УДК 37

Современные технологии как эффективный инструмент управления ДОО

Шань-Дюнь Мария Эдуардовна – магистрант Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; музыкальный руководящий работник Детского сада №84 «Искорка» в г. Якутск.

Аннотация: В современном мире отношение к управлению дошкольными организациями существенно изменилось. Мотивация, активность и творческий потенциал отдельных педагогов являются важнейшими условиями, которые определяют эффективность всей организации. Поэтому проблемы коллектива входят в общую систему организованного управления. В статье рассматриваются современные технологии управления образовательной организацией. Основное внимание уделяется выявлению общих элементов управления ДОО. Научная новизна заключается в изучении современных процессов управления дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: управление, ДОО, современные технологии, принципы, методы.

Актуальность

Наука управления в настоящее время активно развивается. В литературе можно найти всевозможные определения управления, например:

  • Управление – это постоянное и целеустремленное влияние на коллектив людей для создания порядка и координации их деятельности в ходе осуществления профессиональной деятельности с целью достижения высших результатов при наименьших затратах.
  • Управление – это вид специальной деятельности, нацеленной на упорядочение отношений в рабочем коллективе, согласование сложной иерархии между руководящим звеном и подчиненными.

В сфере образования управление – это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, сосредоточенное на обеспечении становления, стабилизации, функционирования и непременного развития организации.

ДОО представляется педагогической системой, состоящей из управляемой и управляющей подсистем. В управляемую подсистему входят воспитатели, дети, обслуживающий персонал, родители. В управляющую подсистему входят руководящий работник организации и его заместители (старший воспитатель, старшая медсестра, завхоз и другие). В системе управления участвуют как педагогические работники, так и медицинские, а также обслуживающий персонал.

В связи с актуальностью данной темы, была поставлена цель исследования – определить эффективность современных технологий управления дошкольной организацией.

Задачи

  1. Ознакомиться с научной литературой, в которой рассматриваются современные технологии управлении ДОО.
  2. Определить факторы, которые определяют эффективность управления дошкольными образовательными учреждениями.

Под стратегическим управлением понимают способность руководящего работника определить цели развития, спланировать программу их достижения с возможностью внесения корректив, очертить ключевые проблемы, применить различные стратегии. Главными составляющими стратегического управления считаются сферы деятельности, стадии жизненного цикла, проблемы развития, положение учреждения на рынке образовательных услуг.

На базе изучения научных работ по теме исследования мы выявили ряд общих проблем, которые существуют сегодня в системе управления ДОО:

  • Необходимость постоянного притока свежих кадров.
  • Низкая эффективность коллектива.
  • Разный уровень квалификации специалистов.
  • Потребность вести подготовку, обучение, тестирование сотрудников в централизованном формате.
  • Потребность в обобщении накопленных специалистами знаний.

Чтобы добиться эффективности работы ДОУ, важно создать такую стратегию управления, при которой персонал будет мотивирован, производителен и творчески активен. Это важные конкурентные преимущества образовательного учреждения. Распространение в современной науке таких понятий, такой как управление персоналом и человеческими ресурсами, кадровый менеджмент, показывает, что вопросы развития сотрудников занимают ключевую роль в общей системе организованного управления.

Ключевыми элементами системы управления персоналом являются:

  • Субъекты – руководящие сотрудники различного уровня;
  • Процессы – технологии управления персоналом, которые применяются руководящим звеном для достижения целей ДОО;
  • Объекты – педагогический коллектив.

Современное образование быстро преобразовывает окружающую среду, социальные институты, все сферы жизни проблем человека, инициируя темпы перемен, навсегда отказываясь от прежнего вида мыслей, чувств, многовекового опыта.

Прогресс общества, открытия в области профессиональной деятельности человека обеспечиваются благодаря непрерывному образовательному процессу. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Непрерывность образования осуществляется в ходе постоянного и непосредственного взаимодействия индивида и окружающего его мира.

Инновационный режим работы ДОУ обусловливает постоянное и регулярное повышение квалификации сотрудников. Коллектив педагогов ДОУ имеет достаточно высокий квалификационный уровень и образовательный ценз. Но текущая ситуация в сфере образования объективно требует от педагога непрерывного профессионального развития. Одним из главных направлений Национальной образовательной инициативы является развитие системы потенциала педработников, где указано, что программы профпереподготовки и повышения квалификации педагогов должны гибко адаптироваться к интересам педработников, а значит и к образовательным потребностям детей.

Этого невозможно добиться без продуманной системы непрерывного образования и самообразования педработников, одной из особенностей которой является человек, находящийся в условиях постоянного изменения функциональных и деятельных рамок самоопределения. Так что подготовка и переподготовка педагогов должна иметь опережающий характер, быть целенаправленной и систематической, иметь персональную траекторию для каждого педагога, учитывать его личную ответственность и инициативу.

Система постоянного повышения квалификации педработников в ДОУ предполагает разные подходы к работе с кадрами с учетом уровня их педагогического мастерства. Так, педагоги с высоким профессиональным уровнем назначаются на руководящие должности, участвуют к организации семинаров, открытых уроков и т. д. Менее опытные педагоги и те, кто сталкивается с профессиональными затруднениями, чаще участвуют в индивидуальных формах работы. Также практикуется наставничество, которое позволяет начинающим педагогам в любой момент обращаться за практической помощью к старшим товарищам, на практике наблюдать за работой квалифицированных коллег.

Система оценки качества образовательных услуг в ДОУ – это система связанных друг с другом объекта и субъектов, предмета и функций, критериев и показателей, результата оценки. Ученые считают, что процедуры оценки образования должны быть общими для педагогических работников и для контролирующих инстанций и носить не только диагностические функции. Рассматривая проблемы научного и методического обеспечения качества образования дошкольников, нужно сопоставлять их с не менее важным вопросами, такими как:

  • цели воспитания и развития детей в возрасте до 7 лет;
  • соответствие содержания образовательного процесса государственным стандартам;
  • соответствие содержания образовательного процесса запросам потребителей услуг ДОУ

Миссией ДОУ в области образования являются оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства посредством управления образовательной организацией.

Рассмотрим принципы управления по Т. П. Колодяжной:

  • Принцип №1 – синергетика. Управление становится эффективным, если в коллективе развиты взаимоуважение, доверие, взаимопомощь, для работы используются опыт и знания не только руководителей и опытных сотрудников, но и всех членов команды.
  • Принцип №2 – самоорганизация. Чтобы самоорганизация не привела к негативным последствиям, ее должны корректировать и поддерживать руководящие работники. Управленец должен инициировать процессы развития, упорядочивать внешние факторы, влияющие на работу коллектива.
  • Принцип №3 – нелинейность. С помощью этого принципа управленцы борются с аддитивным подходом при развитии системы управления организацией.
  • Принцип №4 – личная субъектность. Заключается в переходе от традиционно-директивного управления на руководство, которое активирует внутреннюю творческую активность подчиненных. Руководитель должен освоить новые педагогические умения, чтобы создать для себя и своих подчиненных условия самоорганизации.
  • Принцип №5 – открытость. Образовательное учреждение как система должно существовать во взаимосвязи с энергией, информацией, отношениями, материалами, с обществом и окружающей средой.

Рассматривая содержание и организационную структуру деятельности руководящего работника через призму принципов работы общества, путей управления, понятий мы получаем возможность приблизиться к реализации новых требований по организации работы ДОУ.

Каждодневное решение общих проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся взаимосвязаны друг с другом и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Функции управления – совокупность самостоятельных операций и условий, не нарушающих функциональную модель управления. К главным функциям можно отнести: планирование, целеполагание, прогнозирование, организацию, анализ, коррекцию (регулирование) и контроль. Все эти функции также характерны для системы управления ДОУ, но каждая из них наделена собственной методологией, определяемой спецификой работы ДОО.

Методы управления — это способы реализации заданных принципов целей и в ходе взаимодействия управляемой и управляющей систем. У методов разные функции, например, стимулирующая. Руководящий работник должен уметь создавать трудовой настрой, способствующий максимально эффективной работе каждого члена педколлектива.

В исследованиях отдельных ученых методы управления ДОУ подразделяются в зависимости от характера отношений, определяющих сущность и уровень взаимосвязи между управляемой и управляющей системами. Выделяют 5 групп методов: организационные, административные, экономические, правового регулирования, психологические. В организационной группе выделяют 3 типа методов: общие, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Система разнообразных методов в разных сочетаниях, их комплексное применение – одна из составляющих механизма управления.

Методы управления организуют, согласуют, мобилизуют, координируют действия внутри коллектива. Задача руководящего работника – активизировать деятельность каждого педагога на благо коллектива.

Одним из обязательных условий развития современного ДОУ является стратегическое видение руководителем путей его развития. Общую стратегию задают государство, общество, учредители. Именно она является стартовой точкой для разработки стратегии каждого учреждения, включая и детский сад. На передний план в деятельности управленцев выходит их умение интегрировать государственные и региональные задачи с собственным представлением о путях развития ДОУ. Под стратегией здесь понимается обобщающая модель действий, которые требуются для достижения поставленных целей управления на основе эффективного распределения ресурсов и выбранных показателей. Стратегия – основная программа действий, которая определяет ресурсы и приоритеты для достижения основной цели развития учреждения.

Изучив предмет, цель, принципы и содержание управленческой деятельности руководящего работника, необходимо осветить и ее результат. В управлении любой организацией нужно видеть уровни прибыли, лояльности коллектива и желания его членов работать, качество принимаемых управленческих решений, удовлетворенность потребителей полученными от учреждения или организации услугами.

В ходе реформы дошкольного образования в нашей стране приоритетным направлением стал переход от учебно-дисциплинарного подхода педагогической работы к личностно-ориентированному.

Руководящий работник ДОО в настоящее время должен уметь выполнять практические и управленческие функции, возложенные на руководство организации, а именно:

  • Грамотно планировать деятельность ДОО.
  • Принимать правильные управленческие решения.
  • Налаживать координацию между действиями педагогического и общего коллективов.
  • Формировать программы совершенствования и развития деятельности ДОО.

От успешного взаимодействия руководящего работника с коллективом напрямую зависят эффективность всего управления ДОО, возможность развития у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Правильный подход к управлению дает возможность раскрывать основную функцию руководящего работника в постоянно развивающемся учреждении – выполнять роль стимулирующего начала в творческом процессе решения рабочих задач.

Современный заведующий ДОУ стремится учесть текущие тенденции и преобразования в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогического коллектива, правильно выбрать пути обновления педагогического процесса и управления организацией.

То есть, чтобы воздействие на коллектив было максимально результативным, необходимо не только знать психологические и моральные особенности отдельных работников, социально-психологические характеристики конкретных коллективов и групп, но и оказывать на них управляющее воздействие. Специфика управления ДОУ основана на использовании моральных стимулов к труду, воздействуя на личность педагога с использованием психологических приемов для превращения административного задания во внутреннюю потребность и долг, выполняемый человеком осознанно. Это достигается с помощью психологических приемов личностного характера.

Сегодня в работе с коллективом ДОО используются разнообразные технологии. Важным аспектом здесь является применение современных технологий. Организационная структура управления не только отражает специфику деятельности ДОУ, но и выступает инструментом эффективного взаимодействия между кадрами и результативности управленческих воздействий. Поэтому подборка современных технологий управления несет большой потенциал для развития ДОО.

Список литературы

  1. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Сборник статей / Научн. ред. Е.И. Касаткина. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2004. – 140 с.
  2. Управление дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО: курс лекций. Учеб.-метод. пос. / Авт.-сост.:И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, Е.А. Кузьминова, Г.В. Гриневич. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. – 231 с.
  3. А.А. Актуальные проблемы системы управления дошкольными образовательными учреждениями / А.А. , Е.В. Буланова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2019. – 39 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: