УДК 373.3

Композиционный анализ как методический прием работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения (на примере рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»)

Бойцова Дарья Олеговна – студент Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Черкасов Валерий Анатольевич – доктор филологических наук, профессор кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: композиционный анализ имеет существенное значение в методике работы с младшими школьниками на уроках литературного чтения, так как он позволяет раскрыть особенности произведения и помочь детям глубже понять его смысл и структуру. В нашей статье рассмотрены особенности композиционного анализа как методического приема в работе с учениками на уроках литературного чтения в начальной школе (на примере рассказа «Заячьи лапы» К. Паустовского).

Ключевые слова: композиционные элементы, композиционный анализ, авторская мысль, образ персонажей, литературное чтение, младший школьник.

Рассказы выполняют функции как образовательного характера, так и воспитательного. Работа с рассказами позволяет поднимать с учащимися вопросы неравнодушия, доброты и взаимопомощи, развивать интеллектуальные, чувственные и эмоциональные сферы, накапливать социально-нравственный опыт. Сопереживание героям, размышление над мотивами их действий способствует усвоению смысла художественного произведения, принятию ценностей [1]. Для того, чтобы отойти от традиционного подхода работы с рассказами, педагоги используют различные методы, среди которых важное место выделяется композиционному анализу.

Композиция позволяет соотносить элементы произведения, выявлять их целостность, выражать общую идею. Анализ способствует лучшему усвоению идеи произведения. Композиционный анализ позволяет учителю направлять, корректировать восприятие школьников [2]. Также композиционный анализ дает возможность использовать дополнительный материал для работы с учениками.

Мы предлагаем проанализировать произведение К. Паустовского для детального рассмотрения применения анализа композиции как методического приема.

Нами выделены следующие приемы композиционного анализа, которые можно использовать при работе с учениками по данному рассказу:

  • выявление фабулы из сюжета для дальнейшего правильного составления плана рассказа;
  • приближение учащихся к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала;
  • выявление личного отношения учащихся к прочитанному;
  • сравнение образов персонажей и осмысление для раскрытия идеи произведения;
  • сравнение особенностей героев рассказа для творческого повествования;
  • осмысление роли природы, связи между человеком и природой.

Применение данных приемов эффективно выстраивает работу учащихся с произведением на разных этапах его изучения, как на ознакомительном этапе, так и на заключительном, когда происходит понимание учащихся связей элементов рассказа для правильного понимания идеи всего произведения [3].

Знакомство с рассказом «Заячьи лапы» происходит с самого названия. Смысловая нагрузка данного названия становится очевидной после изучения всего произведения. 

В рассказе мы встречаем интересную сюжетную фабулу. События в нем представлены не по порядку, так как смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало. Фабула такова:

  1. Рассказчик ночует у деда Лариона, у которого в доме живет заяц с рваным ухом, и дед рассказывает его историю (при совпадении фабулы и сюжета данная часть являлась бы экспозицией рассказа).
  2. Завязка истории – отправление деда Лариона на охоту в лес и его спасение зайцем в случившемся пожаре.
  3. Развитие действия – теперь дед Ларион старается спасти зайца и поручаем своему внуку Ване отнести его к ветеринару. Но героя ждут препятствия, местный врач грубо отказывается мальчику в лечении, но на помощь ему приходит добрая старушка Анисья, которая подсказывает, что ему и деду необходимо обратиться за помощью к Карлу Петровичу.
  4. Кульминация и развязка – детский врач с неохотой, но соглашается вылечить зайца, и этот слух расходится по всему городу, что вызывает ажиотаж. Но вскоре история про зайца была забыта, а дед Ларион берет зверя к себе домой, продолжая о нем заботиться.

Таким образом, автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе, чтобы дать возможность читателю поставить себя на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.

Отмечаем, что в рассказе важным сюжетом является отрывок, где дед Ларион подвергается опасности: «Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени». Смерть настигала деда, хватало его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели» [4]. Тем самым, олицетворяются природные силы, события, которые способствуют формированию эмоциональной окраски произведения, а также нарастанию лирического волнения, сопереживания главным героям. Читая эти строги, представляешь и будто пропускаешь через себя то чувство страха неминуемой угрозы, стоящей перед дедом, но все-таки ждешь, когда произойдет то, что сможет ему помочь. И в момент появление зайца, представляешь его обгоревшие лапки, то, как он не может полноценно бежать, но все равно не останавливается и тем самым показывает деду Лариону, что медлить нельзя. Заяц цепляется за жизнь так, как смерть цеплялась за дедом, и эта сцена вызывает большую волну переживаний, трепета и надежды.

В рассказ введен эпизод, который раскрывает причины заботы деда за зайцем, что чрезвычайно важно для понимания смысла произведения. Дед Ларион, как обычно, отправлялся на охоту. Ранее он не придавал большого значения тому, что убивает животных, поэтому, как и ранее, подстрелил зайца, но промахнулся и зверь сбежал. Но его настиг лесной пожар, который уже сам пытался лишить жизни бедного старика. И в этой страшной ситуации его спасителем становится тот самый заяц, которого он подстрелил (как оказалось, в ухо) и готов был убить. Заяц, несмотря на то что у него в пожаре обгорели задние лапы, вывел старика из леса. За свой поступок дед Ларион испытывал чувства стыда и досады, потому что чуть не стал причиной смерти зверя, спавшего ему жизнь. И порванное ухо зайца всегда напоминало ему об этом. Таким образом, читателю становится ясна авторская мысль, как единство образного и логического ее начала.

Выделяем еще один дополнительный сюжет, который раскрывает внимание учащихся к моменту, олицетворяющему истинную помощь зайца деду, несмотря на то что дед Ларион хотел его подстрелить: « - Да, - сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной. – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек. – Чем же ты провинился? – А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!» [4]. Дед назвал зайца своим спасителем, осознав, как сильно, он был не прав в том, что охотился на таких зверей, которые способны помочь человеку даже тогда, когда все кажется безнадежным и потерянным. Такими сюжетными вставками автор позволяет читателю раскрыть фантазию, так как каждый может увидеть такие картины разнообразным образом. Проникнуться сопереживанием к чувствам, поступкам и действия героев.

Необходимо выделить, что в произведение происходит сравнение образов персонажей деда Лариона и деда Мазая, посредством которого происходит осмысление и раскрытие идеи произведения. И дед Ларион, и дед Мазай – это старички-охотники, которые очень любили свое занятие. Оба этих персонажа сталкиваются с тем, что меняет их мировоззрение относительно охоты на животных, а именно – на зайцев. Дед Мазай спасал зайцев, попавших в половодье в беду, так как они были для него беззащитными зверьками, не помочь которым невозможно, поэтому он вытаскивал их из воды и самых обессиленных брал к себе домой, чтобы те смогли восстановить силы. После этого дед Мазай осуждал мужиков, которые бессмысленно губят зайцев. Дед Ларион, в свою очередь, был спасен зайцем от лесного пожара, поэтому он всячески старался в ответ помочь зверю, любой ценой вылечить его, и после забрал его домой, продолжая о нем заботиться.

Далее отмечаем, что автор для построения сюжета использует различные речевые особенности героев. Усиление рассказа на лингвистическом уровне придает репликам героев самобытность. Например, речь Анисьи отличается простотой, незамысловатостью, они использует простонародные выражения, отличающиеся стилистической сниженностью: «ай случилось что?», «не умрешь, малый», «пущай несет», то есть, говорит по-деревенски. Она обращается к Ване словом «малый», называет его «сердешный», помогает мальчику и добрым словом, чтобы тот не печалился, и хорошим советом, чтобы Ваня понял, что зайца еще можно спасти. Речь ветеринара также отличается использованием просторечных, деревенский выражений: «одурел», «оголец», «валяй», но, в отличии от бабки Анисьи, он говорит эти выражения со злобой и желанием побыстрее избавиться от мальчика, потому что считает, что Ваня поступил глупо, принеся на лечение зайца («Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец! Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь с луком, деду будет закуска»). Данный прием дает возможность учащимся творчески подойти к пересказу текста или его драматизации.

Необходимо отметить роль пейзажа в произведении, связи между пейзажем и общим течением текста. Образ грозы играет большую роль в рассказе, так как является вспомогательным элементом передачи эмоций: «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга. Далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер» [4]. Читая данный отрывок представляется, как небо вокруг становится серым и мрачным, поднимается ветер, создавая рябь на реке. Где-то в стороне уже сверкают стрелы молний и гремит нарастающий гром, несущий тревогу. Из тяжелых туч начинает падать крупные капли дождя, оставляющие следы на дороге, и вот-вот хлынет ливень.

Композиция рассказа представляет собой единое целое, которое дополняется и усиливается отдельными элементами. Последовательность событий, переживания героев, спасение жизней наделяют рассказ эмоциональной взволнованностью. 

Сюжетные ходы рассказа, поступки и действия героев направлены на то, чтобы обозначить главные мысли автора: ответственное отношение человека к природе, доброты, отзывчивости и равнодушия, которые демонстрируются через лесного зверя, который спас жизнь деду и раскрыл его положительные качества, но оставил равнодушными других героев.

Таким образом, мы рассмотрели приемы, которые могут быть использованы в композиционном анализе, позволяющие эффективно работать со школьниками, так как выполняют следующие задачи:

  1. Выявление составных частей рассказа, его сюжетных линий, позволяющих понять произведение, установить взаимосвязи между ними.
  2. Рассмотрение вопросов, которые помогают проанализировать ход развития событий, особенности героев, их систему ценностей.
  3. Составление плана, способствующего выявлению главного героя и обучению навыкам пересказа.
  4. Использование приемов сочинения историй.

Подводя итог, подчеркиваем, что полноценное, правильное восприятие художественных произведений детьми – основная задача учителя. Этого невозможно достичь без применения композиционного анализа, так как совокупность различных приемов позволит детям осознать идею содержания, основную мысль автора, а также его художественную ценность.

Список литературы

  1. Воюшина М.П. Целостный анализ художественного произведения в начальной школе // Непрерывное образование. 2017. № 1. С. 43-46.
  2. Соколова А.В. Формирование навыков сюжетно-композиционного анализа в процессе работы с жанром рассказа на уроках литературного чтения // Будущее науки. – г. Курск. – 2022. С. 167-169.
  3. Меркулова О.Р. Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальной школе // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 100-104.
  4. Паустовский К.Г. Заячьи лапы // Избранные рассказы [Электронный ресурс] URL: https://imwerden.de/pdf/paustovsky_rasskazy.pdf

Интересная статья? Поделись ей с другими: