УДК 37

Формирование толерантности у подростков средствами духовно-нравственного воспитания

Пивина Анастасия Валерьевна – магистрант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Карамчаков Андрей Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Аннотация: В стремительно меняющемся современном мире особую роль играет индивид, способный разумно и плодотворно взаимодействовать с окружающими, работающий на благо общества, разрабатывающий свои собственные тактики поведения, самостоятельно думающий и осуществляющий моральный выбор, ответственность за который он в итоге несет не только перед самим собой, но и перед обществом.

Ключевые слова: толерантность, духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, подростки, психология, педагогика, межличностное общение.

В современном обществе понятие «толерантность» имеет особое значение. Толерантность понимается как терпимость к иному мировосприятию, образу жизни, культурным традициям, поведению, помогающая человеку лучше адаптироваться в социуме, при этом не утрачивая моральных человеческих качеств.

Сегодня многообразие поликультурных сообществ требует от людей соответствующего адекватного поведения. Разные народы, их культуры и традиции имеют общую ценность для многих национальностей. В целом, можно рассматривать толерантность как один из способов взаимодействия и взаимопонимания между людьми, исключающий проявления излишней агрессивности и враждебности. Чтобы прекратить социальные разлады, насилие, агрессию, террористические акты, следует взращивать подрастающее поколение в духе толерантности. В основном это качество развивается в процессе получения образования, общения, семейного воспитания, и поддерживается определенной социальной средой. Если личность толерантна, она сможет адаптироваться в любом обществе и вступать в полноценную коммуникацию с самыми разными людьми, максимально плодотворно используя все социальные контакты.

Современные подростки часто проявляют выраженную агрессию к другим людям, окружающему миру, семье, и даже к самому себе, что безусловно негативно влияет на их жизнь. Подростковый период – один из самых сложных в процессе личностного становления, и здесь основной поддерживающей силой является семья, которая закладывает основы поведения человека в социуме. Толерантные воззрения необходимо развивать с раннего детства, учитывая, что ребенок склонен копировать поведение родителей и других близких людей.

Другой влиятельной силой становится образовательный процесс, который не должен акцентироваться исключительно на предметном обучении и формировании практических профессиональных навыков. Нельзя упускать из вида, что образование может способствовать разрешению социальных, национальных, межкультурных проблем, задавая определенное направление развитию личностных качеств учащихся.

В современном мире мы наблюдаем немало кризисных проявлений, среди которых рост детской и подростковой преступности, наркомания, невысокий моральный уровень социальной среды, распад семейных основ жизни, упадок патриотизма. В связи с этим повышается актуальность духовно-нравственного школьного воспитания, проявления особого внимания к данному аспекту. Образовательная система всегда строится на базе определенного социального заказа, а сегодня особенно важным становится формирование нравственных личностных основ, способствующих воспитанию добросовестных, честных, трудолюбивых и неагрессивных членов общества.

В школе должна активно вестись деятельность по воспитанию толерантности. Педагоги общеобразовательной системы могут создавать такую учебно-воспитательную среду, в которой у учеников будет развиваться толерантный склад ума.

Известный политолог, доктор политических наук Медушевский Н. А. считает, что «формирование толерантности - общее дело большинства социальных и политических институтов, но когда в качестве объекта выступает подросток, основная ответственность и нагрузка по работе с ним перекладывается на педагогическую среду: учителей, социальных педагогов, психологов. Чтобы выполнить эту непростую задачу, необходимо иметь полную информацию о структуре воспитания толерантности, ее содержании и выражении, о методах, формах и технологиях подобного воспитания, о присутствии педагогической толерантности». Доктор педагогических наук Поштарева Т. В. пишет, что «в основе формирования толерантности лежит концепция формирования межкультурной компетенции учеников в многонациональной школьной среде» [6].

Для более эффективного формирования личностной толерантности можно использовать разные средства и способы нравственного воспитания:

  • художественно-изобразительные – живопись, художественная литература, фольклор, классическая и национальная музыка, театральные постановки. Подобные средства способствуют яркому эмоциональному окрашиванию духовно-нравственного опыта, воспитанию глубокого чувствования окружающего мира;
  • природные – включающие в себя тесное и частое взаимодействие с естественной природной средой и ее проявлениями. Такое соприкосновение с настоящей средой обитания формирует у детей уверенность в себе, чувства гуманного отношения к природе и к живым существам, желание выступать защитником более слабых и неприспособленных;
  • повседневно-деятельностные – сюда входят различные игровые активности, трудовая деятельность, общение с заранее поставленной целью. Данная группа средств духовного воспитания направлена на его практическую сторону, позволяя оценивать степень воздействия духовных и нравственных практик на ребенка во время его целенаправленной коммуникации со взрослыми или с группой детей.

Очень важно, какая атмосфера сопровождает ребенка во время его погружения в образовательный и воспитательный процесс. Желательно, чтобы это была атмосфера любви, понимания, вежливости, доброжелательности, гуманного уважительного отношения [8].

Полноценная и психически здоровая личность может сформироваться, только если она с раннего детства находится в условиях душевного тепла, взаимной доброжелательности, взаимного уважения, стремления к взаимному пониманию. Это дает правильный старт в жизнь, возможность раскрыть все имеющиеся личные таланты и способности. На становление духовных и нравственных основ личности оказывают влияние все элементы окружающей ребенка среды – родители и другие родственники, учителя, спортивные и творческие наставники, друзья и сверстники.

Для успешного воспитания толерантного отношения к окружающим необходимо активировать различные воспитательно-педагогические методы, способы и формы, учитывая большие возможности средств нравственного воспитания, применяемых не только в учебном процессе, но и во внеурочное время.

Список  литературы

  1. Артемьева В. А. Чувство толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый, 2022. - №7. - С. 486-489.
  2. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый, 2022. - №2. - С. 471-474.
  3. Асмолов А.иГ. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности. М.: «МГУ»,2022. - С. 8-12
  4. Вульфов В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства. Чита.: «Новое образование», 2022. - №6. - С. 12-16
  5. Ганаева Е. Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы, 2022. - №1. - С. 25-27.
  6. Гребенец Е. С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. «Педагогика и психология», 2023. - №3 - С.17-21.
  7. Данилова М. В., Сударина С. С. Особенности межнационального общения подростков // Молодой ученый, 2023. - №14. - С. 454-457.
  8. Егорова В. А., Егорова А. М. Проблема формирования толерантности у учащихся общеобразовательной школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2023.
  9. Зенович Д. В. Проблема формирования толерантности и межэтнической толерантности у подростков – основа духовно-нравственного состояния общества в условиях глобализации. // Сборники конференций НИЦ социосфера, 2023. - № 53. - с.113-117.
  10. Зенович Д. В. Социально-психологические аспекты отношений в подростковом возрасте и их роль в формировании межэтнической толерантности у подростков. // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2022. - №48. - С.12.
  11. Комаровская Е. В., Станякина М. В., Садикова М.  В. Возможности проектной деятельности в формировании толерантности у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета, 2022. -  №7. - С.12.
  12. Коробова Е. А. К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения // Молодой ученый, 2022. - №6. - С. 776-778.
  13. Лыткина Е. В. Практический опыт формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. -2022. -№1. - С.13.
  14. Медушевский Н.А. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика // Научно - методический сборник. Спб.: «Питер», 2023.  - 549 с.
  15. Резникова О. Н. Формирование толерантности подростков в общеобразовательном учреждении. «ЛАП», 2023. 132с.
  16. Сбитнева Е. С., Голышева И. А. К вопросу о воспитании толерантности у подростков во внеурочной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VII Междун. Науч. Конф. Самара.: «АСГАРД», 2022. С. 198-201.

Интересная статья? Поделись ей с другими: