УДК 339.54.012

Коррекционно-педагогическая работа по расширению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Петько Юлия Юрьевна – магистрант Донецкого государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению методов и подходов к коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи и ограничен словарный запас.

В статье рассматриваются основные причины и факторы, которые могут влиять на формирование словарного запаса детей с общим недоразвитием речи. Приводятся данные исследований, показывающие связь между ограниченным словарным запасом и различными психологическими и педагогическими факторами.

Автор статьи предлагает ряд коррекционно-педагогических методов и приемов, которые помогают улучшить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. В частности, рассматривается использование игровых форм обучения, систематическое повторение и закрепление изученного материала, включение родителей в образовательный процесс и проведение специальных занятий для развития словарного запаса.

В статье также обсуждаются возможные трудности, с которыми сталкиваются педагоги при работе с детьми с общим недоразвитием речи, и предлагаются рекомендации по их преодолению. Уделено внимание изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка и разработке индивидуальных программ обучения.

Статья заключается обобщением результатов исследований, представлением практических рекомендаций и выводов, которые могут быть полезными для педагогов, занимающихся коррекционно-педагогической работой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, расширение словарного запаса, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

Развитие словарного запаса ребенка имеет огромное значение для его общего речевого и когнитивного развития. Для детей с общим недоразвитием речи становится еще более важным проведение целенаправленных и эффективных коррекционно-педагогических мероприятий. Данная работа направлена на изучение различных стратегий и приемов, которые могут быть использованы для расширения словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.

Под общим недоразвитием речи понимается задержка или нарушение развития экспрессивных и/или рецептивных языковых навыков у детей. Оно может проявляться в виде ограниченного словарного запаса, трудностей с поиском слов, неправильного построения предложений или проблем с пониманием речи.

Общее недоразвитие речи обусловлено несколькими факторами, включая генетическую предрасположенность, факторы окружающей среды, нарушения слуха, нейроразвивающие расстройства и когнитивные нарушения. Раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение для решения этих проблем.

Развитие словарного запаса играет ключевую роль в общем когнитивном развитии детей. Он позволяет им понимать и эффективно выражать свои мысли, улучшает их способности к решению проблем и способствует развитию навыков критического мышления.

Богатый и обширный словарный запас дает детям возможность участвовать в содержательном социальном взаимодействии. Он облегчает общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию позитивных отношений, а также укрепляет уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Создание богатой языковой среды имеет большое значение для расширения словарного запаса. Этого можно достичь, предоставляя разнообразные стимулирующие материалы, такие как книги, игрушки и игры, которые знакомят детей с новыми словами и понятиями.

Вовлечение детей в деятельность по изучению слов способствует расширению словарного запаса. К таким занятиям можно отнести игры на ассоциации слов, упражнения на подбор слов по картинке, приложения для расширения словарного запаса и интерактивные рассказы.

Повторение - это ключ к закреплению недавно выученных слов. Постоянное использование и повторение целевых слов в различных контекстах помогает закрепить их понимание и запоминание. Включение изучения слов в повседневную рутину еще больше повышает их способность переносить свои знания на реальные жизненные ситуации.

Использование мультисенсорных методов, таких как использование жестов, наглядных пособий и слуховых подсказок, может улучшить усвоение словарного запаса. Такой подход позволяет использовать различные стили обучения и максимально вовлечь детей в процесс и закрепить знания.

Вовлечение родителей и воспитателей в процесс расширения словарного запаса имеет решающее значение. Регулярное общение, организация занятий на дому и обмен информацией о прогрессе позволяют семьям поддерживать языковое развитие ребенка.

Признание уникальных потребностей и способностей каждого ребенка очень важно. Приспособление обучения к их специфическим интересам, сильным сторонам и проблемам повышает эффективность.

Цель данного теоретического исследования - изучить проблему формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитие хорошо функционирующего словарного запаса имеет решающее значение для эффективной коммуникации и когнитивного развития детей. Однако дети с нарушениями речи сталкиваются с дополнительными трудностями в приобретении и расширении своего словарного запаса.

Эффективная вербальная коммуникация является основополагающей для взаимодействия между людьми и когнитивного развития. При типичном языковом развитии дети приобретают и совершенствуют свой словарный запас, находясь в богатой языками среде и взаимодействуя с ней. Однако дети с нарушениями речи испытывают трудности в приобретении и расширении словарного запаса. Нарушения речи могут проявляться в различных формах, таких как артикуляционные, фонологические и языковые расстройства. Эти нарушения могут быть следствием нейроразвития, нарушений слуха или других органических или функциональных причин.

Формирование словарного запаса включает в себя не только изучение слов, но и понимание их значений, распределение по категориям и использование в соответствующих контекстах. Дети с нарушениями речи часто демонстрируют дефицит в этих областях, что может существенно повлиять на их общие коммуникативные навыки и успеваемость. Выявление факторов, способствующих дефициту словарного запаса у этой категории населения, необходимо для разработки эффективных мер и стратегий поддержки.

Факторы, влияющие на формирование словарного запаса у детей с нарушениями речи:

Дефицит словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи может быть обусловлен различными факторами. К ним относятся:

  1. Ограниченная фонологическая осведомленность. Фонологическая осведомленность, способность манипулировать звуками в словах и идентифицировать их, играет ключевую роль в приобретении словарного запаса. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в различении и точном воспроизведении звуков речи, что приводит к проблемам в распознавании и извлечении слов.
  2. Сокращение языкового ввода. Дети с нарушениями речи могут получать меньше языковой информации из-за трудностей в общении, что может ограничить их возможности для развития словарного запаса. Такое сокращение языкового материала может иметь долгосрочные последствия для роста словарного запаса и общих языковых навыков.
  3. Семантические дефициты. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности с семантической обработкой, что затрудняет понимание значения слов и их эффективное включение в свой словарный запас.
  4. Прагматические проблемы. Языковые нарушения могут также влиять на прагматические навыки ребенка, включая способность использовать язык для социального взаимодействия. Трудности в понимании и использовании соответствующего языка в различных социальных контекстах могут препятствовать развитию словарного запаса.

Индивидуальная логопедическая терапия может быть направлена на конкретные языковые области, такие как фонологическая осведомленность, семантическая обработка и прагматические навыки. Терапевты могут использовать различные техники, такие как моделирование, повторение и наглядные пособия, для поддержки развития словарного запаса.

Для детей с серьезными трудностями в общении системы ААК, такие как символы с картинками, язык жестов или высокотехнологичные устройства, могут способствовать приобретению и выражению словарного запаса.

Сотрудничество между родителями, педагогами и логопедами имеет решающее значение для развития словарного запаса. Последовательность в подаче языкового материала, использование мероприятий по расширению словарного запаса и включение лексических целей в ежедневный распорядок дня могут обеспечить благоприятную среду обучения.

Представленное здесь теоретическое исследование подчеркивает важность решения проблемы формирования словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи. Понимая основные факторы, способствующие дефициту словарного запаса у этой категории детей, педагоги, логопеды и родители смогут реализовать соответствующие вмешательства и стратегии для поддержки их языкового развития. Данное исследование служит основой для дальнейших эмпирических исследований и разработки научно обоснованных практик в области детской логопедии и лингвистической терапии.

Расширение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи требует комплексного и индивидуального подхода. Реализуя стратегии, которые создают богатую языком среду, обеспечивают деятельность по изучению слов, включают повторение и подкрепление, а также используют мультисенсорные методы, мы можем поддержать этих детей в развитии их языковых навыков и способствовать успешной коммуникации. Сотрудничество с родителями и воспитателями еще больше усиливает воздействие коррекционно-педагогической работы. При раннем вмешательстве и постоянной поддержке дети с общим недоразвитием речи могут преодолеть свои языковые проблемы и добиться успехов в обучении.

Список литературы

  1. Ванюшина, В. В. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. В. Ванюшина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 36 (431). – С. 192-195. – URL: https://moluch.ru/archive/431/94844/ (дата обращения: 08.01.2024).
  2. Жулин Е.В. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-narusheniyah-slovoobrazovaniya-i-slovoizmeneniya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 08.01.2024).
  3. Кузьмина О.С., Огородникова Е.П. Особенности развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Auditorium. 2020. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarnogo-zapasa-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева – Текст: непосредственный // Вестник Куб ГУ. – 2014. – № 5. – С. 72–76.
  5. Янченко И.В. Сравнительный анализ эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III-го уровня речевого развития) и с задержкой психического развития // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-emotsionalnoy-leksiki-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-go-urovnya-rechevogo (дата обращения: 08.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: