УДК 373.3

Виртуальные музейные экспозиции как средство историко-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Куделина Александра Владимировна – студентка психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Шумакова Александра Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой кафедра теории, истории общей педагогики и социальных практик Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: научная статья посвящена исследованию роли виртуальных музеев в патриотическом воспитании младших школьников. Автор статьи выделяет ключевые аспекты эффективного использования таких ресурсов и предлагает практические рекомендации учителям для улучшения контента и активного продвижения виртуальных музеев в образовательной среде начальной школы.

Ключевые слова: музейная экспозиция, школа, историко-патриотическое воспитание, воспитание, дети младшего школьного возраста.

Посещение музеев давно считалось важным средством формирования патриотизма у школьников. Однако исследования среди учителей показывают, что время, отводимое на посещение музеев в рамках учебного процесса, сокращается. Это связано с уменьшением количества и доступности музейных экспозиций, техническими сложностями организации выездных занятий и укреплением привычки учеников получать информацию из онлайн-ресурсов, преимущественно из интернет-порталов и видеоблогов.

Активное использование интернет-ресурсов может стать причиной информационной агрессии в отношении России со стороны зарубежных СМИ и намеренной фальсификации исторических фактов. Несмотря на цифровизацию общества, традиционные методы патриотического воспитания через фольклор, живопись и искусство остаются актуальными для ознакомления с историческими подвигами предков [1].

Для решения проблемы снижения посещаемости музеев предлагается создание виртуальных музеев, представляющих собой цифровые версии экспозиций реальных музеев или содержащие интерактивный контент, недоступный в обычных условиях. В таких виртуальных музеях уделяется внимание мультимедийному представлению данных для удобства восприятия современными школьниками. Государственная поддержка таких технологий играет важную роль.

Одним из плюсов виртуальных музеев является возможность вовлечения школьников в создание проектов, что способствует лучшему усвоению материала и стимулирует интерес к посещению физических музеев. Примером такого подхода стал виртуальный музей "Солдаты Победы", разработанный при поддержке МГУТУ им. К. Г. Разумовского и Департамента образования г. Москвы. Он представлен различными разделами, такими как "Школьные музеи", "Творцы Победы", "Воспоминания" и другие. За первый год его работы было зарегистрировано более 3000 посещений школьниками и лицами младше 18 лет [3].

Исследования эффективности виртуального музея показали, что наибольший интерес школьников вызывают разделы с оцифрованными музейными экспозициями и научными работами, посвященными подвигам их родственников во время войны. Однако разделы, такие как тесты и видеолекции, вызывают меньший интерес. Для привлечения большего внимания школьников к подобным проектам предлагается увеличить представление научных работ школьников, информации о музейных экспозициях и видео-интервью с участниками исторических событий.

Также можно отметить, что виртуальные музеи становятся важным инструментом для сохранения и передачи исторической памяти, особенно в условиях, когда традиционные формы обучения и ознакомления с культурным наследием сталкиваются с ограничениями.

Интерес младших школьников к виртуальным музеям, таким как "Солдаты Победы", подчеркивает значимость использования новых технологий в образовании. Учебные программы, основанные на интерактивных и мультимедийных методах, могут сделать процесс обучения более увлекательным и привлекательным для молодого поколения [3].

Кроме того, важно не только создание виртуальных музеев, но и их активное продвижение среди образовательных учреждений. Образовательные программы должны интегрировать в себя участие в таких виртуальных музеях как важную часть обучения, чтобы стимулировать интерес школьников к изучению истории и культурного наследия.

Также необходимо уделить внимание анализу реакции младших школьников на разные разделы виртуальных музеев. Например, если разделы "Школьные музеи" и "Творцы Победы" пользуются большим спросом, возможно, стоит расширить количество подобных материалов и привлечь больше учащихся к созданию и представлению своих проектов.

Для дальнейшего увеличения эффективности виртуальных музеев, кроме увеличения числа интересных материалов, важно также проводить аналитику оценки эффективности содержания и предоставляемой информации. Например, можно провести более глубокие исследования о том, какие виды контента или какие методы представления информации больше всего привлекают детей младшего школьного возраста, способствуют их обучению и воспитанию.

Благодаря виртуальным музеям, таким как "Солдаты Победы", ученики получают доступ к историческим материалам и воспоминаниям ветеранов, что способствует лучшему пониманию и уважению к истории своей страны. Такие проекты являются не только важным инструментом образования, но и способом сохранения культурного наследия для будущих поколений.

Виртуальные музеи открывают ученикам начальной школы двери в прошлое, предоставляя богатый архив исторических данных и впечатляющих историй. Этот вид образовательного контента не только помогает углубить знания о событиях и людях прошлого, но и прививает уважение к предшественникам и их подвигам.

Однако, несмотря на многочисленные преимущества, существует необходимость в постоянном развитии и улучшении виртуальных музеев. К примеру, дополнительные исследования могут помочь определить, какие формы контента более привлекательны для учащихся начальной школы. Это позволит наращивать эффективность таких образовательных платформ, делая их более ценными для обучения и формирования патриотических чувств детей [4].

Развитие виртуальных музеев также требует улучшения интерактивности и разнообразия представленного контента. Включение новых тематик, участие школьников в создании проектов, истории успешных людей из разных областей жизни — все это может расширить кругозор учащихся и сделать образовательный процесс более привлекательным и познавательным.

С целью поддержки интереса к виртуальным музеям важно проводить активную рекламу и популяризацию среди образовательных учреждений. Это позволит увеличить количество пользователей и повысить значимость таких ресурсов в образовательной среде.

В целом, виртуальные музеи представляют собой неотъемлемую часть современного образования и сохранения культурного наследия. Их эффективное использование и развитие играют важную роль в формировании общества, осознающего и ценящего свою историю.

Кроме того, важно подчеркнуть, что виртуальные музеи, такие как "Солдаты Победы", имеют огромное значение в контексте патриотического воспитания среди молодежи. Они не только предоставляют доступ к историческим фактам и артефактам, но и способствуют формированию гордости за свою страну, ее достижения и преданность идеалам, защищенным предками.

Участие в виртуальных музеях позволяет детям взглянуть на историю своей страны через призму личных историй, воспоминаний и достижений людей, которые сыграли ключевую роль в формировании ее облика. Это способствует развитию патриотизма и укреплению национальной идентичности у младших школьников.

Изучение истории через виртуальные музеи позволяет не только узнать о подвигах, но и понять ценность мира и миру людей, принимавших участие в событиях прошлого [5]. Это учит подрастающее поколение ценить мирное сосуществование, мобилизуя патриотические чувства на служение обществу и стране.

Одним из ключевых моментов патриотического воспитания через виртуальные музеи является создание эмоциональной связи между детьми и историческими событиями. Реалистичные визуализации, интерактивные возможности и рассказы участников событий позволяют младшим школьникам погрузиться в прошлое и почувствовать себя частью истории.

Кроме того, виртуальные музеи способствуют развитию аналитических способностей учащихся, поскольку они могут самостоятельно исследовать материалы, просматривать документы, анализировать факты и создавать собственные выводы. Этот процесс не только способствует углубленному изучению истории, но и формирует критическое мышление и способность к самостоятельному анализу информации.

В современном образовании виртуальные музеи играют ключевую роль в патриотическом воспитании и образовании детей. Они предоставляют доступ к историческим материалам, создают интерактивные возможности для изучения культурного наследия и формирования гражданской идентичности.

Виртуальные музеи не только предлагают интересный и мультимедийный контент, но и способствуют углубленному изучению исторических событий. Они позволяют учащимся начальной школы понять значение национальных достижений, подвигов и исторических перипетий, что является основой для формирования патриотических чувств и гордости за свою страну.

Ключевыми аспектами эффективного использования виртуальных музеев являются разнообразие контента, интерактивность, вовлечение школьников в создание проектов, а также активное продвижение среди образовательных учреждений. Эти меры помогают стимулировать интерес учащихся к изучению истории и культурного наследия через новые технологии.

Однако для дальнейшего усиления роли виртуальных музеев в патриотическом воспитании необходимо проводить более глубокие исследования предпочтений учащихся, а также активно участвовать в анализе и оценке эффективности предоставляемой информации. Это поможет создать более привлекательный и полезный контент, соответствующий интересам и потребностям подрастающего поколения.

Таким образом, виртуальные музеи не только являются важным инструментом образования, но и эффективным способом сохранения и передачи исторической памяти. Они играют важную роль в формировании патриотизма, уважения к культурному наследию и гражданской ответственности у младших школьников, являясь ценным ресурсом для воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Артемьева С. И. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации / С. И. Артемьева, А.Б. Бакурадзе, М. А. Бычков, В.А. Кальней [и др.] // Библиотека института социально-гуманитарных технологий МГУТУ им. К. Г. Разумовского. – Калуга, 2015.
  2. Виноградова Н. С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ (исследование 2008–2009 гг.): Дис. … канд. полит. наук / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). – М., 2010.
  3. Зотова А. С. Внедрение инновационных форматов обучения с целью развития творческих способностей студентов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2015. – Т. – №1. – С. 58–60. 4. Пономарев В. Г. Видеоблоги как новый инструмент формирования общественного мнения // Роль современной коммуникации между обществом и государством. Международная научно-практическая конференция: Сборник статей / Под общ. ред. В. Н. Ивановой. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2015. – С. 158, 96–98.
  4. Скляднева В. В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы // Дис. … канд. пед. наук / Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации. – М., 2003.
  5. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высшая школа, 2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: