УДК 372.853

Реализация на уроках физики регионального компонента обучения

Злобина Светлана Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается один из возможных способов реализации на уроках физики регионального компонента обучения, акцент на который отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте. Приводятся примеры внедрения на уроках физики средств народного творчества: пословиц, сказок, загадок и т.д.

Ключевые слова: физика, методика обучения физике, региональный компонент, средства народного фольклора, познавательный интерес.

В современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) большое внимание уделяется региональному компоненту, при реализации которого в процессе обучения у учащихся формируются знания о духовных ценностях, традициях народов Российской Федерации, родного региона и традиций своей семьи.

На территории России давно проживает множество национальностей и этнических групп, каждые из которых имеют свои традиции и обычаи. Для многонациональной страны важно, чтобы среди этносов существовал мир, и не было споров.

Для реализации данной задачи в процессе обучения целесообразно внедрение на уроках средств народного творчества, которые будут способствовать формированию у подрастающего поколения чувства уважения и толерантности к представителям разных народов.

Многие исследователи пытались определить, что относится к средствам народного творчества.

Пятую главу в своей книге «Этнопедагогика» Г. Н. Волков посвятил средствам народного творчества, к которым отнес пословицы, загадки, народные песни, сказки [1].

Рассмотрим несколько примеров применения на уроках физики средств народного творчества

С детских лет нам читали сказки родители, бабушки и дедушки, и мы, даже не задумывались, что практически в каждой сказке можно найти физическое явление, закономерность.

Например, в русской народной сказке «Царевна лягушка» можно рассмотреть трение качения: «Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок».

Опыт наблюдения человечества за окружающим миром отразился в приметах и суевериях. Они связанны с животными, временами года, праздниками, различными сферами деятельности человека. Народ старался всё делать точно, как сказано в приметах, чтобы не навредить себе или близким, либо привлечь удачу. Некоторые до сих пор пользуются ими. С их помощью люди научились предсказывать погоду. Многие народные приметы о погоде можно объяснить, с помощью физики. Например, соль мокнет - к дождю. Это связано с тем, что некоторые вещества, впитывающие влагу из окружающего воздуха, сыреют, происходит это как раз перед дождём, когда увеличивается влажность воздуха.

Кроме сказок, в народном фольклоре существует много разнообразных пословиц и поговорок. С древних времен пословицы и поговорки имели глубокий смысл и заключали в себе народную мудрость и знания.

Например, в пословице «коси коса пока роса, роса – долой, и мы домой» сказано, что совершать покос следует в утренние часы. В физике данная ситуация объясняется существованием трения и использованием росы в качестве смазки, так влага уменьшает силу и облегчает срезание травы косой.

Внедрять на уроках физики народный фольклор целесообразно используя ряд следующих методов обучения.

Например, целесообразно использовать упражнение, рассказ и беседу при рассмотрении народных примет и суеверий.При изучении диффузия в газах подойдут: «кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится», «подметать дома веником из полыни – не заведется нечистая сила», «въезжая в новую квартиру внеси веник полыни, чтобы отогнать злых духов». Объяснение данных средств народной педагогики может быть следующим: за счет резкого запаха растения, способного распространяться по всему дому, человек не будет способен сосредоточиться на пакостных делах. При изучении диффузия в жидкостях стоит обратиться к примете «квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить». В осине содержатся особые вещества, которые уничтожают гнилостные бактерии, и соления долго не портятся. Благодаря диффузии вещества распространяются в капусту и не дают гнить ей.

При работе с загадками подойдёт метод беседа для введения темы урока. Учитель записывает на доску тему, пропуская слова массы, объёма, плотности. Всё выглядит следующим образом: «Расчёт … и … тела по его …». После он предлагает ученикам отыскать пропущенные слова, для этого нужно отгадать загадки.

Иллюстрация и беседа при работе с выражением«скатертью дорожка». После изучения силы трения, учитель предлагает ученикам отгадать какое народное выражение зашифровано на картинке. После обсудить значение выражения и физический смысл. На Руси крестьян бытует обычай - невесте и жениху, уезжающим в церковь на венчание, махать вслед белым полотном, чаще всего скатертью. Таким образом, желали, чтобы жизненный путь молодых был ровным, как скатерть на свадебном столе. Отсюда и пошло выражение «скатертью дорога», означавшее «счастливого пути». Трактовка народного выражения с точки зрения физики может быть следующей: по гладкой и ровной дороге двигаться легче, так как сила трения мала. Позже значение фразы изменилось с доброго на язвительный. В наши дни она означает: «Иди куда хочешь, да побыстрее!» человеку давали понять, что без него будет лучше.

Методы демонстрации и беседы можно применить при работе с фразеологизмом «как с гуся вода».

Например, при изучении темы «Взаимное притяжение и отталкивание молекул», учитель предлагает узнать физическую сторону выражение «как с гуся вода». Для этого он проводить демонстрацию, в которой понадобятся перья гуся и перья голубя (или куриные), емкость с водой и пипетка. Он показывает, что от воды перо голубя стало мокрым, а гусиное осталось сухим. После учитель вместе с учениками пытается определить, почему так происходит. Затем ученики вместе с учителем переходят к изучению явлений смачивания и несмачивания. В результате такого изучения физического материала ученики узнают, что выражение «как с гуся вода» появилось благодаря явлению несмачивания, из-за которого гусиное оперение не пропускает воду: она с него скатывается.

Таким образом, использование средств народного фольклора в процессе изучении физики способствует повышению познавательного интереса учащихся, формирует важность и необходимость чтить традиции и обычаи своего народа.

Список литературы

  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – Москва : Академия, 1999. – 168 с. URL: https://clck.ru/32c7pn (дата обращения 2.11.2023). – Текст : электронный.
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 1. А-З / В. И. Даль. – Москва : Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1863. – 627 с. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02000000554?page=3&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.11.2023).
  3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 3. П / В. И. Даль. – Москва : Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1865. – 508 с. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02000000629?page=308&rotate=0&theme=white (дата обращения: 12.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: