УДК 37.064.1

Родительский клуб как способ повышения уровня взаимного доверия семьи и школы

Котельникова Раиса Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.

Симачкова Елизавета Алексеевна – магистрант Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.

Аннотация: В современном обществе семья и школа играют ключевую роль в воспитании детей и подготовке их к будущей жизни. Однако не всегда между ними устанавливаются доверительные отношения, что может негативно сказаться на развитии ребенка. В данной статье мы рассмотрим родительский клуб как способ повышения взаимного доверия семьи и школы.

Ключевые слова: воспитание, семья, взаимное доверие семьи и школы, семейное воспитание, образовательная среда, родительское сообщество, родительские встречи, социальные сети, родительский клуб.

Современное общество ставит перед родителями множество задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Чтобы успешно справляться с этими задачами, родители должны иметь доступ к информации и знаниям, которые помогут им лучше понимать своих детей, быстрее налаживать с ними контакт, прививать правильные ценности, а следовательно, грамотно воспитывать их.

Безусловно, сегодня не составляет труда поиск той или иной информации по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, у родителей есть возможность самостоятельно получить новые знания, достаточно выйти в Интернет, или воспользоваться образовательными курсами. Но важно понимать, что для подобной деятельности необходима, во-первых, сильная мотивация законных представителей, во-вторых, достоверные и проверенные источники их самообразования, в-третьих, удобство и простота применения полученных знаний. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо понять, что современная образовательная организация это не только основное место воспитания и образования детей, но и мощнейшая площадка для самореализации родительского сообщества.

В настоящее время многие образовательные организации основывают родительские клубы. Родительский клуб – это организованное образовательное пространство, созданное для обсуждения и решения проблем, связанных с воспитанием и образованием детей. В рамках такого клуба родители могут общаться друг с другом и с педагогами, психологами и другими специалистами, обмениваться опытом и находить решения проблем, возникающих в процессе воспитания [3].

Один из главных принципов работы родительского клуба – это установление партнерских отношений между родителями и школой. Например, можно организовывать встречи с учителями и администрацией школы, чтобы обсуждать образовательные, воспитательные проблемы. Также можно организовывать взаимодействие с местными сообществами (социальными службами, государственными организациями), чтобы родители могли получить ответы на волнующие вопросы, а также поддержку и помощь. Родительский клуб помогает участникам лучше понять, как работает школа и педагоги, какие проблемы они ставят перед собой, какие вопросы решают с детьми и каким образом можно помочь своему ребенку на протяжении всего образовательного пути.

Одним из основных преимуществ родительского клуба является то, что он помогает родителям лучше понимать своих детей посредством повышения уровня их общей осведомленности, расширения педагогического кругозора. Родительский клуб может стать местом, где официальные представители могут повышать свою квалификацию в области воспитания и образования. Например, можно приглашать специалистов по психологии, педагогике, медицине и другим областям, которые могут помочь в воспитании детей. Также можно организовывать встречи с представителями профессиональных сообществ и общественных организаций. Таким образом, родители учатся быстрее налаживать контакт с детьми и поддерживать их в новых начинаниях, совместно решать проблемы.

Родительский клуб может стать площадкой для создания проектов, направленных на развитие детей. Например, можно организовать проекты по развитию творческих способностей детей, по развитию социальной ответственности среди молодёжи, по развитию умения решать конфликтные ситуации, по борьбе с буллингом, а также по защите и спасению окружающей среды и др. Родители будут принимать активное участие в создании и реализации проектов, что поможет им лучше понимать своих детей и установить доверительные отношения с учителями, научиться выстраивать продуктивный диалог.

Конечно, в условиях современного общества целесообразно рассмотреть возможность создания виртуальной площадки в социальных сетях, чтобы возможность диалога между семьей и школой была постоянной, непрерывной и быстрой. Такой способ общения давно стал привычным для всех участников образовательного процесса. Он привлекает своей доступностью и удобством обращения в любое время. Более того, к написанию различных тематических рубрик можно привлечь самих законных представителей для освещения не только профессиональных вопросов, но и бытовых проблем.

Родительский клуб также может стать площадкой для проведения различных мероприятий, направленных на расширение кругозора учащихся как начального, так и среднего звена. Например, в рамках клуба можно проводить семинары для родителей по различным темам, волнующим их, где в качестве спикеров могут выступать не только штатные или приглашенные профессионалы, но и сами родители. В таком же формате можно проводить мастер-классы с практической частью, например, анализа трудностей общения между взрослыми и подростками. Также можно рассмотреть этапы адаптации и пути её упрощения для обучающихся [2].

Не всегда работа родительского клуба должна носить исключительно образовательный характер. Важно помнить и о психо-эмоциональном состоянии родителей, об их ментальном здоровье. Для этого можно организовывать мероприятия, направленные на разгрузку напряжения и отдых. Например, совместные занятия йогой, различные мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, развлекательные квесты и т.п. Актуальные встречи родителей и детей на спортивных мероприятиях на территории школы. Состязания между командами (семьями) или между родителями и детьми позволяют сплотить членов семьи, помочь в развитии навыков общения, а также отдохнуть.

Таким образом, создание родительского клуба как образовательной площадки для родителей является необходимым условием для успешного воспитания и образования детей и подростков. Родительский клуб может помочь законным представителям повысить свою квалификацию, обменяться опытом, повысить уровень взаимного доверия между семьёй и школой, развить проектную деятельность. Все это поможет родителям обеспечить детям успешное будущее.

Список литературы

  1. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.
  2. Грабик, Л.А. Приоритеты педагогики сотрудничества/ Л.А.Грабик //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - с. 81 - 84.
  3. Овчинникова, Н. В. Семейный клуб – одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы / Н. В. Овчинникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 27 (131). – С. 702-705.
  4. Э.Н. Петлякова. Инновационные родительские собрания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 256 с.
  5. Шевченко, О.В. Нетрадиционные формы работы с родителями / О.В. Шевченко, И.А. Рунева // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 54-57.

Интересная статья? Поделись ей с другими: