УДК 372.881.111.1

Дидактические возможности учебных заданий и упражнений в развитии устной речи обучающихся на уроках английского языка в средней школе

Матвеева Виктория Вячеславовна – учитель английского языка Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Калининграда «Лицей № 18»

Аннотация: Целью статьи является выявление дидактических возможностей учебных заданий и упражнений на уроках иностранного языка. В качестве задач представлены описание примеров учебных заданий и упражнений по английскому языку для 7 класса и включение их в определенные этапы урока. Гипотеза: оптимизация навыков говорения, письма и освоения лексики у школьников может обусловливаться методическим комплексом учебных заданий и упражнений, ориентированных на уровень сформированности устной речи обучающихся в 7 классе. Результатом исследования является обоснование необходимости использования учебных заданий и упражнений при изучении иностранного языка в средней школе.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, учебное задание, учебное упражнение.

Согласно ФГОС СОО современный курс изучения английского языка требует развития и совершенствования речевой и языковой компетенции обучающихся. Речевая компетенция включает в себя умения говорения, аудирования, чтения и письма. Языковая компетенция – это овладение новыми фонетическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими и грамматическими языковыми средствами. Достигнув определенного уровня знания английского языка, школьник может его использовать для общения в устной форме. Учебные задания и упражнения на уроках направлены на его реализацию. Обратимся к определению «учебного задания».

По словам Е.А. Ждановой, авторы по-разному интерпретируют данное понятие, зачастую используя термины «учебное задание», «задача», «упражнение», «вопрос» в качестве синонимов, что способствует достаточно вольному их применению и затрудняет понимание их смысла [4, с. 31].

А.И. Киселева считает, что к заданию мы относим любой вид учебного поручения учителя учащимся, содержащее требование выполнить интеллектуальные или практические учебные действия для интерпретации изученного материала. Иначе говоря, одно задание вполне может включать одну и более задачу или упражнение [5, с. 65].

Ю.А. Евсеева отмечает, что традиционно в педагогике выделяют три типа учебных заданий: задача, упражнение и вопрос. Упражнение – тип задания, характеризующийся подсказанностью способа решения, что обусловливает репродуктивный характер деятельности ученика [3, с. 23].

Остановимся на термине «упражнение». А.А. Анцупова дает ему следующее определение: «упражнение – многократно выполняемые действия, направленные на овладение знаниями, выработку умений и навыков» [2, с. 2].

Рассмотрим признаки заданий и упражнений по «Английский языку».

Таблица 1. Признаки упражнений и учебных заданий.

Признаки упражнений

Признаки учебных заданий

Готовят к выполнению заданий

Основываются на упражнении

Совершенствуют умения, навыки и способности

Относятся к реальной жизни

Тренируют использование языка

Реализуют языковые действия

Тренируют беглость речи

Побуждают к работе со смыслами

Тренируют языковые формы

Учитывают интересы и потребности обучающихся

Способствуют созданию ситуации успеха

Побуждают к продуктивным письменным или устным высказываниям

Содержат игровые элементы

Готовят к реальным ситуациям общения

Представим примеры упражнений и учебных заданий в базовом учебнике по английскому языку «Spotlight» («Английский в фокусе») авторов В. Эванс и Д. Дули для учащихся 7 классов.

В первом разделе на третьем уроке по теме «Hanging out», что переводится как «Тусовка», в №1 дается упражнение, при выполнении которого автор просит учеников добавить свои идеи в логическую схему под названием «Виды деятельности в свободное время» о том, что они делают в жаркий, теплый и дождливый день. Также задается вопрос, чем из предложенных вариантов они занимаются в эти дни.

Данное упражнение готовит к выполнению учащимися заданий №2,3,4. Зная фразы из №1, дети смогут ответить на вопросы, правильно произносить и переводить слова в тексте и написать статью. Оно развивает умения использовать логические схемы для повторения и усвоения тематической лексики, способности переводить с одного языка на другой и навыки обращаться к словарю. Упражнение способствует использованию английского языка в силу того, что на основе слов по теме учитель организовывает с учениками беседу об их личных предпочтениях.

Данное упражнение улучшает скорость, плавность и естественность речи благодаря тому, что оно выполняется вслух вербально, и дети высказываются короткими фразами без резких скачков, а не словами, а также не концентрируются на грамматике. Здесь очень сложно застрять или запутаться, но если уже это сделать, то можно перефразировать мысль. Когда учащиеся отвечают на вопросы учителя, при построении предложений они повторяют за ним часть фразы «on a warm day», «on a hot day» и  «on a rainy day». Это помогает скопировать тон, темп речи и акцент. При этом ученики могут не спешить и сделать паузу, чтобы подумать о том, что они хотят сказать дальше. Это естественно.

Таким образом, дети тренируют использование английского литературного языка в устной разговорной форме, а именно выражать свои собственные мысли, обсуждать варианты ответов и новую лексику по теме. Здесь не нужно применять сленговые слова.

№ 1 способствует созданию ситуации успеха вследствие того, что он развивает такое личностное качество учащихся, как креативность. Детям нужно самим придумать идеи, которые нужно добавить в логическую схему.  

Сюда можно добавить игровой элемент. Например, выбирается ведущий, и этот учащийся идет к доске. Учитель задает ему вопрос, как он проводит свое свободное время, а ученик показывает ответ жестами. Остальные должны догадаться, что он имеет ввиду, и сказать на английском языке.

В № 2 (а) дается задание, в котором нужно посмотреть на картинки и вступление в тексте и ответить на вопросы, о каком городе и стране статья и чем там можно заниматься.

В задании № 2 (b) сказано, что нужно заполнить пропуски предлогами «on», «for», «from», «at», «about», «to». Затем следует объяснить значение слов, указанных жирным шрифтом.

Используя упражнение № 1, учащиеся могут ответить на вопрос задания №2 (а), чем можно заниматься в городе. Оно относится к реальной жизни, так как выполняется, глядя на конкретные фотографии окружающего детей мира. Ученики реализуют языковые действия, высказывая свое мнение и прогнозируя содержание текста.

Задание 2 (b) побуждает учеников к работе со смыслами, так как они опираются на изученный материал и фоновые знания, заполняя пропуски в тексте соответствующими предлогами. Также детям нужно объяснить значение выделенных слов на основе контекста без словаря – с помощью синонимов, перефразирования и так далее.

В задании № 3 автор просит разыграть диалог-расспрос в паре, используя текст и новую лексику из логической схемы упражнения №1. Это задание побуждает к продуктивному устному высказыванию и готовит к реальной ситуации общения, в которой нужно поговорить о своем любимом месте в городе.

В № 4 задается написать короткий текст. Это задание стимулирует к продуктивному письменному высказыванию.

Как можно заметить, упражнения осуществляют разные приемы обучения и создают условия для языковой практики. Задания требуют выполнения каких-то действий или получения какого-то результата.

Список литературы

  1. Английский в фокусе: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина [и др.]. – М.: Express Publishing; Просвещение, 2007. – 10 с.
  2. Анцупова А.А. О понятиях «задача», «упражнение» и «задание» в методике обучения математике / А.А. Анцупова, В.Н. Фрундин – Курск: Курский государственный университет, 2022. – 2 с. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50412833_60779855.pdf.
  3. Евсеева Ю.А. Сущностный и структурный анализ понятия «Учебное задание» / Ю.А Евсеева, А.И. Киселева, О.А Евсеева, А.Ю. Королева, Д.А. Коренева – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет, 2022. – 23 с. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50213962_12223031.pdf.
  4. Жданова, Е.А. Особенности разработки многоцелевых учебных заданий в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Жданова – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. – 31 с. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrarypdf.
  5. Киселева А.И. Учебные задания как средство формирования логического учебного действия аргументации при обучении биологии в школе / А.И. Киселева – Саранск: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», 2017. – 65 с. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32628082_29542977.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: