УДК 37.015.31

К вопросу о формировании межкультурной компетентности как ключевой квалификации современного образования

Филиппова Оксана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Кузбасского института ФСИН России.

Аннотация: в статье рассматривается межкультурная компетентность как ключевая квалификация в современных условиях глобализации. Подчеркивается ведущая роль сферы образования, как важнейшей сферы общественной жизни в процессе формирования и развития межкультурной компетентности. Анализируются терминологические и методологические аспекты межкультурной компетентности. Выделяются ключевые навыки, способствующие развитию межкультурной компетентности.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, социокультурная ориентация, культура, компетенция, культурная саморефлексия, межкультурное взаимодействие, ключевая квалификация.

Важность межкультурной компетентности становится все более очевидной в современном глобализирующемся мире. Ключевая роль межкультурной компетентности детерминирует как личную, так и профессиональную сферы жизни человека. Межкультурная компетентность определяет способность человека к социокультурной ориентации и включает восприятие сходств и различий между различными культурами. Межкультурная компетентность направлена на обеспечение эффективного сосуществования культурного, этнического и религиозного большинства и меньшинств. Образование, как важнейшая сфера общественной жизни, призвано формировать, поддерживать и развивать межкультурную компетентность, необходимую для успешной реализации личности в современном мире [2].

Рассмотрим терминологические и методологические аспекты межкультурной компетентности. Понятие «культура» является многоаспектным понятием, которое достаточно трудно сформулировать. Анализ формулировок понятия «культура» позволил выявить многообразие подходов, характеризующихся достаточно широким или слишком узким пониманием культуры. На наш взгляд, наиболее полным представляется понимание культуры,  рассматривающее ее как коллективную, открытую и изменчивую систему ориентации, характеризующуюся развитием, изменчивостью и гибкостью, которую индивид постепенно в процессе социализации. Культура как коллективное явление воспроизводится, передается последующим поколениям в результате чего подвергается трансформации. Это социальная практика присвоения значений, которая включает в себя общие модели интерпретации и в принципе открыта для слияний и взаимных влияний. Человек формирует культуру, а культура формирует человека. Этот жизненный мир включает в себя структуру человеческого сосуществования, которая проявляется, среди прочего, в восприятии, чувствах, отношениях, действиях, языке, в литературе, одежде и т. д.

Франц Э. Вайнерт определяет компетенции как когнитивные способности и навыки, имеющиеся у людей или приобретаемые ими, необходимые для решения определенных проблем, а также связанные с ними мотивационные, волевые и социальные готовности и способности, позволяющие успешно и ответственно использовать решения проблем в различных ситуациях. В основе понимания сущности компетенции лежит способность индивида решать проблемы. При этом компетенция включает в себя не только когнитивные способности, но и эмоциональные склонности индивида, определяющие индивидуальные возможности выбора в отношении способностей, действий и возможностей принятия решений. Компетенции основаны на обширных знаниях и опыте и оцениваются как имеющие дополнительную ценность по сравнению с простыми квалификациями. Таким образом, представляется возможным определить компетентность как совокупность навыков, способностей, установок и взглядов, а также контекстуальных и эмпирических знаний, которые доступны человеку для решения проблем и могут быть использованы и активированы в конкретных ситуациях [5].

Межкультурная компетентность представляет систему взаимозависимых компетенций в области действий в межкультурном контексте. Существует множество подходов к определению сущности данного понятия, которые различаются преимущественно с точки зрения собственных исследовательских целей авторов и предметно-специфического контекста. При этом  большинство авторов определяют межкультурную компетентность как способность индивида осуществлять эффективное и адекватное общение в межкультурных ситуациях на основе собственных межкультурных знаний, навыков и взглядов [3]. Это определение представляется достаточно широким и поднимает вопрос о том, что именно понимается под „межкультурными знаниями, навыками и установками“. В этой связи обратимся к рассмотрению структуры межкультурной компетенции. С целью оценки уровня развития межкультурной компетентности Дарл Дирдорф выделил в ее структуре следующие иерархически упорядоченные элементы: отношения, знания, навыки, внутренние и внешние результаты (последствия).

Совокупность данных элементов представлена в виде пирамиды, в основании которой лежат отношения и установки. Второй уровень образуют взаимосвязь знаний и навыков, культурная саморефлексия, понимание культуры, наблюдение, интерпретация, внутренними эффектами которых являются изменение точки зрения, адаптивность или эмпатия. В результате этого возникают внешние эффекты - эффективное и адекватное поведение и общение в ситуациях межкультурного взаимодействия. Основываясь на этих выводах, было разработано следующее определение: „Межкультурная компетентность описывает компетентность эффективно и адекватно взаимодействовать в межкультурных ситуациях на основе определенных взглядов и установок, а также специальных навыков действий и размышлений“ [4].

Следует отметить, что подобное структурное рассмотрение раскрывает влияние (последствия) межкультурной компетентности. В рамках выделенных элементов межкультурной компетенции Д. Дирдорф выделяет их результаты (последствия):  отношения – мотивация; знания и навыки - компетентность в действиях; внутренние и внешние результаты (последствия) - рефлексия. Представленная на рис. 1 модель процесса развития межкультурной компетентности иллюстрирует многомерность и сложность данного процесса. Элементы межкультурной компетентности взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны, а не просто сосуществуют.

1

Рис. 1. Модель процесса развития межкультурной компетентности

На основе анализа различных существующих в научной литературе определений межкультурной компетентности представляется возможным выделить ключевые навыки, призванные способствовать развитию межкультурной компетентности в наивысшей степени: открытость, эмпатия, коммуникабельность, культурная осведомленность, способность к рефлексии, адаптивность, гибкость.

Результаты проведенного анализа показывают, что культурная открытость, любознательность, открытость, коммуникабельность, а также принятие культурного разнообразия рассматриваются как наиболее важные качества в рамках межкультурной компетенции [1; 6].

Формирование межкультурной компетентности как ключевой квалификации современного образования представляет собой непрерывный процесс, который необходимо систематически поддерживать. Межкультурная компетентность является принципом преподавания и обучения, независимо от конкретной предметной специфики.

Образовательные учреждения играют ключевую роль в процессе формирования идентичности, учат жить и эффективно взаимодействовать в обществе с учетом актуальных общественно-социальных требований одним из которых является межкультурная компетентность.

В этой связи вопрос оптимизации педагогических стратегий использования культурного разнообразия является всеобъемлющей задачей современного образования.

Список литературы

  1. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hupivrspu.edu.ru'journals'lexicography/couference/vasilieva%20N.htm. (дата обращения: 20.01.2021).
  2. Глаголев, В.С. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. – М.: Проспект, 2015 – 265 с.
  3. Филонова, В.В. Вариативность методов определения уровня сформированности межкультурной компетенции // Актуальные проблемы педагогики. – М., Искра. 2015 – С. 58-62.
  4. Deardorff  D. K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006 N 10 (3).P. 241–266.
  5. Franz E. Weinert  Concepts of Competence  // Max Planck Institute for Psychological Research – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/Weinert_1999_ConceptsofCompetence.pdf.
  6. Thomas A. Interkulturelle Handlungskompetenz – Schlüsselkompetenz für die moderne Arbeitswelt // Arbeit. 2006. № 15 (2). S. 114-125.

Интересная статья? Поделись ей с другими: