УДК 37.013

Гибридное обучение: краткий обзор метода и его недостатков

Кузнецов Александр Александрович – студент бакалавриата кафедры Филологического образования Тюменского государственного университета.

Аннотация: Гибридное обучение - подход к обучению, объединяющей физический класс с виртуальной средой. Данная статья посвящена сути этого динамичного подхода, исследуется его теоретические основы, педагогические преимущества и практические проблемы.

Ключевые слова: гибридное обучение, смешанное обучение, активное обучение, персонализированное обучение, интеграция технологий, будущее образования.

Гибридное обучение, это образовательный подход, который сочетает традиционное очное обучение с цифровыми и онлайн-форматами обучения. Этот метод объединяет синхронные и асинхронные элементы обучения, используя сочетание очного взаимодействия в классе и виртуальных платформ для улучшения общего образовательного опыта. Зачастую, этот термин взаимозаменяем с термином “смешанное обучение”, однако некоторые педагоги выделяют гибридное обучение как самостоятельную модель.

Смешанное обучение является более гибким сочетанием традиционных и цифровых элементов обучения. Хотя очные и онлайн-компоненты сосуществуют, они не так тесно связаны, как в гибридном обучении. Смешанное обучение позволяет обеспечить определенную степень независимости между двумя форматами, предоставляя преподавателям гибкость в их использовании в зависимости от конкретных учебных целей, тогда как гибридная модель обучения характеризуется преднамеренным и согласованным объединением очного обучения и компонентов онлайн-обучения, направленная на создание целостного и взаимосвязанного образовательного опыта.

Гибридное обучение

  • Одновременное обучение студентов, очных и онлайн студентов, часто с использованием видеоконференций.
  • Студенты выбирают между очным и дистанционным присутствием. Это позволяет каждому студенту подстраивать график под себя, так и обучаться, на большом расстоянии.
  • Сочетание преимуществ очных и дистанционной среды обучением, дистанционным и самостоятельным обучением.

Смешанное обучение

  • Все студенты используют как онлайн, так и офлайн элементы в рамках одного курса.
  • Последовательные занятия. Онлайн-компоненты могут предшествовать, следовать или дополнять очные занятия.
  • Улучшение и обогащение традиционного аудиторного обучения с помощью онлайн-ресурсов и мероприятий.

Гибридное обучение не просто добавляет онлайн-компоненты к существующим классам. Речь идет об использовании уникальных преимуществ как физического, так и виртуального пространства. Личное общение способствует сотрудничеству, активному обучению и мгновенной обратной связи, в то время как онлайн-среда предлагает гибкость, персонализированные пути обучения и доступ к богатым цифровым ресурсам. Онлайн-компоненты могут вовлекать учащихся в мультимедийный контент, интерактивные упражнения и асинхронные дискуссии, формируя базовые знания и улучшая подготовку к занятиям. Очные занятия фокусируются на активном обучении, способствуя критическому мышлению, решению проблем и взаимодействию сверстников с помощью структурированных занятий, групповой работы и обратной связи в режиме реального времени. Эта модель ставит во главу угла индивидуальный подход к обучению, предоставляя учащимся больший контроль над темпом, местом и путем обучения. Асинхронные онлайн-компоненты позволяют им учиться в удобное для них время, а очные занятия дают возможность для уточнения вопросов и взаимодействия со сверстниками и преподавателями.

Гибридное обучение состоит из взаимодействия двух отдельных форматов обучения: синхронных и асинхронных занятий.

Синхронное обучение — это формат образовательной деятельности, происходящий в режиме реального времени, который поощряет непосредственное взаимодействие между преподавателями и учащимися. Этот формат часто включает в себя любое прямое взаимодействие между педагогом и учеником. Взаимодействие с педагогом и совместная работа способствует более качественному усвоению знаний, позволяет незамедлительно получать обратную связь от наставников и одногруппников.

К этому формату относятся:

  • Интерактивные лекции
  • Групповые дискуссии и мозговые штурмы
  • Групповые проекты и презентации
  • Дебаты

Эти методы позволяют создать активную работу в группе, что позволяет создать более тесные связи между студентами, даже при использовании онлайн-обучения. Поток идей, мгновенная обратная связь позитивно влияют на ощущения учеников, что может быть очень увлекательным и мотивирующим фактором. Предоставляет возможности для личного взаимодействия, позволяя активно социализироваться, борясь с потенциальной изоляцией в гибридных условиях обучения. Однако, у подобного формата занятий, присутствуют и минусы - Не все могут посещать занятия из-за разницы часовых поясов или технических проблем, в случае дистанционных занятий, и физических ограничений при очной форме. Студенты не могут контролировать темп обучения или легко пересматривать материалы. Некоторые ученики могут перетягивать внимания на себя, затрудняя активное участие для других студентов.

Асинхронное обучение - в отличие от синхронного обучения, асинхронное обучение не требует очного и постоянного присутствия. Этот формат включает в себя задания, которые ученик может выполнять в собственном темпе.

К этому формату относятся:

  • Записанные лекции и видеомодули
  • Персональные учебные траектории
  • Онлайн-симуляции и игры для обучения
  • Независимое исследование и проектная работы

Студенты могут учиться в своем собственном темпе, пересматривать материалы и самостоятельно управлять своими расписаниям, позволяет разработать индивидуальные учебные траектории, основанные на индивидуальных потребностях и интересах ученика, устраняет стресс для некоторых студентов, отказываясь от занятий в реальном времени и создает безопасное пространство для самостоятельного обучения. Однако, из этого также вытекают и следующие недостатки: ограниченные возможности для немедленного получения обратной связи и руководства - студенты могут бысть и сбитыми с толку без разъяснений от преподавателя, что может потенциально повлиять на их прогресс в обучении.

Возможность изоляции и отсутствия мотивации: некоторые студенты могут испытывать трудности с самоуправляемым обучением и не получать социального взаимодействия, присущего очной коммуникации.

Требуются сильные навыки самоорганизации: студентам необходимо быть дисциплинированными и организованными.

Зависимость от технических средств: зависимость от доступа к технологиям и навыков цифровой грамотности, может создать препятствия для некоторых учащихся.

Синхронные занятия не ограничиваются физическими аудиториями, они могут проводиться с помощью онлайн-платформ.

Аналогичным образом, асинхронные занятия могут включать в себя элементы сотрудничества и взаимодействия (например, дискуссионные форумы), а не просто потребление заранее записанного материала.

Хотя синхронные и асинхронные занятия могут казаться разными, их потенциал раскрывается при их гармоничном сочетании. Гибридное обучение строится именно на этом, где благодаря синергии между взаимодействием в реальном времени и самостоятельной работе учеников удается добиться существенного прироста в качестве образования и усвоения знаний студентами. Синхронные занятия обеспечивают площадку для понимания основ, в то время как асинхронные занятия позволяют глубже проработать материал, применить индивидуальный подход и выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Гибридное обучение, гармонично сочетающее в себе синхронные и асинхронные занятия, представляет собой смену парадигмы образования. Используя сильные стороны обеих форм, гибридные учебные среды могут дать студентам возможность эффективно учиться в различных условиях, понимая их уникальные преимущества и используя их синергию, преподаватели могут создать персонализированный, увлекательный и эффективный опыт обучения, который подготовит студентов к успеху в постоянно меняющемся мире.

Список литературы

  1. Kazu, I.Y., & Yalçın, C.K. (2022). Investigating the effectiveness of hybrid learning on academic achievement: A meta-analysis study. International Journal of Progressive Education, 42(14), 177-192. DOI:10.29329
  2. Long, T., & Brady, E. (2023). Is hybrid teaching delivering equivalent learning for students in higher education? Studies in Higher Education, 48(10), 2290-2302. DOI:10.1080/

Интересная статья? Поделись ей с другими: