УДК 373.3

Проектное обучение базовым исследовательским умениям в начальной школе

Золина Екатерина Сергеевна – студентка Психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Колесникова Татьяна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: Статья посвящена вопросам исследования проектного обучения как технологии овладения базовыми исследовательскими умениями в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, проектное обучение, проект, обучение, навыки школьников, проектная деятельность, младший школьный возраст, учебный проект

Образовательная система всего мира, включая Россию, активно разрабатывает подходы, нацеленные на учет индивидуальности каждого ученика, его личностных особенностей и специфических талантов. Цель этих изменений – обнаружение, стимулирование и поддержание творческого потенциала и естественных способностей обучающихся. В свете этих трансформаций образовательного процесса у академического сообщества вызывают повышенный интерес вопросы усиления результативности исследовательской деятельности у младших школьников. В числе признанных экспертов в данной области – Д.Б. Богоявленская, Т.Г. Болдина и другие известные ученые.

Исследователи в лице M. Bruinsma, E. Jansen, Н. Семенова, а также их коллеги выделяют необходимость в рамках образовательных программ развивать у молодежи навыки проектирования. Стремление к поддержанию и развитию таких умений приобретает особую актуальность в свете растущего числа молодых индивидов, обладающих предрасположенностью к проведению основательных исследований и креативу. Педагогические методы, способствующие развитию данных компетенций, играют важную роль в определении будущего. Они отражают и стимулируют прогресс в различных сферах общества, включая экономическую и научную, тем самым укрепляя роль России на международной арене.

Научное сообщество сегодня проходит через динамичные изменения. Растет количество новаторских исследовательских областей, развиваются глобальные партнерства ученых. В центре внимания находится повышение качества научных исследований, причем особое значение приобретает сфера психологии образования. Современные образовательные подходы, например, проектно-ориентированные задания для студентов, приобретают все большую значимость в дополнительном образовании. Исследовательский интерес в области педагогической психологии, зародившийся в 19-ом веке, и в наши дни сохраняет свою актуальность.

Исследования отражают, что начальный контакт детей с окружающим миром неразрывно связан с их будущими достижениями в саморазвитии и креативности. Ранние позитивные взаимодействия могут послужить их последующему саморазвитию. Чтобы поддержать эти процессы, применяются новаторские педагогические стратегии, в том числе проектно-исследовательские подходы, направленные на активизацию мышления и развитие уникальности каждого ученика посредством заданий, способствующих их умственному и личностному росту.

Погружаясь в изучение тем, которые вызывают у них интерес, дети сталкиваются со множеством новых идей. Эти открытия заставляют их выйти за рамки изначально поставленных задач исследования, что является проявлением активного поиска и служит фундаментом для творческого подхода. Я.Н. Носикова отмечает, что «новаторские подходы в обучении, например, проектная методика, способствуют тому, что учащиеся начинают самостоятельно строить свои знания»[1]. Эта методика поддерживает и развивает их способность критически и творчески мыслить, что необходимо для навигации в мире информации и нахождения, осмысливания, а также решения возникающих задач.

Таким образом, тема проектно-исследовательской деятельности актуальна в начальной школе, так как формирует стремление к достижению успеха как педагога, так и учащегося.

Проектное обучение развивает учебно-познавательную деятельность ученика, дает старт в дальнейшем для более углубленных исследований и проектов в среднем и старшем звене.

Для всестороннего обучения и формирования личности учащегося перед учителем стоит множество задач. Одними из главных являются побудить у ученика жажду знаний, направить и поддерживать, а также подать правильный пример, воспитать человечность и доброту. Успешным решением развития в указанном направлении является проектно-исследовательская деятельность[2].  

Анализируя сложности обучения и стремление студентов к познанию, становится ясно, что преподаватель играет ключевую роль. Он не просто руководит исследовательской деятельностью студентов, но и поддерживает их, направляя как наставник, помогая преодолеть академические препятствия и достигать целей в познании[3]. В процессе совместных усилий в научных начинаниях, бесценным становится взаимодействие между преподавателем и студентами.

Подход, основанный на исследовательской деятельности в сфере образования, преображает традиционные методы заучивания в процесс, наполненный творчеством и энергией. В этом контексте, учащиеся имеют возможность не только демонстрировать свои способности и накопленные знания, но и укреплять свою самоуверенность через личные успехи[4]. Взаимодействие между преподавателями и студентами культивируется на новом уровне, принося в процесс обучения вдохновение для инноваций и открытий[5]. Студенты развивают исследовательские навыки, которые охватывают широкий спектр действий: от понимания глубины исследуемых вопросов до создания гипотез, критического анализа источников, планирования и проведения экспериментов, а также организации и толкования собранных данных.

Процедура обучения в начальной школе включает в себя уникальный подход к исследованиям, который существенно отличается от обычных образовательных методов, например, от выполнения лабораторных экспериментов, где результаты заранее известны. В этом случае, младшие школьники встречаются с заданиями, которые способствуют развитию навыков инновационного и аналитического мышления, поскольку результат исследования не является предсказуемым. Дети начинают с изучения предыстории проблемы, что ведет к постановке собственных исследовательских задач [6]. Они самостоятельно занимаются сбором информации, ее анализом и формулировкой выводов, что делает данный вид задач одним из самых сложных в начальной школе.

Для качественного повышения уровня обучения младшеклассников критически важно сосредоточиться на развитии у них методов исследования, формировании аналитической основы их мышления. Такой вектор научного подхода в образовании не просто улучшает процесс усвоения материала, но и стимулирует учебный интерес. Это, в свою очередь, ведет к преобразованию учебного процесса, поднимая его эффективность на более высокую ступень.

Список литературы

  1. Носикова, Я. Н. Образование познавательной самостоятельности младшего учащегося в условиях ФГОС / Я. Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – №2. – С. 24-28.
  2. Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.
  3. Трасенков К.П. Метод проектов в образовательном процессе: 30.особенности применения. М.: Эксмо, 2019. – 215 с.
  4. Усова, А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А. В. Усова // Педагогика. – 2022. – № 4. – С. 30-33.
  5. Шамова, Т.И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т. И. Шамова. – Москва : Педагогика, 2019. – 249 с.
  6. Якупов В.А Роль педагога в образовательный процессе: опыт применения проектной деятельности в школе // Вестник КГУ. – 2019. – №9. – с. 54.

Интересная статья? Поделись ей с другими: