УДК 37

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в инклюзивном классе

Тюменцева Ангелина Романовна – магистрант психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета.

Научный руководитель Шибанова Наталья Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Забайкальского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению и анализу применения дифференцированного подхода в образовательном процессе младших школьников в инклюзивных классах. В ней рассматриваются ключевые аспекты и принципы дифференциации обучения для учащихся с различными образовательными потребностями, включая детей с особыми образовательными потребностями. Освещаются методы адаптации учебного процесса, учебных материалов и оценки достижений учащихся для обеспечения их индивидуального и эффективного развития. Также обсуждаются преимущества и трудности, с которыми сталкиваются учителя при реализации этого подхода, а также важность профессионального развития педагогов в контексте инклюзивного образования. Статья подчеркивает значимость инклюзивного образования в современной педагогической практике и необходимость обеспечения равных образовательных возможностей для всех учащихся.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, инклюзивное образование, младшие школьники, особые образовательные потребности, адаптация учебного процесса, педагогические методы, профессиональное развитие учителей.

Тема дифференцированного подхода к обучению младших школьников в инклюзивных классах остаётся актуальной и важной в сфере образования. Инклюзивное образование продолжает развиваться и обеспечение эффективного обучения для всех обучающихся, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности, остаётся приоритетной задачей.

Важно учитывать не только физическую инклюзию, но и обеспечение подходящих образовательных стратегий и методов для разнообразных потребностей обучающихся. Дифференцированный подход предполагает адаптацию учебных материалов, методов преподавания и оценивания с учетом индивидуальных потребностей каждого ученика.

Однако стоит отметить, что успешная реализация дифференцированного подхода требует от учителей дополнительных усилий, профессионального развития и ресурсов. Актуальность темы подчеркивается необходимостью развития практик и стратегий, способствующих эффективной инклюзии и обеспечению успеха каждого ученика в инклюзивном классе.

Понятие «инклюзивное образование» закреплено в пункте 27 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Согласно данному определению, инклюзивное образование направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, учитывая как разнообразие особых образовательных потребностей, так и индивидуальные возможности.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в рамках инклюзивного образования. Это стало возможным благодаря инициативе родителей, стремящихся обеспечить равные образовательные возможности для своих детей.

Инклюзивное образование, по мнению Ю. Э. Горюновой, И. Н. Дудка, Н. И. Голиусовой, не только расширяет личностные возможности всех детей, но также способствует развитию гуманности, толерантности и готовности к помощи [2, c.111].

А. А. Кошелева подчеркивает, что инклюзия представляет собой попытку поддержать уверенность в собственных силах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, стимулируя их вовлечение в учебный процесс вместе с другими детьми, нахождение друзей и товарищей. Важным аспектом является не только развитие их способностей и успехи в учебе, но и предоставление им особого отношения и поддержки [4, c.102].

Таким образом, инклюзивное образование представляет собой подход, который ставит перед образовательной системой задачу адаптироваться к образовательным потребностям каждого ребенка и предоставить ему право на обучение наравне со всеми.

Обучение детей младшего школьного возраста в инклюзивном классе требует особого внимания и дифференцированного подхода. Младшие школьники, только начинающие свой путь образования, находятся в периоде, когда формируются основы учебных навыков, социальных взаимоотношений и общения. Этот этап является критическим для их дальнейшего образовательного развития. В контексте инклюзивного класса, где присутствуют ученики с различными потребностями, обеспечение специальной поддержки и руководства становится еще более важным.

Дифференцированный подход к обучению включает в себя разработку и применение разных стратегий и методов преподавания в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он помогает учителю адаптировать учебный материал под уровень понимания и способности каждого ученика, что позволяет им развиваться на своем уровне и достигать успехов в обучении.

А. В. Халафов высказывает мнение о том, что дифференциация обучения в инклюзивных классах требует особого подхода, который существенно отличается от простого индивидуального подхода к ученикам. В инклюзивном классе дифференциация учебного процесса предполагает индивидуализацию обучения, особенно в контексте групповой работы, где создаются условия для взаимодействия детей с различными уровнями развития и возможностей [6, c.147].

А. А. Жидков, Е. Л. Ермолаева, Е. С. Илюшина подчеркивают, что дифференцированное обучение – это форма обучения, при которой принимаются во внимание индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося. Эффективность использования данного подхода напрямую зависит от профессионализма педагога, который формирует образовательный процесс, включая в него учет и выделение времени для каждого обучающегося. В рамках учебного занятия преподаватель строит процесс обучения, нацеленный на удовлетворение запросов и требований каждого ученика, с целью достижения наилучших результатов обучения [5, c.390].

В инклюзивном классе учитель сталкивается с уникальными вызовами, требующими от него гибкости и креативности в применении разнообразных методов обучения. Важным аспектом успешной инклюзии является способность учителя адаптировать свои подходы к обучению, учитывая разнообразие индивидуальных потребностей учеников.

Например, для ученика с ограниченными возможностями, которому сложно воспринимать информацию в письменной форме, может потребоваться использование визуальных материалов и дополнительная поддержка со стороны ассистента. Это может включать в себя применение картинок, диаграмм, моделей или других визуальных средств, чтобы улучшить понимание материала.

В тоже время для других учеников более эффективным способом обучения может стать устное объяснение материала или работа в группах, где дети могут обмениваться мнениями и взаимодействовать друг с другом. Это способствует развитию коммуникативных и социальных навыков, что также важно в инклюзивной среде.

Ключевым принципом является осознание учителем того, что каждый ребенок уникален, и у него свои индивидуальные потребности. Поэтому учителю необходимо постоянно оценивать, какие методы обучения наилучшим образом соответствуют потребностям каждого ученика, и гибко адаптировать свой подход в зависимости от ситуации. Это требует терпения, внимательности и готовности принимать разнообразные методы обучения как средство обеспечения успешности обучения каждого ребенка в инклюзивном классе.

Дифференцированный подход к обучению в инклюзивном классе не ограничивается только учетом уровня знаний и умений учеников. Он также включает в себя внимание к их интересам и способностям, стремясь стимулировать учебную мотивацию и вовлеченность. Это особенно важно для того, чтобы помочь детям справиться со сложностями и активно развиваться в процессе обучения.

Социальная адаптация и взаимодействие с другими учениками также играют важную роль в дифференцированном подходе. Ученики с особыми образовательными потребностями могут сталкиваться с трудностями в общении и формировании дружеских отношений. В этом случае учитель должен создать атмосферу в классе, способствующую поддержке и пониманию, где каждый ребенок чувствует себя принятым и уважаемым.

Этот аспект дифференцированного подхода также включает в себя обучение социальным навыкам, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи между учениками. Учитель выступает в роли фасилитатора в процессе формирования позитивного социального окружения, где дети могут развивать не только учебные, но и межличностные компетенции, необходимые для успешной адаптации в обществе.

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в инклюзивном классе является ключевым элементом создания образовательной среды, где каждый ребенок может достичь успеха и раскрыть свой потенциал в соответствии с индивидуальными особенностями. Этот метод направлен на учет уникальных потребностей, стилей обучения и темпов развития каждого ученика.

В инклюзивной среде, где действует дифференцированный подход, обеспечивается возможность взаимодействия и взаимообучения между всеми детьми. Это создает благоприятные условия для обмена знаниями и опытом, где ученики с разными уровнями способностей и особыми образовательными потребностями взаимодействуют, поддерживают друг друга и развивают взаимопонимание.

Кроме того, дифференцированный подход способствует формированию инклюзивного общества, где признается ценность разнообразия. Это стимулирует толерантность, уважение к индивидуальным различиям и создание позитивного отношения к многообразию. Обучающиеся в инклюзивном классе не только получают знания и навыки, но и учатся ценить разнообразие, что подготавливает их к более успешной социальной адаптации в будущем.

Таким образом, дифференцированный подход в инклюзивном образовании не только индивидуализирует обучение, но и создает основу для построения более открытого, толерантного и инклюзивного общества, где каждый ребенок имеет равные возможности для успешного обучения и развития.

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в инклюзивном классе предоставляет множество плюсов. Во-первых, он обеспечивает индивидуализацию обучения, что позволяет учителю адаптировать материал под уровень понимания и темп усвоения каждого ученика. Этот подход не только улучшает понимание учебного материала, но и создает благоприятные условия для успешного обучения каждого ребенка.

Во-вторых, дифференцированный подход способствует развитию социальных навыков. Инклюзивная среда, поддерживаемая этим методом, позволяет детям взаимодействовать с разнообразными сверстниками. Это способствует формированию толерантности, уважения к различиям и развитию навыков сотрудничества.

Третий плюс заключается в вовлечении каждого ребенка в учебный процесс. Дифференцированный подход гарантирует, что каждый ученик получает необходимую поддержку и стимулы согласно своим индивидуальным способностям. Это способствует полноценному участию всех детей в обучении и формированию положительного отношения к учебному процессу.

Четвертым плюсом является создание инклюзивной среды. Дифференцированный подход способствует взаимодействию детей с различными образовательными потребностями, создавая общую среду, в которой они могут обмениваться опытом и учиться друг у друга.

И, наконец, пятый плюс - стимулирование мотивации. Учет интересов и способностей каждого ребенка в процессе обучения делает учебный материал более привлекательным и интересным, способствуя повышению учебной мотивации детей в инклюзивном классе.

Е. В. Зволейко выделяет несколько трудностей, с которыми сталкиваются учителя, реализующие дифференцированный подход в инклюзивном классе:

  1. Отсутствие диагностики учебных возможностей. На начальном этапе обучения отсутствует должная психологическая и педагогическая диагностика учебных возможностей обучающихся, особенно у тех, кто имеет особые образовательные потребности (ОВЗ). Это создает трудности в индивидуализации процесса обучения для всех групп обучающихся.
  2. Недостаточное обеспечение учебными материалами. Содержание учебников и других учебных материалов не обеспечивает необходимого индивидуального подхода. Учитель вынужден тратить много времени на подготовку дифференцированных заданий для работы на уроке и для домашней подготовки.
  3. Трудности в учете изменений в уровнях подготовленности. Отсутствие разработанных форм учета и отчетности создает трудности в проведении учета изменений в уровнях подготовленности обучающихся. Это затрудняет адекватную оценку и адаптацию обучения к изменяющимся потребностям.
  4. Проблемы в организации разноуровневой учебной деятельности. Учителя сталкиваются с трудностями в организации урока с разноуровневыми заданиями и деятельностью, что затрудняет эффективное обучение обучающихся с разными уровнями подготовки на одном уроке [3, c.118-119].

На основе всего вышеизложенного, хотелось бы отметить о том, что инклюзивное образование становится ключевым направлением современной педагогики, стремясь обеспечить равные возможности для всех обучающихся, вне зависимости от их особых образовательных потребностей.

Таким образом, дифференцированный подход в инклюзивном образовании – это неотъемлемая часть обеспечения равноправного доступа к образованию для всех детей. Дальнейшее развитие инклюзивных практик и постоянное внимание к улучшению педагогических методов помогут создать образовательную среду, в которой каждый ребенок может успешно реализовывать свой потенциал.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации. – от 31 декабря 2012 г. – N 53 (часть I). – Ст. 7598
  2. Горюнова Ю. Э. Особенности инклюзивного образования детей ОВЗ в условиях введения ФГОС / Ю. Э. Горюнова, И. Н. Дудка, Н. И. Голиусова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 11 мая 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 110-112
  3. Зволейко, Е. В. Применение технологии дифференцированного обучения в работе учителя инклюзивного класса / Е. В. Зволейко // Психолого-педагогическое образование в ЗабГУ: традиции и современность : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Чита, 27 октября 2021 года / Забайкальский государственный университет. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. – С. 112-119
  4. Кошелева, А. А. Особенности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе / А. А. Кошелева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-1. – С. 98-103
  5. Понятие дифференцированного подхода в обучении / А. А. Жидков, Е. Л. Ермолаева, Е. С. Илюшина [и др.] // Трибуна ученого. – 2021. – № 11. – С. 388-391
  6. Халафов, А. В. Дифференциация обучения как средство реализации инклюзивного образования / А. В. Халафов // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 1. – С. 143-148