УДК 37

Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации

Козлова Ангелина Сергеевна – магистрант кафедры Педагогики Донецкого государственного университета.

Научный руководитель Жуков Сергей Михайлович – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики Донецкого государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены аспекты методического сопровождения воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации. Раскрывается сущность, структура и содержание работы старшего воспитателя в ДОО.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольная образовательная организация, методическая служба, старший воспитатель, компетентность.

Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, природные катаклизмы в мире, возникающие внезапно, кардинально и неожиданно изменяют всю сферу нашей жизни. Система образования, в том числе, проводит основные испытания. Проблема сохранения образовательного процесса на высоком уровне в эти непростые для страны и мира периоды встает особенно важно. Развитие системы образования в РФ не стоит на месте. В настоящее время в общественную жизнь нашего государства конкретные изменения вносят социально-экономические факторы. В последние годы в государстве появились важные нормативно-правовые документы, создавшие новые условия для развития дошкольного образования. Основным таким нормативным документом является закон «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого работают все образовательные организации [8].

Требования к современной дошкольной образовательной организации (далее ДОО) постоянно возрастают. Сегодня особое внимание уделяется таким ключевым моментам, как качество, доступность и эффективность образования. Только качественные изменения работы в ДОО будет способствовать развитию системы дошкольного образования.

Изменения системы дошкольного образования требует от современных образовательных организаций пересмотреть основные и наиважнейшие направления своей деятельности, в том числе и методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, под которым понимается процесс, направленный на решение актуальных проблем профессиональной деятельности педагога.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень компетентности педагогов ДОО к проектированию и организации образовательного процесса, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Что связано с опытом педагогов, уровнем их профессиональной компетентности в области проектирования образовательного процесса и личностно-ориентированного подхода к участникам образовательного процесса.

Компетентность педагога в поле его профессиональной деятельности подразумевает систему, которая включает в себя компоненты в виде опыта педагога, его знаний и личностных качеств. Все эти компоненты позволяют педагогу осуществлять педагогический процесс продуктивно выстраивать социальную коммуникацию, достигать поставленных целей, осуществлять личностное и профессиональное развитие и удовлетворять потребности, возникающие в сфере современного образования, реализовывая государственные образовательные стандарты в своей педагогической практике.

П.Н. Лосев утверждал, что повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО возможно через работу методической службы, организация и вовлечение в методическую работу педагогов, оказание им регулярной и систематичной консультативной помощи, пополнение и систематизация знаний научно-методической литературы и нормативно-правовых документов. Таким образом, значимое место в организации консультативной поддержки профессионального развития педагогов занимает методическая служба образовательной организации [4].

Организатором и руководителем службы является старший воспитатель, он создает в образовательной организации условия для успешного освоения основных образовательных программ дошкольного образования: обеспечивает непрерывность педагогического процесса; осуществляет подготовку педагогических кадров к аттестации; знакомит коллектив с инновациями и оказывает помощь по внедрению инновационных технологий, методов воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста; отвечает за оснащение методического кабинета, наличие современной методической литературы и наглядных пособий.

Целью старшего воспитателя является создание соответствующих условий в ДОО для благоприятного развития педагогического коллектива и повышения их профессионализма. Методическая деятельность старшего воспитателя в первую очередь должна быть направлена на достижение и поддержку должного качества образовательного процесса в ДОО и предоставление педагогам возможности реализовать свои профессиональные возможности.

Ученые исследователи Ю. В. Васильева [1], М.В. Дубцова [2], Ю. А. Конаржевский [3], М. М. Поташник [5], В. А. Сластенин [6], П. И. Третьяков [7], К. Ю. Белая [7] выдвигали методическое сопровождение важной составляющей профессионального роста педагогов и организации образовательной деятельности. Повышение уровня их осведомленности, происходит за счет изучения новых учебных пособий и научной литературы, периодических изданий, курсов повышения квалификации.

Организаторская деятельность является основным видом деятельности старшего воспитателя. Термин «организация» в нашем случае, рассматривается как деятельность по реализации плана ДОО и других управленческих решений, которая обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, чётким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.

Планирование в ДОО является одной из важнейших функций старшего воспитателя, включает процесс написания плана при помощи творческой и мыслительной деятельности. Таким образом, начинать проектирование целесообразно с методов, приемов и анализа педагогической деятельности, который поможет выявить сильные и слабые стороны в работе педагогов. Единых требований составления этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме.

Поэтому общая цель методической работы заключается в обеспечении качества образования и развитии системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения. Это определяется методическими принципами работы, среди которых ведущими являются принципы демократизации и гуманизации образования.

В проектирование деятельности включаются все специалисты педагогического коллектива: музыкальный руководитель, дефектолог, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Они вносят свой вклад содержательного и организационного характера. Работа, направленная на повышение научного, теоретического, культурного уровня, а также уровня психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Планируя свою работу, старший воспитатель помогает спланировать деятельность каждого педагога. Вывешенный на стенде план-график с основным перечнем деятельности старшего воспитателя знакомит педагогов с его деятельностью в течение определённого периода. Таким образом, педагоги могут заранее подготовиться к очередному методическому мероприятию, проконсультироваться по возникшим вопросам, предоставить старшему воспитателю к определённому сроку необходимые материалы и т.д. Все это экономит рабочее время руководителя и педагогов.

Деятельность методической службы регулируется соответствующим документом – федеральные, региональные и нормативно правовые акты(положение МДОУ, план работы). Положение – организационный документ, устанавливающий порядок создания, цели, задачи, структуру, функции и основные направления методической службы.

Эффективная работа методической службы позволяет обеспечивать профессиональный рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.

На современном этапе, методическая служба совершенствуется и развивается для эффективной реализации образовательного процесса, помощи педагогу в реализации педагогического потенциала. Современный педагог дошкольного образования должен отличаться своим повышенным интересом к научной деятельности, применять лояльно критику деятельности и устранять ошибки по мере их возникновения. Обладать высоким уровнем педагогического мастерства, находиться в активном поиске новых методик, обладать высокой интеллектуальностью и педагогической интуицией[4].

Таким образом, грамотно выстроенная методическая работа, направленная на эффективное педагогическое общение в дошкольной образовательной организации, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и повышению качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Основной задачей педагогов на современном этапе является не только сохранить и накопить педагогический опыт, но и принять новообразование, проанализировать их и скоординировать, перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями общества и государства.

Процесс профессионального развития педагогов будет наиболее эффективным, если организация методического сопровождения будет представлять собой целостную чёткую систему взаимосвязанных мер, отобранных на основе целей, задач и этапов организации методического сопровождения, ориентированных на реализацию главных функций методического сопровождения, и строиться на принципах открытости, интеграции, индивидуализации и рефлексивности.

Благодаря методическому сопровождению у педагогов формируются такие способности и качества, которые позволят преодолеть трудности, связанные с инновациями. Педагог сможет мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.

Список литературы

  1. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. М.: Просвещение, 1990.
  2. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. по материалам междунар. заоч. науч.-практ. конф., 31 янв. 2015 г. : в 16 ч. – Тамбов : Юком, 2015. – Ч. 10.
  3. Конаржевский Ю. А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1979.
  4. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М., 2011.
  5. Поташник М. М. Инновационные школы России. Становление и развитие: Опыт программного целевого управления. М.: Новая школа, 1996.
  6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E. H. Педагогика. - М.: Пресс, 1997.
  7. Третьяков П. И., Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К.Ю. Белая. – Москва: Сфера, 2007.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: