процесса, в котором принимали участие десятки тысяч дошкольников и учеников начальных классов.
Данная платформа способствует развитию логического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию, формулировать и проверять гипотезы, позволяет детям осваивать базовые навыки программирования и алгоритмизации в игровой форме.
ПиктоМир предлагает ряд задач, в процессе решения которых дети осваивают основы алгоритмического мышления, учатся строить логические цепочки и последовательности действий. Дети учатся применять различные стратегии решения задач, что способствует развитию их гибкости мышления. Важным компонентом является возможность самостоятельного создания игровых сценариев и программ. Это позволяет детям развивать свои творческие способности, а также умение работать с информацией, структурировать ее и представлять в доступной форме.
Задания категоризированы по различным уровням сложности, при этом реализована интегрированная система обучения, которая обеспечивает последовательный переход от простых задач к более сложным. Основной задачей является навигация робота через лабиринты с одновременной раскраской клеток. Ученик управляет движением исполнителя с помощью стрелок, указывающих направление движения. Это способствует формированию логической последовательности в формате линейного алгоритма. (Рис.1)
Рисунок 1. Пример задания на платформе ПиктоМир.
Я уже более пяти лет успешно интегрирую данную платформу во внеурочные занятия по информатике для учеников 1-4 классов. Школьники быстро осваивают принципы решения головоломок, благодаря чему процесс обучения проходит без трудностей. В ходе выполнения этих заданий ученики развивают такие УУД, как планирование, анализ, синтез, оценка и коррекция своих действий. Мои выводы были сформированы на основе анализа работы учеников во время стандартных занятий по информатике, проводимых по программе Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Данная программа включает в себя ряд логических задач, которые дети решают в рабочих тетрадях [4]. Учащиеся, которые посещают дополнительные занятия, демонстрируют высокую успеваемость. В то же время, многие ученики, не принимающие участие во внеурочной деятельности, сталкиваются с проблемами в освоении школьной программы по информатике.
Организация внеурочных занятий в группах способствует созданию конкурентной среды, что стимулирует учеников к решению большего количества задач. В мультивозрастных группах имеется элемент наставничества: более опытные ученики стремятся помочь своим менее опытным товарищам, что помогает им еще лучше усвоить материал [5].
В ходе исследования было выявлено, что регулярное посещение занятий на платформе ПиктоМир положительно влияет на успеваемость учащихся по информатике. Ученики, которые посещали занятия хотя бы один раз в неделю, проявляли большую заинтересованность в учебе, легко справлялись с задачами и достигали больших успехов на обычных уроках по сравнению с теми, кто не посещал дополнительные занятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что платформа ПиктоМир является эффективным инструментом для развития логических УУД у школьников. Она помогает не только улучшить успеваемость по информатике, но и развивает критическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию, что является важным навыком в современном образовательном процессе.
Список литературы
- Васильева Л.А. Информационные технологии в образовательной деятельности детей младшего школьного возраста. - Вологда: Вологда, 2008.
- Воскресенская Т.В., Петрова Е.В. Формирование логического мышления младших школьников в процессе изучения информатики: учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2013.
- Гуревич М.В. Формирование логического мышления на уроках информатики в начальной школе. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Рудченко, Семенов: Информатика. 1-4 класс. Учебник. ФГОС. Просвещение, 2023 г.
- Назарова Л.В. Формирование логического мышления младших школьников на уроках информатики. - М.: Просвещение, 2004.