УДК 37.013

Технологии формирования коммуникативных УУД в процессе совместной деятельности младших школьников

Бекетова Юлдуз Хемраевна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Хохлова Диана Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования коммуникативных УУД (универсальных учебных действий) младших школьников. Анализируется совместная деятельность учеников, направленная на достижение общего желаемого результата.  

Ключевые слова: совместная деятельность, УУД, коммуникативная компетенция, технологии обучения, коммуникативные универсальные учебные действия.   

 На сегодняшний день основная задача начального общего образования заключается в формировании у младших школьников коммуникативной компетенции, умении ставить цели и достигать их.  

Коммуникация – важнейший аспект образовательного процесса. Общество не может существовать без общения. Профессиональные и личные планы человека могут осуществляться в процессе коммуникации, где каждый получает поддержку или отказ, сочувствие или игнорирование своих идей, мнений, планов [5, с. 129].

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий большая роль отводится совместной деятельности обучающихся.  

К преимуществам совместной деятельности можем отнести:

  • рост объёма усваиваемой информации,
  • глубина понимания изучаемого материала,
  • повышение познавательной активности учеников,
  • развитие творческих умений и самостоятельности.

 В процессе совместной деятельности меньше времени требуется для формирования коммуникативных компетенций. Немаловажным является и тот факт, что ученики в сотрудничестве получают большое удовольствие от занятий, растёт сплочённость коллектива, обучающиеся взаимодействуют друг с другом, приобретают навыки самоанализа и взаимоанализа.

Совместная деятельность – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому грамотная работа педагога по организации такого вида работ учеников благоприятно влияет на результаты образовательного процесса и помогает детям приобрести необходимые социальные навыки для жизни в обществе.

В ФГОС НО обозначены коммуникативные универсальные учебные действия, включающие такие структурные компоненты, как:

  • планирование учебного сотрудничества с субъектами общения;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий [1, с. 19].

Полноценное развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходит при том условии, что у ученика связная речь и не нарушены коммуникативные навыки.

В данной статье рассмотрим технологии формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется сменой социального положения ребёнка, появлением обязанностей перед взрослыми людьми и перед сверстниками, в этот период ребенок должен ориентироваться в мире, вычленяя из огромного потока информации нужную.  К этому периоду относится и развитие эмоциональной сферы ребенка, когда появляются новые эмоции, помогающие ребенку выразить свои чувства в результате социального взаимодействия – коммуникации.  Для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся учитель может применять различные методы и средства. развитие познавательного интереса через совместную деятельность, например, развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей, расширение коммуникативных способностей детей [4, с. 550].

Коммуникативные способности ребенка проявляются не только во взаимодействии с другими, но и в умении формулировать свою точку зрения. Учителю важно помнить это и выделять обучающему определённое количество времени для подготовки ответа на заданный вопрос, поставленную задачу, выдвинутую проблему.

Детям младшего школьного возраста свойственно самостоятельное выполнение заданий, игнорирование одноклассников. Поэтому к важнейшим задачам в начальной школе можно отнести готовность к сотрудничеству, умение договариваться, нахождение общих решений по средствам коммуникации.

Несмотря на ФГОСы новейшего поколения и иные нововведения в системе образования, на современном уроке господствующей формой остаётся индивидуальная работа обучающихся, а учитель выступает посредником между учениками.  Взаимопомощь, обмен мнениями, обращение к товарищу по парте не приветствуется учителем. Такие действия учителя лишают учеников общения со сверстниками, которое им особенно важно в данном возрасте.

Совместная деятельность обучающихся должна быть в числе приоритетных форм работ, используемых учителем на уроке для формирования коммуникативных УУД младших школьников. Сотрудничество учеников может быть организовано в различных формах - проверка заданий друг друга, взаимная групповая проверка работ, проектные задания, задания творческого характера, тренинги. 

Учебные действия осмысливаются ребенком именно при групповых формах работы, когда ученики определяют функциональные обязанности каждого члена группы, планируют совместную деятельность, приобретают уверенность, чувствуют поддержку на эмоциональном уровне и в содержательном плане.

При совместной деятельности обучающихся, психологический климат в классе должен быть положительным, работа организуется без принуждения со стороны учителя и недовольства со стороны учеников, но всегда строго под руководством педагога, который корректирует процесс в случае необходимости. Младший школьный возраст характеризуется быстрой утомляемостью, поэтому во избежание понижения эффективности занятий с учениками, совместная работа не должна превышать 10-15 минут.

Совместная деятельность без взаимных претензий и упреков может осуществляться только при создании благоприятной атмосферы в классе, поддержке и помощи ученикам. Задача учителя – быть образцом для своих учеников, обладать коммуникативной культурой в той степени, чтобы его мнение было для учеников авторитетным. 

К эффективным приёмам формирования коммуникативных УУД можно отнести:

  • возможность учащихся обдумывать ответ, прежде чем ответить;
  • заинтересованность не только в своём ответе, но и в ответах товарищей по классу;
  • учителю не вносить своих исправлений, замечаний и своего мнения в ответы учеников (в зависимости от ситуации);
  • поощрять инициативность обучающихся и поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
  • дать возможность учащимся задавать вопросы, если им что-то не понятно из высказываний товарищей, или имеются расхождения во мнении;
  • создать благоприятную атмосферу доброжелательности и уважения в процессе коммуникации [2, с. 79].

Как мы уже сказали ранее, работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников может быть осуществлена при помощи различных форм организации учебной деятельности на уроке (паре, группе).

Например, на уроках математики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе совместной деятельности младших школьников используются такие задания, как: «Домики», «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», «Решение примеров по цепочке», суть которых сводится к цели – объединение обучающихся.

Проанализировав информацию, мы пришли к выводу о том, что:
проблема формирования коммуникативных умений младших школьников на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Коммуникативные способности определяют результат обучения, а также влияют на социализацию и развитие ребенка [2, с. 78].

Коммуникативные УУД способствуют осуществлению благоприятного общения при выполнении обучающимися совместных действий, проявлению толерантности при взаимодействии друг с другом.

Список литературы

  1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100).
  2. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ № 7.6. ‒ С. 78- 80.
  3. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2019. – 415 с.
  4. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. ‒ 2018. ‒ № 10. ‒ С. 550-552.
  5. Шмидт, Е.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е.В. Шмидт // Молодой ученый. ‒ 2019. ‒ № 13.3. ‒ С. 12-131.

Интересная статья? Поделись ей с другими: