УДК 37.03

Роль культурно-просветительской деятельности в формировании ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы

Москвитина Наталья Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования Ставропольского государственного педагогического института.

Дадян Инна Андреевна – студентка Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Данная статья рассматривает роль культурно-просветительской деятельности в формировании ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы. В современном обществе воспитание молодого поколения играет важную роль, поскольку оно направлено на формирование гражданственности, толерантности, этики и морали. Активное использование культурного и просветительского потенциала помогает развивать в учащихся осознанное отношение к культуре, истории, науке и искусству. Ключевую роль в этом процессе играют школа, учителя, родители и непосредственно культурно-просветительные мероприятия.

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, формирование ценностей, нравственные принципы, начальная школа, воспитание, гражданственность, толерантность, этика, мораль, культура, история, наука, искусство, школа, учителя, родители, мероприятия.

Вопрос о роли культурно-просветительской деятельности в формировании ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы является весьма актуальным и важным. Образовательная среда начальной школы играет ключевую роль в формировании ценностей и моральных принципов у детей. Культурно-просветительская деятельность, такая как изучение искусства, литературы, музыки, танца и других видов культуры, может значительно влиять на развитие личности ребенка и его мировоззрение [1].

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта –главный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

Роль культурно-просветительской деятельности в формировании ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы является непреложной и важной. В этот период развития ребенка особенно важно воздействовать на его ценностные ориентации и формировать устойчивые нравственные принципы, которые будут служить основой для его дальнейшего развития и поведения.

Культурно-просветительская деятельность в начальной школе направлена на расширение кругозора учащихся, знакомство с различными культурами и традициями, развитие творческого мышления, эмпатии. Она обеспечивает детям возможность получить информацию о разных аспектах жизни, истории, искусстве и науке, что помогает им лучше понять и анализировать мир вокруг себя [5].

Важным аспектом культурно-просветительской деятельности является также развитие социальных навыков учащихся. Посредством совместных культурных мероприятий, коллективного творчества и общения с представителями разных культур дети учатся взаимодействовать с окружающими, проявлять уважение к мнению других людей, развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе [3].

Одной из ключевых задач культурно-просветительской деятельности является развитие у учащихся понимания и уважения к различным культурам и традициям. Это помогает формированию толерантности, борьбе с предрассудками и стереотипами. Ребенок, ознакомленный с культурным наследием других народов, учится ценить и уважать разнообразие и понимает, что каждый имеет право на свою индивидуальность.

Культурно-просветительская деятельность также способствует развитию эстетического восприятия учащихся, формирует их вкус и умение анализировать и ценить искусство. Знакомство с разными видами искусства (живописью, музыкой, театром и др.) активизирует творческое мышление учеников, способствует развитию эмоциональной сферы, воспитывает эстетическую культуру и формирует эстетические предпочтения [4].

Культурно-просветительская деятельность в начальной школе позволяет сформировать у учащихся нравственные принципы, которые станут основой для их дальнейшего развития и поведения. В процессе познания и осмысления мировой культуры и искусства дети учатся ценить человеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность и толерантность. Они осознают важность соблюдения норм морали и этики, развивают чувство ответственности и умение принимать взвешенные решения [3].

Культурно-просветительские мероприятия, такие как посещение музеев, выставок, театров, концертов, специальные лекции и занятия, позволяют детям приобщиться к искусству, литературе, музыке, традициям разных народов. Они учат детей ценить красоту, развивают эстетическое восприятие, способствуют развитию творческого мышления и фантазии.

Кроме того, культурно-просветительская деятельность способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Искусство и культура могут быть сильным источником эмоционального вдохновения и сострадания. Ребенок, погруженный в мир искусства, может лучше понять свои эмоции, обучиться эмпатии и развить свою внутреннюю эстетическую чувствительность [6].

Школа и родители играют важную роль в культурно-просветительской деятельности для формирования ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы.

Школа, например, является местом, где дети получают образование не только в академическом смысле, но и в значение морали, этики, культуры и традиций общества.

Образовательное учреждение должно перейти от воспитательной работы, построенной на наборах отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно в воспитательной системе должны интегрироваться виды и формы урочной, внеурочной, внешкольной деятельности ребенка. Следует обратить особое внимание на необходимость представленности в планируемых формах воспитательной деятельности различных уровней формирования ценностных отношений ребёнка: рационального (получение знаний, представлений; понимания), эмоционального (опыт переживания, чувства), действенно-поведенческого (получение навыков; приобретение опыта самореализации, участия, взаимодействия и пр.) [7].

Учителя начальной школы имеют возможность передавать учащимся базовые ценности. Они могут использовать различные методы и формы работы, включая беседы, дискуссии, игры, чтение литературы, проведение тематических мероприятий и т.д. Школа также может организовывать экскурсии, посещения музеев, театров и других культурных мероприятий, чтобы расширить кругозор и культурные горизонты детей [5].

Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны [6].

Тем не менее, родители играют еще более прямую и непосредственную роль в формировании ценностей и нравственных принципов детей. Во-первых, они являются первыми учителями своих детей и могут прививать им базовые нравственные ценности с самого детства. Родители могут общаться с детьми на различных уровнях - через разговоры, примеры собственного поведения, семейные традиции и обычаи. Во-вторых, родители могут сотрудничать с учителями, поддерживать их работу и активно участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, организуемых школой. Они также могут поощрять интерес к чтению и предоставлять доступ к разнообразной литературе, фильмам, музыке и другим культурным проявлениям [2].

Таким образом, культурно-просветительская деятельность имеет огромное значение для формирования ценностей и нравственных принципов учащихся начальной школы. Она способствует развитию эстетического восприятия, эмоциональной сферы, этических принципов и социальных навыков у детей, что является важной составляющей их личностного и общественного развития. Эффективно формировать ценности нравственные принципы учащихся начальной школы позволит сотрудничество между школой и родителями в культурно-просветительской деятельности. Они могут вместе создавать возможности для развития у детей гармоничной личности, способной осознанно принимать нравственно значимые решения и вносить положительные изменения в окружающий мир.

Список литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. – №11 – 2005. с. 68-71
  2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. // М.: Мысль. - 1988. с. 253.
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика – №2 – 2005. с. 67-68.
  4. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи //Воспитание школьников.- М., №9 - 2008. с. 10-14.
  5. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе // Наука и Слово. – М.: №3 - 2006. с. 45-48.
  6. Чернова Е. В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальной школы с помощью культурно-просветительской деятельности// Современная школа. - № 3 – 2019. с. 78-93.
  7. Петрова, Е. А. Развитие ценностных ориентаций учащихся начальной школы через культурно-просветительскую деятельность// Вопросы педагогики. - № 1 – 2016. с. 123-137.

Интересная статья? Поделись ей с другими: