УДК 373

Преимущества и недостатки изучения финансовой грамотности в школе

Мелтонян Анастасия Роландовна – студентка Ставропольского государственного педагогического института.

Сидакова Милана Аслановна студентка Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Погодина Ирина Алексеевна – кандидат педагогических, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: Современное образование ставит перед собой задачу формирования не только академических навыков, но и практических умений, необходимых в повседневной жизни. Эта статья исследует преимущества и недостатки внедрения финансовой грамотности в школьные программы. Авторы анализируют, какие выгоды приносит обучение финансовой грамотности для школьников и обсуждают возможные недостатки и препятствия в этом процессе. Особое внимание уделяется вопросам доступности обучения и методикам, способствующим эффективному освоению финансовых знаний в школах.

Ключевые слова: Финансовая грамотность, преимущества, недостатки, финансовые навыки, финансовое образование, экономическая грамотность.

Финансовая грамотность - это знание и понимание основных финансовых концепций и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Она охватывает широкий спектр тем, включая бюджетирование, управление долгами, инвестирование, налоги, планирование пенсии, понимание финансовых продуктов и многие другие аспекты финансов.

Финансовое образование школьников проходит в рамках уроков – начальной школе на уроках математики и окружающего мира, а для 5-11 классов – как самостоятельная дисциплина [1].

Существует несколько учебников и учебных материалов, разработанных для обучения финансовой грамотности. Вот некоторые из них:

  1. «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы от Банка России, 2020 год. Этот учебное пособие разработано Центром макропруденциального управления Банка России и предназначен для школьников и студентов. Он включает в себя разделы о бюджетировании, кредитах, инвестициях и других аспектах финансовой грамотности.
  2. «Финансовая грамотность» от Л.Д. Пронина и И.Ю. Барановой, 2023 год. Этот учебник охватывает основы финансов и финансового планирования. Он предназначен для студентов и широкой аудитории.
  3. «Финансовая грамотность» для 5 – 7 классов от Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю., Половникава А, 2018 год. Данный учебник содержит информацию о базовых понятиях и инструментах финансовой грамотности, таких как личные финансы, бюджетирование, кредитование, страхование, инвестиции и др. Предназначен для учащихся средних и высших учебных заведений, а также для всех, кто хочет научиться управлять своими финансами и принимать осознанные финансовые решения.
  4. «Финансовая грамотность» для 8 – 9 классов от Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И., 2018 год. Учебник содержит информацию о базовых концепциях финансовой грамотности, таких как управление личным бюджетом, основы кредитования и инвестирования, а также вопросы финансовой безопасности и защиты от мошенничества.

Существует множество учебников и материалов, которые могут использоваться для обучения финансовой грамотности в школах. В них можно найти информацию о базовых финансовых понятиях, основах бюджетирования, управлении долгами, инвестировании, планировании финансовых целей и многом другом. [5]

Однако, для повышения уникальности и эффективности обучения финансовой грамотности важно варьировать материалы и подходы в зависимости от потребностей и интересов учащихся. Возможно использование интерактивных игр, кейс-методики, ролевых игр и других активных методов обучения, которые могут помочь стимулировать интерес и понимание темы финансовой грамотности. [2]

Цели:

  1. Подготовка к повседневной жизни. Основной целью финансовой грамотности в школе является подготовка учащихся к управлению своими финансами в повседневной жизни. Это включает в себя умение создавать и следить за бюджетом, управлять долгами, планировать и сберегать деньги.
  2. Повышение экономической стабильности. Обучение финансовой грамотности направлено на снижение финансовых рисков и увеличение экономической стабильности учащихся. Цель состоит в том, чтобы они могли избегать долговых проблем, накапливать средства на чрезвычайные ситуации и планировать свое финансовое будущее.
  3. Подготовка к будущей карьере. Финансовая грамотность также способствует подготовке учащихся к будущей карьере. Знание финансовых принципов и навыков управления деньгами может быть важным активом при выборе профессии и осуществлении карьерных планов.
  4. Развитие критического мышления. Целью также является развитие критического мышления учащихся. Они учатся анализировать финансовые решения, оценивать их последствия и принимать обоснованные решения.

Задачи:

  1. Обучение основам финансов. Задача финансовой грамотности включает в себя обучение учащихся основам финансов, включая понимание доходов, расходов, бюджетирования и инвестирования.
  2. Развитие навыков принятия решений. Финансовая грамотность помогает ученикам развивать навыки принятия обоснованных решений в финансовых вопросах.
  3. Понимание финансовых инструментов. Задача также включает в себя обучение учащихся основным финансовым инструментам и продуктам, таким как сберегательные счета, инвестиции, кредиты и страхование.
  4. Развитие навыков коммуникации. Учеников учат эффективно общаться на финансовые темы, включая взаимодействие с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми учреждениями.

Рассмотрим несколько примеров задач по финансовой грамотности, которые могут встречаться в контексте личных финансов в России.

Задача по бюджетированию.

Вика получает заработную плату в размере 60 000 рублей в месяц. Она решает создать бюджет и распределить свои расходы на питание, коммунальные услуги, такси, хобби и сбережения. Помогите Вике составить бюджет и определить, сколько денег она может отложить на сбережения [3].

Задача по управлению долгами.

Денис взял кредит в банке на сумму 100 000 рублей под 11% годовых на 2 года. Рассчитайте общую сумму выплаты по кредиту, включая проценты.

Задача по инвестированию.

Иван решает инвестировать 14 000 рублей в акции компании «Милушка». Он оценивает, что акции могут приносить 9% годовых. Сколько денег Иван заработает через 10 лет?

Задача по налогам.

Захар заработал 40 000 рублей в год и должен уплатить налог на доходы физических лиц. Рассчитайте сумму налога, которую Захар должен уплатить в соответствии с налоговыми ставками.

Тем не менее, подобно какой бы образовательной инициативе, программа имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их более детально. [7].

Преимущества финансовой грамотности в школе:

  1. Сознательные потребители. Одним из главных преимуществ обучения финансовой грамотности в школе является подготовка учащихся к более осознанному управлению своими финансами. Учебные программы, включающие в себя темы, такие как бюджетирование, управление долгами и инвестиции, помогают подросткам развивать навыки, необходимые для принятия обоснованных финансовых решений [6].
  2. Повышение экономической стабильности. Образование в области финансовой грамотности помогает учащимся лучше понимать принципы личных финансов. Это может снизить риск невыполнения финансовых обязательств, что, в свою очередь, способствует экономической стабильности как на уровне индивида, так и общества в целом.
  3. Подготовка к будущей карьере. Знание финансовых принципов может быть ценным активом при выборе профессии и осуществлении карьерных планов. Особенно это важно в современном мире, где финансовые аспекты проникают во все сферы жизни.
  4. Понимание экономических процессов. Финансовая грамотность также помогает ученикам лучше понимать мировую экономику и связанные с ней процессы. Это способствует формированию критического мышления и помогает готовить молодое поколение к сложностям современного мира.

Недостатки финансовой грамотности в школе:

  1. Загруженность учебных программ. Существует опасность, что добавление финансовой грамотности в учебные программы может привести к перегруженности учащихся, особенно в странах, где уже существует множество требований к программам.
  2. Неоднородность учебных программ. В разных школах и странах могут применяться различные учебные программы по финансовой грамотности, что может создать неравенство в образовании и качестве знаний.
  3. Квалификация преподавателей. Обучение финансовой грамотности требует компетентных преподавателей, и не всегда у школ имеются ресурсы для обучения и подготовки таких кадров.
  4. Задачи по финансовой грамотности могут быть полезны в различных ситуациях, связанных с управлением личными финансами[4].

Финансовая грамотность, внедренная в образовательные программы школ, предоставляет значительные преимущества для общества и отдельных индивидуумов. Обучение финансовой грамотности призвано подготовить новое поколение к успешному управлению своими финансами, укреплению экономической стабильности и сознательному потреблению.

Главное преимущество финансовой грамотности состоит в том, что можно подготовить обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, так как задачи включены в школьный курс математики или решаются во внеурочной деятельности.

В целом, финансовая грамотность остается ключевым элементом образования, который способствует развитию навыков и знаний, необходимых для успешного управления финансами и обеспечения финансовой стабильности. Эффективное внедрение финансовой грамотности в школьные программы требует сбалансированного подхода и внимание к решению недостатков, чтобы обеспечить лучшее будущее для общества в целом.

Список литературы

  1. Финансовая грамотность: сборник эталонных заданий: учебное пособие в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. – Вып. 2. – 2-е изд., стер. – М.; С.-Пб.: Просвещение. 2022. – 94 с.: ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). Ч.2. – 125 с.: ил. – Текст: непосредственный.
  2. Калашникова, Н. Г. Секреты финансовой грамотности. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г. Калашникова, Е. М. Белокурова, Е. Н. Жаркова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с. – Текст: непосредственный.
  3. Сергеева, Т. Ф. Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Ф. Сергеева. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.: ил. – (Функциональная грамотность. Тренажер). – Текст: непосредственный.
  4. Азбука финансовой грамотности. Справочник для образовательных программ по финансовой грамотности в детском центре / В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, Г. Н. Василенко, П. Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
  5. Интернет-предпринимательство. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. Р. Злобина и [др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 238 с.: ил. – (Внеурочная деятельность).
  6. Погодина И.А., Сенченко Е.В. Дистанционное обучение в начальной школе // Современная научная мысль: материалы Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. М П. Нечаев. Чебоксары, 2018. С. 130-133.
  7. Погодина И.А. Методические особенности изучения функции в школьном курсе математики // Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 183-188

Интересная статья? Поделись ей с другими: