УДК 373.3

Эффективность применения обучающих мобильных приложений в логопедической работе по формированию графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи

Глущенко Ксения Николаевна – магистрант факультета Дошкольного начального и специального образования Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: Становление навыка письменной речи у младших школьников выступает показателем успешной школьной адаптации. В настоящее время отмечается рост числа обучающихся, осваивающих программу начального общего образования, с нарушениями письменной речи и, как результат, фиксируются учебная дезадаптация и нарушение формирования личности растущего человека. Целью исследования явились анализ и оценка эффективности применения обучающих мобильных приложений в логопедической работе по формированию графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи. В экспериментальном исследовании приняли участие 14 младших школьников с нарушениями речи, обучавшиеся в МОБУ СОШ «Муринский Центр Образования №1» г. Мурино. Данная статья окажется полезной для учителей-логопедов, учителей начального уровня образования, студентов педагогических направлений подготовки, интересующихся данной проблемой.  

Ключевые слова: нарушение речи, младший школьник с нарушением речи, графомоторный навык, информационно-коммуникационные технологии, обучающие приложения.

Речь является формой человеческой коммуникации, которая предполагает использование речевых конструкций и оборотов, сформированных на основании правил. Благодаря важнейшей функции речи, письму, человеку доступны труды великих мыслителей древности, деятелей культуры, политики, искусств. Мы с благоговением открываем древние фолианты, восхищаясь красотой витиеватых шрифтов ручного письма наших предков, однако стоит задаться и вопросом, а как с письмом обстоят дела сейчас? Будут ли наши потомки восхищаться качеством и изяществом рукописей наших с вами современников, ведь в основном письменная речь сейчас по большей части является электронной? Целью написания данной статьи является поиск ответа на вопрос, достаточно ли сформирован графомоторный навык у младших школьников с ОНР 3 ур. р.р., и является ли применение информационных технологий эффективным инструментом в логопедической работе по формированию графомоторных навыков в условиях общеобразовательной школы.

Ни для кого не секрет, что современные дети не желают расставаться с гаджетами даже в школе. Мессенджеры, игры, различные приложения, популярные видео хостинги – всё это отвлекает детей от учебы, в том числе и в непосредственно учебное время. Практикующие специалисты – учителя-логопеды, учителя начального уровня образования – отмечают снижение качества письменных работ у обучающихся начальных классов. Результаты экспериментальных исследований М.С. Конаковой позволяют отметить, что общее состояние письма оценивается как «низкое» у 90% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, у 70% детей с задержкой психического развития и как «нулевое» у 30% детей с легкой степенью умственной отсталости [3].

Процесс овладения навыком письма, а значит и графическим навыком, является одним из важнейших элементов общего развития ребенка. Развитие и становление письменной речи становится возможным только путем приобретения графических навыков и овладением техникой письма. Как показывает практический опыт, постановка графомоторного навыка является одним из самых сложных этапов освоения письма для учащихся младших классов. Справедливо отмечает И.И Садовникова, что обычно процесс формирования навыка письма не вызывает у детей особого энтузиазма [4].

Все современные педагоги единогласны в том, что наилучший способ обучения младших школьников – это игровая подача учебного материала. Безусловно, фразы «учись, играя» и «интеллект на кончиках пальцев» звучат сейчас как никогда часто. Но все ли игры полезны? Возможно ли интегрировать обучающие игры и приложения на электронных носителях в логопедический комплекс по формированию графических навыков? Будет ли такая работа эффективна?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, нами было организовано и проведено на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мурино экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 14 младших школьников, обучающихся 2-х классов, с логопедическим заключением – «Несформированность процессов чтения и письма, обусловленные некомпенсированным ОНР 3 уровень речевого развития».

Для оценки каллиграфических навыков существует множество методик, описанных в научно- методической литературе. Осуществив изучение и анализ научных источников, нами была подобрана наиболее подходящая для обучающихся 2-х классов методика, включающая оценку письма по 5 критериям. Автор данной методики М.М. Безруких (2).

  • соответствие начертания буквы принятому образцу;
  • равнонаклонность и параллельность одинаково направленных штрихов;
  • безотрывность и правильное соединение элементов буквы;
  • равное расстояние между элементами в букве, между буквами в слове, между словами в строке;
  • одинаковая ширина и высота букв.

Каждый из выделенных нами критериев оценивался от 0 до 3 баллов, затем вычислялся общий результат и определялся уровень сформированности графического навыка:

  • высокий уровень – 13-15 баллов;
  • средний уровень – 9-12 баллов;
  • низкий уровень – 0-8 баллов.

            Для проведения диагностики учащимся было предложено переписывание с текста:

Входное тестирование

  1. Заря поднималась над землей.
  2. На Севере наступило долгожданное лето.

Итоговое тестирование

  1. С первыми лучами солнца просыпается роща.
  2. Свежий ветерок чуть качает камыши у речки.

Так же необходимо акцентировать внимание на подготовительном этапе экспериментального исследования, в ходе которого нами был осуществлен подбор обучающих материалов в электронном (мобильное приложение) и классическом (прописи) формате. Были отобраны мобильное приложение «Каллиграфия Рус. Учимся писать» (доступно на платформах PlayMarket и AppStore для использования на электронном носителе) и методическое пособие для младших школьников «Исправляем почерк: Прописи для начальной школы: Русский язык» Г.Н. Сычевой.

Первым этапом эксперимента была проведена входная диагностика, контингент учащихся разделен на две эквивалентные группы (экспериментальную и контрольную).

На втором этапе экспериментальной группе была предложена работа в мобильном приложении с обязательным использованием электронного пишущего инструмента (стилуса/пера), контрольной группе предложены прописи и классический инструмент для письма (ручка). Учащимся были даны рекомендации по дозированию (10 минут, согласно СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [1]) данных средств формирования графических навыков и условия контроля, работа проводилась учащимися самостоятельно в виде рекомендованной к выполнению «домашней работы». Продолжительность данной работы была определена в 3 недели.

На третьем этапе экспериментального исследования, по истечению  3 недель, было проведено итоговое тестирование (переписывание с печатного текста), после которого были проведены оценка и анализ полученных данных.

Результаты диагностики по итогам проведенного исследования представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты оценки эффективности применения информационных технологий в процессе формирования графомоторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.

ФИО учащегося

Экспериментальная/
контрольная группа

Дата

Результат первичного тестирования

Дата

Результат итогового тестирования

Отклонение

Женя Ш.

Эксп.

09.10.2023

8

27.10.2023

9

1

Билоллиддин Т.

Эксп.

09.10.2023

7

27.10.2023

9

2

Данил Г.

Эксп.

09.10.2023

9

27.10.2023

10

1

Дима К.

Эксп.

09.10.2023

8

27.10.2023

10

2

Настя Н.

Эксп.

09.10.2023

8

27.10.2023

13

5

Павел С.

Эксп.

09.10.2023

11

27.10.2023

8

-3

Маша Д.

Эксп.

09.10.2023

11

27.10.2023

12

1

София С.

Контр.

09.10.2023

7

27.10.2023

9

2

Кирилл Р.

Контр.

09.10.2023

10

30.10.2023

11

1

Илья К.

Контр.

09.10.2023

10

31.10.2023

9

-1

Варя К.

Контр.

09.10.2023

8

30.10.2023

8

0

Лука С.

Контр.

10.10.2023

9

30.10.2023

10

1

Андрей К.

Контр.

10.10.2023

9

30.10.2023

11

2

Святослав Д.

Контр.

09.10.2023

10

30.10.2023

10

0

Общегрупповые показатели показали рост, однако следует отметить результаты отдельно взятых детей в экспериментальной и контрольной группах, результаты тестирования которых показали отрицательное отклонение, что можно связать с несколькими возможными причинами:

  1. Общая усталость ребенка (тестирование проводилось на 4 уроке в конце рабочей недели).
  2. Не выполнение заданий на самостоятельную домашнюю работу.
  3. Не соблюдение рекомендованного времени упражнений во время самостоятельной домашней работы.
  4. Данный комплекс не подходит конкретному ребенку в силу его индивидуальных особенностей.

Общегрупповое отклонение (в усредненных числах) представлено в Таблице 2.

Таблица 2. Групповые результаты тестирования. Средний показатель.

Группа

Входной тест

Дата входного тестирования

Выходной тест

Дата выходного тестирования

Откло-нение

Экспериментальная

8,86

09.10.2023

10,14

27.10.2023

1,28

Контрольная

9

09.10.2023

9,71

27.10.2023

0,71

На рисунке 1 представлены изменения результатов оценки уровня сформированности графического навыка в групповом выражении.

image001

Рисунок 1. Групповые результаты тестирования (средний показатель).

В ходе проведенного эксперимента удалось установить, что регулярные упражнения по формированию графических навыков положительно сказываются на результатах оценки уровня сформированности графических навыков. Однако стоит отметить, что средний показатель в результатах выходного тестирования в экспериментальной группе превышает показатели в контрольной группе.

На основании вышесказанного можно сделать заключение об эффективности применения информационных технологий в формате мобильного приложения «Каллиграфия Рус. Учимся Писать» в логопедической работе по формированию графических навыков у младших школьников при условии соблюдения рекомендаций по дозированию и регулярности применения данного инструмента.

Список литературы

  1. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.2/2.4.1340-03/ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. [Электронный ресурс]. https://docs.cntd.ru/document/901865498 свободный. – (дата обращения: 18.01.2024.
  2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст]: Книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.
  3. Конакова Марина Сергеевна Исследование орфографического самоконтроля у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-orfograficheskogo-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
    – (дата обращения: 18.01.2024).
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml , свободный. – (дата обращения: 18.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: