УДК 372.891

Особенности структуры и формирования ИКТ-компетентности учителей географии

Бауэр Андрей Денисович – магистрант Курского Государственного Университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности структуры и формирования ИКТ-компетентности учителей географии. С бурным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые предоставляют огромные объемы знаний и информации в любое время и в любом месте, в сфере образования возникла потребность в специальных компетенциях у всех участников образовательного процесса. В связи с этим, современные реалии диктуют новые условия педагогам. Современный учитель должен грамотно владеть информационно-коммуникационными технологиями для успешной реализации процесса обучения и воспитания.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов в системе современного образования неизбежно. Необходимость информационно-коммуникационной компетентности является обязательной также и для Федеральных государственных стандартов, и профессионального стандарта в том числе.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИКТ-технологии, ЭОР, ГИС-технологии.

ИКТ-компетентность - это способность получать доступ, извлекать, организовывать, обрабатывать, оценивать, производить, передавать и распространять информацию с помощью ИКТ, которая является достаточной, чтобы успешно и эффективно жить и работать в рамках стремительно развивающегося информационного общества. [5]

Структура ИКТ-компетентности

Определение:

  1. умение точно интерпретировать вопрос;
  2. умение детализировать вопрос;
  3. умение находить в тексте информацию, заданную в явном или в неявном виде;
  4. умение идентификации терминов, понятий;
  5. умение обосновать сделанный запрос.

Доступ (поиск):

1.выбор терминов поиска, принимая во внимание уровень детализации;

2.соответствие результата поиска запрашиваемым терминам;

3.формирование стратегии поиска;

4.качество синтаксиса.

Управление:

  1. формирование схемы классификации для того, чтобы структурировать всю информацию;
  2. применение всех предложенных схем классификации для того, чтобы структурировать информацию.

Интеграция:

1.умение сопоставлять информацию, получаемую сразу из нескольких различных источников;

2.умение исключать несоответствующую и неактуальную информацию;

3.умение максимально сжато (кратко), но при этом логично и грамотно изложить (отобразить) в обобщённом варианте полученную информацию.

Оценка:

1.выработка критериев для отбора информации согласно существующей потребности;

2.выбор ресурсов согласно выработанным (указанным) критериям;

3.умение остановить поиск

Создание:

1.умение вырабатывать и формировать соответствующие рекомендации по решению отдельно взятой проблемы, основываясь на полученной информации, включая довольно противоречивую информацию;

2.умение сформулировать вывод о нацеленности собранной информации на решение отдельно взятой проблемы (вопроса);

3.умение обосновать все свои сформулированные выводы;

4.умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;

5.структурирование созданной информации для того, чтобы повысить аргументность и убедительность сделанных выводов.

Сообщение (передача):

1.умение адаптировать имеющуюся информацию для отдельно взятой возрастной (целевой) аудитории (посредством выбора определенных средств, инструментов, языка и зрительного взаимодействия);

2.умение грамотно цитировать используемые источники (по делу и с соблюдением авторских прав): при необходимости обязательное соблюдение конфиденциальности той или иной информации;

3.умение воздерживаться от применения провокационных и иных высказываний в отношении культуры, расы, пола, религии, этнической принадлежности людей и т.д.;

4.знание требований и правил, касающихся стиля общения.

ИКТ-компетентность современного учителя считается довольно важным и значимым элементом его квалификационного уровня. В сегодняшних стремительно растущих и изменяющихся требованиях к вопросу преподавания различных предметов в общеобразовательных учреждениях, именно навыки в области ИКТ могут помочь внедрять инновации, которые индивидуализируют обучение и повышают мотивацию и интерес учащихся к образованию.

Принципы формирования ИКТ-компетентности современных учителей включают в себя следующие: 

Принцип системности состоит в том аспекте, что развитие абсолютно всех элементов ИКТ-компетентности в обязательном порядке должно носить целостный характер, с одновременным уделением особого внимания каждому элементу ИКТ-компетентности педагога. Процесс должен быть междисциплинарным.

Принцип непрерывности базируется на том, что по причине регулярного и непрерывного улучшения ИТ, включая наиболее высокий уровень, ИКТ-компетентность также должна постоянно и всесторонне развиваться.

Принцип активности состоит в том аспекте, что формирование и последующее проявление ИКТ-компетентности осуществляется в собственном опыте преобразующей деятельности преподавателя.

Принцип саморазвития. Процесс развития ИКТ-компетентности педагога требует создания таких условий, которые способствуют эффективному формированию личностной значимости в приобретении ИКТ-компетентности, потребности в реализации своего потенциала и стремлении к постоянному профессиональному саморазвитию.

Действующие сегодня стандарты и правила требуют соответствия ИКТ-компетентности преподавателя их содержанию. В рамках общепедагогической функции обучения выделяется владение ИКТ-компетенциями: общая пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. [3,4]

Говоря об основных ИКТ-технологиях, которыми может пользоваться учитель географии, выделим ЭОР и ГИС-технологии.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой образовательный ресурс, который представлен в электронном и цифровом виде. Рассматриваемый ресурс включает в себя структуру, предметное наполнение, а помимо этого и метаданные о них. Следует особо подчеркнуть, что ЭОР может включать в себя различные данные, информацию и программное обеспечение, которые требуются для его эффективного использования при обучении школьников.

ЭОР подразделяется на мультимедийные, программные продукты, визуальные, аудио, текстовые и электронные аналоги печатных изданий. Таким образом, ЭОР позиционируется как основное понятие, расположенное на вершине иерархической системы.

Мультимедийный курс – это содержание учебника по-новому, что предоставляет возможность самостоятельно производить поиск необходимого учебного материала, а помимо этого обобщать и соответствующим образом систематизировать новые знания. Видео- и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации предоставляют возможность производить моделирование географических процессов и явлений в динамике на экране.

Все используемые медиаобъекты, описанные выше направлены на то, чтобы сформировать у обучающихся сенсорные образы объектов и явлений действительности, что является начальным (стартовым) этапом такого процесса, как процесс формирования и развития новых знаний в области географии.

Интерактивные карты (далее – ИК) представляют собой совершенно новый тип интерактивных средств, используемых при обучении учащихся такому предмету, как география. Так, ИК обладают уникальными свойствами географической карты. Иными словами, они представляют собой несколько уменьшенное изображение земной поверхности с непосредственным применением такого специального языка, как соответствующие условные знаки. Помимо этого, у ИК появилось еще одно, новое и уникальное свойство, которое существенно приближает их к геоинформационным системам. Иными словами к возможности вносить различные и необходимые изменения в содержимое данных ИК. Например, можно взять ИК «Природные зоны России». При отображении на экране это физико-географическая карта России. Но вы можете отобразить границы данной природной зоны на этой ИК, и тогда на карте будет проиллюстрирована исключительно данная территория, без каких-либо лишних и ненужных упоминаний и иллюстраций. Как следствие, это предоставляет возможность привлечь и сконцентрировать внимание обучающихся исключительно на том, о чем в данный конкретный момент времени говорит преподаватель. 

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представляется максимально ярко и увлекательно. Данные технологии могут быть представлены в следующих видах: иллюстрации, видеофрагменты, анимация, слайды, тексты и многое другое. Как следствие, это способствует росту мотивации обучающихся к учебному процессу и получению новых знаний. [2]

ГИС определяется как информационная система для сбора, хранения, обработки, отображения и распространения данных, из которых может быть получена новая информация и знания о пространственно скоординированных явлениях. Акцент делается на том факте, что отличие ГИС от других информационных систем заключается в ее способности хранить и обрабатывать пространственные или географические данные. Одной из сильных сторон ГИС является ее способность сохранять традиционные методы получения географических знаний и в то же время значительно расширять их.

ГИС предлагает очень широкий и разнообразный выбор инструментов. Они варьируются от простых до более сложных. Простые измерения включают расстояние, площадь и высоту. Более сложные включают обнаружение закономерностей и пространственный анализ для построения различных моделей.

При использовании ГИС-технологий результатом обработки входных и выходных данных является тематическая географическая карта.

ГИС предоставляет пользователям возможность создавать, отображать и анализировать растровые данные. Одним из наиболее распространенных типов данных являются растровые данные. Они чаще всего используются для отображения пространственно непрерывных явлений, таких как топография, температура, осадки, плотность населения и т.д. ГИС поддерживает функции пространственного анализа, такие как анализ близости, анализ наложения и пространственная арифметика. Кроме того, географы имеют доступ к расширенным функциям, таким как трехмерное и перспективное картографирование, моделирование и анализ поверхности. Данные дистанционного зондирования в настоящее время используются в качестве одного из наиболее известных и актуальных источников ГИС. Данные дистанционного зондирования имеют очень широкий спектр функций как в общей географии, так и в базах данных. Преимуществом данных дистанционного зондирования также является высокое качество, частое обновление и возможность повторных топографических съемок. Все вышесказанное подчеркивает высокий образовательный потенциал ГИС-технологий. [1]

Список литературы

  1. Берлянт, А. М. Географические информационные системы в науках о Земле / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 1999. — №5.
  2. Галанов, А.Б. Модель формирования ИКТ-компетенций у учителей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
  3. Галузина, Т.И. Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии https://infourok.ru/informacionnokommunikativnaya-kompetentnost-uchitelya-geografii-2998688.html
  4. Кудашова, Т. Ф., Повышение информационно коммуникативной компетентности педагогов в условиях ФГОС / Т. Ф. Кудашова, И. Ю. Юшмакова // Журнал «Управление дошкольным учреждением», 2016. – С. 33-41.
  5. Нестерова, И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html