УДК 37.013.75

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в обучении на основе компетентностного подхода

Кремер Татьяна Олеговна – магистрант Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре.

Аннотация: В статье автор дает определение в различии понятий «коммуникативные знания» и «коммуникативные способности». Также для чего необходимо развивать коммуникативные способности у детей младшего школьного возраста. Перечисляются какие педагогические условия способствуют их развитию, на основе компетентностного подхода. Автор кратко перечисляет некоторые из них: создание проблемных ситуаций, использование приемов постановки цели и планирования собственных действий для ее достижения, а также вовлечение младших школьников в процессы самоанализа и самооценки.

Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативные способности, компетентностный подход, педагогические условия.

Одним из требований к обновленному содержанию образования в настоящее время является коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии;

А вопрос развития данных способностей у детей начальной школы является особенно актуальным, так как успешность обучения ,процесс их социализации и развития в целом, напрямую зависит от степени сформированности данных способностей .Так, Е.П. Гутник и Е.В. Шереметьева особое внимание уделяют различию понятий «коммуникативные знания», «коммуникативные способности».

Знания о том, что такое общение,его виды и закономерности развития , коммуникативные методы и приемы,это все является коммуникативными знаниями.

Умение правильно говорить , грамотно излагать свои мысли, адекватно воспринимать точку зрения других, это уже относится к коммуникативным способностям.

И наконец, если говорить о коммуникативных способностях , то это является уже индивидуальной особенностью личности, которое обеспечивает эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми, в том числе между младшими школьниками в процессе обучения или совместной деятельности.

Следует также заметить, что интенсивный путь развития образования связан, с так называемым компетентностным подходом. В 1996 году на Бернском симпозиуме Вало Хутмахер представил концепцию ключевых компетенций и выделил пять их видов, в том числе и коммуникативные. А так как эта компетенция относится к владению устной и письменной коммуникации, закономерно считать , что эта сторона развития младших школьников является одной из приоритетных. А ведь умение находить контакт с людьми, вести переговоры, разрешать конфликты и работать в команде, это ключевые принципы на которых основан компетентностный подход.

Проблеме развития коммуникативных способностей у младших школьников, посвящены труды таких людей, как Н.Д. Арутюнов, В.И. Блинов, Л.А. Введенская, Е.В. Клюев и др.

Проблема заключается в том, что процесс овладения коммуникативной способностью осуществляется медленнее, это не сравнимо с обучением рисованию, здесь можно помочь физически ребенку изобразить какой либо предмет, взяв его за руку. Научить же говорить ребенка физически задача не из легких.

Анализ существующего положения в начальной школе позволил выделить ряд противоречий, решение которых необходимо для развития коммуникативных способностей младших школьников:

  • между необходимостью создания в начальной школе системы, направленной на развитие у обучаемых коммуникативных способностей в контексте приоритетов современного образования и отсутствием разработанной модели развития коммуникативных способностей на основе принципов компетентностного подхода, начало такой работы должно быть положено на первой ступени обучения;
  • между осознанием важности развития у младших школьников коммуникативных способностей на основе разнообразных подходов, в частности компетентностного подхода, что позволяет получить реальный положительный результат, и не разработанности технологии и педагогических условий использования этого подхода в учебной деятельности младших школьников.

Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников на основе компетентностного подхода в обучении?

Трудности могут возникнуть в создании оптимальных условий для развития каждого ученика в образовательном пространстве.Если интерес ребенка не удовлетворен, то он угаснет.

 Но если использовать активные формы и методы на основе компетентностного подхода, а именно такие как, групповые занятия, сюжетно-ролевые игры, участие в драматических кружках и т.д. , то это будет способствовать вовлеченностью детей в процесс, всех без исключения. Создание проблемных ситуаций, использование приемов постановки цели и планирования собственных действий для ее достижения, а также вовлечение младших школьников в процессы самоанализа и самооценки.

Педагогические условия, представленные в контексте проблемной ситуации, согласно И.М. Осмоловской, описывают особый вид мыслительного взаимодействия между субъектом (учеником) и объектом задания. Этот вид взаимодействия характеризуется возникновением у субъекта психического состояния при выполнении задания, которое требует открытия, освоения или открытия новых знаний или способов действия, ранее неизвестных ученику.

Другим важным педагогическим условием для формирования коммуникативных способностей младших школьников – является использование приемов постановки цели и планирования собственных действий для ее достижения. Целеполагание и планирование играют ключевую роль в учебном процессе, обеспечивая направленность и мотивацию деятельности ученика. Ученик может осознанно двигаться к своей учебной цели, когда он четко понимает ее суть, что требует создания проблемной ситуации. Такой подход позволяет ученику определить границы своих знаний и незнания через проблемный диалог с учителем.

Для успешного достижения целей в обучении и развитии коммуникативных навыков у младших школьников, важным является формирование у них навыка составления плана действий. Сначала ученики могут использовать шаблоны с четко определенной последовательностью действий. Постепенно сложность задач увеличивается, и ученикам предоставляются шаблоны с более поверхностным описанием, представленным в виде вопросов. Этот подход способствует развитию самостоятельности и планирования, что является важным компонентом коммуникативных учебных способностей.

Следующим педагогическим условием для формирования коммуникативных способностей является включение младших школьников в самоанализ и самооценку. Самоанализ предполагает изучение результатов собственной деятельности и суждений. Самооценка, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность деятельности и стремление к личностному росту. При этом важным элементом формирования самооценки и самоанализа является правильное следование определенным правилам, включающим составление плана действий, анализ своей работы, самостоятельное поиск ошибок и контроль деятельности по результатам.

Разнообразные методы самооценки, такие как словесные, графические, рисование и использование символов, способствуют развитию этих важных навыков у младших школьников. Сотрудничество с родителями также играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая единые цели и требования как в школе, так и дома.

Действительно, формирование коммуникативных способностей у младших школьников требует создания специальных педагогических условий. Выше перечисленные методы, такие как создание проблемных ситуаций, использование приемов постановки цели и планирования действий, а также включение детей в самоанализ и самооценку – являются важными инструментами в этом процессе.

С одной стороны, школа предоставляет благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, предоставляя разнообразные учебные и внеурочные активности, которые стимулируют сотрудничество и взаимодействие между учениками.

С другой стороны, возможно существование проблем, таких как отсутствие конкретного предмета в школьной программе, направленного на формирование коммуникативных навыков на уровне взаимодействия, кооперации и интериоризации. В связи с этим, учителям начальных классов необходимо целенаправленно внедрять методы и техники, способствующие развитию коммуникативных умений у своих учеников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Список литературы

  1. Болотникова, А.А. Групповая работа как средство формирование коммуникативных умений у младших школьников [Текст] / А. А. Болотникова// Совушка. - -№ 4 (10). - С. 89-96.
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст]/ П. С. Гуревич. Учебник. М.: «Юрайт», - 430 с.
  3. Зубкова Е.А. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности [Текст]/ Е. А. Зубкова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - Белгород, - С.76-79.
  4. Махмутова М.И. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников [Текст]/ М.И. Махмутова // Психологическая наука и образование. - - № 8. - С. 112-113.
  5. Осмоловская И. М. Формирование умений у учащихся начальных классов [Текст]/ И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - - № 10. - С. 6‒13.

Интересная статья? Поделись ей с другими: