УДК 37

Образ педагога и его роль в современном образовательном пространстве

Галина Камила Рустамовна – студент Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

Аннотация: Современные образовательные и общественные условия предъявляют высокие требования к качеству образования. Однако помимо компетентности и знаний, ключевую роль в образовательном процессе играет личность педагога. Роль педагога в образовательном процессе несравнимо важна, ведь именно он формирует эффективную образовательную среду и помогает достигать образовательных целей. Современный педагог не только является наставником, но и воспитателем, психологом, помощником и другом для будущего поколения. В данной статье рассматривается важность и роль личности педагога в современном образовательном пространстве, а также основные качества, которыми он должен обладать.

Ключевые слова: образовательное пространство, личность педагога, образ педагогической личности, современный педагог, ученик, педагогическая деятельность.

В современном образовательном пространстве роль педагога стала особенно значимой.

Формирование личности и профессионализма педагога неразрывно связано с требованиями, предъявляемыми обществом и государством в соответствии с федеральным законом об образовании, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, положениями и документами образовательных организаций.

В связи с этим, сегодня мы можем говорить о структурированном образе современной педагогической личности, который отражает требования общества к специалистам образования. Этот образ содержит в себе профессиональные качества и базовые свойства, которые должны быть присущи педагогу.

Идеальный образ педагогической личности, или профессиограмма, является неким руководством для педагогов, помогающим им развивать свои профессиональные навыки и улучшать свою личность в соответствии с требованиями общества и законодательства. Благодаря этому образу, педагоги могут лучше понять, какие качества и навыки им необходимо развивать, чтобы быть успешными в своей профессии и соответствовать современным требованиям образования.

В современной классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия занимает особое место. Она основана на взаимоотношении с людьми и направлена на удовлетворение запросов другого человека. Педагогическая деятельность относится к типу «человек-человек», где основной целью является ведение и воспитание ребенка.

Г. Ю. Баротова подчеркивает, что педагог – это не только лицо, занимающееся воспитательной и преподавательской работой, но и носитель высокой миссии по созданию и утверждению личности в другом человеке. Педагог выполняет две важные социальные функции – адаптивную и гуманистическую, которые способствуют формированию человека [1].

Адаптивная функция педагога заключается в помощи учащимся адаптироваться к окружающей среде, развивать свои способности и навыки, а также преодолевать трудности и преграды на пути к образованию и саморазвитию. Педагог, взаимодействуя с учениками, помогает им осознать свои сильные стороны и научиться преодолевать слабости.

Гуманистическая функция педагога направлена на формирование человеческих ценностей и качеств. Она включает в себя развитие эмоциональной и социальной компетентности учащихся, поддержку их самооценки и уважения к другим людям. Педагог, в своей работе, стремится создать благоприятную и эмоционально-поддерживающую атмосферу, где каждый ученик чувствует себя важным и ценным.

К. Д. Ушинский писал о том, что влияние личности педагога на молодые души является силой, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Причины такого нравственного влияния личности педагога на ученика лежат в самой природе человека и отношений, возникающих в процессе педагогической деятельности [1].

Ф. В. Шарипов представляет модель личности специалиста как трехуровневую систему. [2, с. 372]:

  1. Личность как индивидуальность (физические качества, особенности темперамента, черты характера, волевые качества, эмоциональная сфера)
  2. Личность как гражданин общества (статус личности, ценностные ориентации, мировоззрение, потребности и интересы, нравственно-эстетические качества).
  3. Личность как субъект деятельности (знания, умения, навыки, виды деятельности, способности).

В. А. Сластенин определяет несколько базовых свойств и характеристик личности педагога: высокую гражданскую активность и социальную ответственность, любовь и понимание к обучающимся, духовную культуру и коллективизм, инновационный стиль научно-педагогического мышления [3, с. 24-25].

Образ педагога влияет не только на процесс обучения, но и на формирование личности учеников. Это вызывает необходимость постоянного развития и совершенствования профессиональных навыков педагога, а также адаптации к новым требованиям и вызовам, которые предъявляет современное общество.

Одним из ключевых аспектов образа педагога является его компетентность. Сегодня требуется широкий спектр знаний и умений, чтобы эффективно осуществлять образовательный процесс. Педагог должен быть хорошо знаком с последними достижениями в своей области, использовать новейшие методы и технологии в своей работе. В то же время, он должен иметь глубокое понимание индивидуальных потребностей каждого ученика и готовность к инновационным подходам в обучении.

Можно выделить следующие основные виды педагогической компетентности:

  1. Коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться с учащимися и коллегами. Она включает навыки проведения бесед и дискуссий, способность вызывать доверие, управлять конфликтами и адекватно воспринимать критику.
  2. Организаторская компетентность – это способность выполнять управленческие функции. Педагог должен уметь организовывать занятия и мероприятия, а также руководить курсовыми и дипломными проектами, осуществлять кураторскую деятельность.
  3. Креативная компетентность – это способность творчески мыслить и действовать. Она проявляется в находчивости, любознательности, гибкости мышления, независимости в принятии решений, оригинальности и смекалке.

По мнению А. А. Ушаков именно саморазвитие является одной из ключевых компетенций современного педагога. Это связано с тем, что только постоянно развивающийся специалист способен адаптироваться к вызовам времени и новым требованиям профессиональной сферы. Самосовершенствование становится определяющим фактором для личностно-профессиональных качеств педагогам [4, с. 5-7].

Сегодняшний педагог должен не только быть компетентным в своей области, но и уметь ориентироваться в различных научных отраслях. Он должен быть знаком с новыми исследованиями, открытиями и гипотезами, чтобы осмысленно применять их в работе и видеть перспективы развития педагогической науки [3, с. 26].

Кроме того, современное образование требует от педагога быть не только экспертом в своей предметной области, но и быть способным передавать знания и воспитывать учеников. Педагог должен обладать эмоциональной открытостью, уметь устанавливать контакт с учениками, быть готовым к диалогу и сотрудничеству. Важно также развивать творческое мышление и стимулировать интерес к обучению.

Таким образом, образ педагога в современном образовательном пространстве представляет собой комплексное сочетание профессиональных навыков, компетентности и личностных качеств. Это требует постоянного самосовершенствования и адаптации к новым вызовам.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой роли и компетенций. В настоящее время педагог уже не только передает знания, но и выполняет функцию наставника, ориентира и вдохновителя для учеников.

Одной из главных задач современного педагога является индивидуализация обучения. Каждый ученик имеет свои особенности и потребности, поэтому педагог должен уметь адаптировать свой подход к каждому ученику. Он должен быть готов использовать различные методы обучения, интерактивные технологии и инновационные подходы, чтобы заинтересовать и мотивировать учеников.

Важным аспектом работы современного педагога является развитие социально-эмоциональных навыков учеников. Педагог должен помочь детям стать эмоционально компетентными, научить их эффективно общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты и принимать ответственность за свои поступки. Эти навыки необходимы для успешного функционирования в современном обществе.

Современный педагог также должен быть готов к постоянному обучению и саморазвитию. В условиях быстрого развития технологий и изменения требований к образованию, педагог должен быть в курсе последних научных достижений и новейших методик. Он должен стремиться к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.

Кроме того, современный педагог играет важную роль в формировании ценностного отношения учеников к образованию. Он должен помочь детям осознать ценность знания, развить интерес к учебной деятельности и мотивацию для достижения успеха.

Список литературы

  1. Баротова Г. Ю. Педагог - это не просто, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2021. № 5-6 (9-10).
  2. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. М. : Логос, 2012. 448 с.
  3. Подымова, Л. С. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова. – под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., пер. и доп.. – Москва : Юрайт, 2023. – 246 с. – ISBN 978-5-534-01032-9.с.
  4. Ушаков А. А. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегрированной образовательной среды : теория и технология : монография. М. : Мир науки, 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: