УДК 37.013

Психодиагностика в спорте

Штурба Людмила Владимировна – студент-магистрант  кафедры Физической культуры Томского государственного университета

Аннотация: Работа тренера и педагога включает и психологическое сопровождение занимающихся. Иными словами, тренер и воспитатель в сфере спорта помимо своих непосредственных обязанностей в виде обучения навыкам физической культуры и спорта, должен оказывать спортсмену и психологическую поддержку. Психологическое сопровождение подразумевает под собой ряд профилактических, психодиагностических и коррекционно-развивающих мероприятий. Методы психодиагностика и заключение.

Ключевые слова: психодиагностика, педагогика, физическая культура, спорт, тренер, педагогика.

Работа тренера и педагога включает и психологическое сопровождение занимающихся. Иными словами, тренер и воспитатель в сфере спорта помимо своих непосредственных обязанностей в виде обучения навыкам физической культуры и спорта, должен оказывать спортсмену и психологическую поддержку. Психологическое сопровождение подразумевает под собой ряд профилактических, психодиагностических и коррекционно-развивающих мероприятий. Но основный навык, требующийся от тренера – умение налаживать психологический контакт со спортсменом. От этого зависит успех от занятий физической культурой и спортом.

Тренер в своей работе должен иметь представление по широкому кругу вопросов. Среди них вопросы, связанные с психологическим и соматическом аспектами здоровья, с лечением и профилактикой болезней (например, практические навыки психодиагностики). В работе воспитателя физической культуры не всегда есть возможность обращения за помощью к квалифицированному специалисту-психологу. Да и не всегда такая необходимость присутствует: именно поэтому ряд вопросов, связанных с психологическим состоянием воспитанников, способен решить воспитатель или тренер. Навыки психологической помощи воспитанникам остаются одним из главных требований в педагогической работе. 

Понятие психодиагностики

Психодиагностика – это область психологической науки,  с помощью которой определяются психологические особенности человека. Как наука психодиагностика изучает психические состояния и психические свойства личности. Специалист, использующий психодиагностику, должен быть знаком с основными этапами и методами данного психологического исследования.

В спорте психодиагностика используется для определения эффективности тренировок, усталости, психоэмоциональных перегрузок спортсменов, а также для повышения результативности.

Психодиагностика как наука разделяется на следующие отрасли: образовательная психодиагностика (оценка способностей учеников), клиническая психодиагностика (часто проводится в рамках оценки состояния больных) и профессиональная психодиагностика, изучающая профпригодность.

С самых давних времен люди предпринимали попытки создания общей системы для описания различных проявлений природы человека. Еще до Рождества Христова древними ученые и писатели описывали характеры «скупого», «лгуна», «хвастуна» и т. п. [1]. Различие людей по типам характеров и особенностям поведения помогало наладить отношения, выстраивать линию поведения человека с человеком. Ученый из Испании Хуарт в 1575 г. описывал в своей книге особенности умственного развития детей. 

Психодиагностика прочно вошла во многие сферы жизни, в том числе и в спорт. Для оценки психоэмоционального состояния тренирующихся используют различные методы. Прежде всего это письменные методики, представляющие собой тесты-опросники, либо методы самонаблюдения спортсменов.

Самонаблюдение представляет собой небольшой отчет о проведенной тренировке или занятии. Самонаблюдение часто применяется спортсменами для оценки и анализа собственных движений, состояний и поведения. Ведь чем лучше спортсмен узнает себя и свое поведение, тем успешнее он может проводить тренировки и соревнования. Самопознание и самодиагностика незаменима для отработки технических, тактических, двигательных навыков, а также для личностного роста и умения управлять собой в разнообразных жизненных ситуациях.

Тренер или воспитатель спортивной группы может использовать методику самонаблюдения для моделирования соревновательных условий, чтобы заранее отработать линию поведения спортсмена. При помощи опросных методов удобно получить информацию об уровне тревожности спортсмена, его психическом и физическом самочувствии до или после тренировок.

Существует также лонгитюдный метод – метод длительного наблюдения за состоянием спортсмена. Он на протяжении многих лет исследует психическое и психомоторное развитие личности. С его помощью изучается влияние физической культуры на психику и двигательную активность школьников, спортсменов и др.

Для обработки фактического материала, полученного в результате проведённых исследований, применяются математические методы: корреляционный анализ, факторный, дисперсионный, дискриминантный и т.д. Количественный метод изучает весь объем психических явлений, разделяет их по типам, группам, вариантам и т. п. Качественный анализ описывает конкретные примеры явлений. Это может быть тип темперамента, предстартового состояния и т.д.

Роль психодиагностики в спорте и физической культуре

Виды психодиагностических методик

Как уже подчеркивалось, использование психодиагностики помогает оптимизировать затраты (физические и временные) на спортивную подготовку, осуществлять более эффективный отбор спортсменов, а также поднять уровень спортивных результатов. Проводят диагностику психоэмоциональной сферы как специально обученные люди — спортивные психологи,  так и вовлеченные в спортивно-тренировочный процесс тренеры и педагоги. Психоэмоциональная диагностика позволяет составить психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации к процессу, помогает подобрать эффективные «ключи» для воздействия на спортсменов.

 В психологии существует множество оснований, по которым происходит разделение методов диагностики. Условно можно выделить два главных основания для диагностики: по предмету и по виду обследования.

По предмету исследования диагностические методы определяют:

  • интеллектуальное развитие;
  • творческие и специальные способности;
  • психические особенности личности;
  • межличностные отношения в коллективе и многое другое. По виду обследования методы можно делятся на стандартизованные и нестандартизованные.

Необходимость в диагностике может возникнуть, если специалисту (например, тренеру в группе юных спортсменов) необходима дополнительная информация о своих подопечных, если требуется подготовить спортсменов к соревнованиям, либо если речь идет о подготовке спортсменов с ограниченными физическими возможностями и т.д. Подобные ситуации определяют направленность и содержание всей психодиагностической деятельности.

Один метод психодиагностики может иметь несколько видов. Так, например, на основании метода оценки психоэмоционального состояния «САН» создано несколько дополнительных схожих методов («Оценка настроения» и т.д.), различающихся только степенью сложности [5].

Психодиагностические методики в спортивной деятельности можно разделить в зависимости от изучения индивидуальных особенностей личности, психических и нервных состояний, а также по форме. Существуют методики, исследующие исключительно черты личности человека: например, карта личности К. К. Платонова. Выделяют также социометрические методики, которые позволяют изучить личность спортсменов в разрезе общественных отношений — например, в спортивном коллективе. Существуют методики, выявляющие отрицательные особенности психики и характера, препятствующие построению спортивной карьеры, методики, направленные на исследование общего культурного развития, профессиональных навыков, мыслительных процессов (памяти, внимания и др.) Более направленные методики — такие как суппорты, координациометры, статические позы — позволяют выявлять психомоторные движения и координацию спортсменов и другие  физические параметры. Существует специальная аппаратура для изучения глазомера спортсменов (особенно актуально для легкоатлетов и пятиборцев), изучения биохимических процессов в организме и т. п.

По форме применения методы исследования делятся на наблюдательные (проходят в естественных условиях или для  моделировании сложных стрессовых ситуаций), вербальные (проводятся в виде бесед с подопечными), социометрические, письменные  (опросники и тесты), аппаратные (индивидуальные и групповые), обследование на тренажерах, контрольные физические упражнения (изучение быстроты, внимания, координации и т. п.) и различные комплексные методики [2].

Педагогу часто приходится сталкиваться с необходимостью отбора и допуска к занятиям, а также решать задачи спортивной ориентации. На первом этапе определение спортивной ориентации включает необходимость общей характеристики психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограммы групп видов спорта. Сюда входит выявление таких черт характера, как привычка к достижению цели, упорство, лидерство и др. На данном этапе нецелесообразно распределение детей по видам спорта: здесь проверяется лишь способность к занятиям спортом вообще и выдержка. Сложность психологического отбора спортивной ориентации в том, чтобы правильно определить наличие способностей спортсмена к тем или иным видам спорта.

В спортивной практике для измерения физических характеристик  и способностей спортсменов используются различные физическиепробы. Так, например, для изучения равновесия тела используются пробы, применяемые в невропатологической клинике, в частности, стояние на одной ноге с вытянутыми вперед руками. С помощью секундомера засекают время, в течение которого испытуемый может удерживаться в этой позе.

Для отбора спортсменов на ответственные соревнования используют третий, наиболее сложный, этап диагностических исследований, на котором выявляются психологические характеристики спортсмена в экстремальных условиях. Этот этап проводится при отборе спортсменов для участия в олимпийских соревнованиях, в первенствах страны и международных соревнованиях. Высокий уровень психологической устойчивости и выдержки показывают те спортсмены, которые имеют лидерские качества и планомерно идут к достижению спортивной цели. Тренеры-педагоги, умело подобравшие методики психодиагностики, тщательно изучившие личности своих спортсменов в различных условиях, могут рассчитывать на высокие показатели соревновательной деятельности.

Психоэмоциональная диагностика в спорте оценивает общий уровень напряженности, и способна выявить эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения. Эмоционально-сенсорные отклонения оцениваются с помощью тестовых заданий до и после специального эмоциогенного стимулирования. Может применяться задание на равновесие (сравнивая результаты до и после эмоциональных воздействий). Спортсмена просят найти устойчивое равновесие в такой позе: правая нога за левой
ногой (ступни стоят на одной линии), руки вперед, пальцы разведены.

Результаты замеряют секундомером. Оценка «2» выставляется за 15 секунд статичной позы, оценка «3» - 30 секунд; затем на глаза надевают повязку, и если так удастся простоять еще 15 секунд, выставляется оценка «4». Затем голову запрокидывают назад, и, если простоит еще 15 секунд в такой позе, то выставляется оценка «5». Оценивается не только равновесие, но и тремор (дрожание конечностей). Эмоционально-моторные нарушения оцениваются с помощью тестов на психомоторные процессы, выполняемые до и после эмоциегенных воздействий. Могут быть применены задания для исследований двигательных реакций или специальные физические упражнения на координацию или быстроту действий. Эмоционально-ассоциативные нарушения оцениваются с помощью тестов для исследования памяти и мыслительной деятельности до и после специальных эмоциогенных воздействий. В период до и после подобных раздражающих воздействий обращают внимание на поведение спортсменов. Нервное напряжение и возбуждение могут характеризоваться повышением суетливости, чрезмерной активности, раздражительности в общении либо наоборот, сильной подавленности и снижении  интереса к осуществляемой деятельности. Неустойчивость психических и психомоторных процессов, возникающая при очень сильных эмоциях или нервной напряженности являются наиболее информативными показателями для оценки  эмоциональных состояний. Изменения устойчивости психических процессов могут отражаться на внятности речевых процессов,  способности связно излагать свои мысли и давать ответы, логическом  мышлении и др.

Опыт тренеров-педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах. Таким образом конечный результат спортивной ориентации напрямую зависит от успешности отбора на втором и первом этапах психологического отбора.

Заключение

Мы рассмотрели роль психодиагностики на различных спортивных этапах. Увидели различие задач и способов психологического отбора спортивных кандидатов. Однако конечный выбор психологической методики остается за специалистами-психологами. Они решают, какие именно методики подходят для того или иного случая или этапа психологического отбора. Психологи советуют на втором и третьем этапах спортивной селекции юных спортсменов больше уделять внимание их социальным и личностным характеристикам [3]. При этом необходимо помнить о том, что личностные особенности человека – это наиболее консервативные качества, мало поддающиеся коррекции и изменениям. Это те черты характера, с которыми тренеру либо нужно учиться взаимодействовать, либо принимать решение в пользу другого спортсмена.

Другие психологические качества человека более подвижны и лучше поддаются корректировке: это воля, целеустремленность, интеллект, эмоциональность. Над ними, как и над характером в целом, нужно и необходимо работать в течение всей жизни не только учителям и родителям, но и самому спортсмену. Благодаря большей подвижности и изменяемости данных качеств психодиагностика может проводиться в более короткие сроки для решения задач всех этапов спортивной ориентации. В работе необходимо использовать только проверенные психологические методики, имеющие стандарты в том или ином виде спорта. Нужно учитывать, что вероятное прогнозирование поведения спортсмена в экстремальных условиях достигается постоянным психологическим тестированием и в ходе устных опросов и доверительных бесед с тренером или психологом. Иначе предугадать развитие событий не представляется возможным. Грамотно выстроенная психодиагностика позволяет отсеивать спортсменов на этапе психологического спортивного отбора, вносить коррективы в предсоревновательную подготовку, позволяет выявить полезные и отрицательные особенности психики юного спортсмена.

Список литературы

  1. Библиотека международной спортивной информации. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии – Методы спортивной психологии. [электронный ресурс] - URL: http://bmsi.ru/doc/b7541426-4ba5-4188-a62c-79fe4837fcfa.
  2. Индивидуальная спортивная предрасположенность к занятиям спортом; принципы ориентации и отбора к систематическим занятиям. [электронный ресурс] - URL: http://cribs.me/fizicheskaya-kultura/individualnaya-sportivnaya-predraspolozhennost-k-zanyatiyam-sportom-printsipy-orientatsii-i-otbora-k-sistematicheskim-zanyatiyam.
  3. Марищук В. Л. Методы психодиагностики в спорте. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / В. Л. Марищук, И. П. Волков . - Спб.: 2002 - С. 279-288.
  4. Психодиагностическое исследование. Психодиагностика - метод психологического исследования. [электронный ресурс] - URL: http://psyera.ru/4918/psihodiagnosticheskoe-issledovanie-psihodiagnostika-metod-psihologicheskogo-issledovaniya.
  5. Актуальные вопросы спортивной психологии. Уральский университет им. Первого президента РФ Б.Ельцина - https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-mail%3A%2F%2F181269885001675887%2F1.2&name=Выпуск%203%20(2022)_Актуальные%20вопросы%20спортивной%20психологии%20и%20педагогики.pdf&uid=316330293&nosw=1.
  6. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках — электронный ресурс - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-v-sporte-rekreatsionno-ozdorovitelnoy-i-lechebnoy-praktikah (дата обращения 22.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: