УДК 372.878

Педагогические аспекты в развитии музыкального образования

Ван Яньдань – магистр Фортепиано Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского.

Аннотация: Рассмотрено понятие «музыка» и «музыкальное образование». Изучены принципы музыкальной педагогики. Автором подчеркивается важность создания педагогических условий для развития музыкального образования. Изучены основные факторы эффективности организации процесса получения музыкального образования. Эффективность педагогического процесса зависит от его целенаправленности, создания возможностей для самонаблюдения и анализа, а также активизации творческого потенциала обучающихся. Рассмотрены основные методы и подходы в развитии педагогических условий для получения музыкального образования обучающимися.

Ключевые слова: педагогические аспекты, музыкальное образование, развитие, эффективность, способности, учащиеся.

В современных условиях активно увеличивается интерес к музыке и получению музыкального образования. Это объясняется возрастающими потребностями общества в саморазвитии, расширении знаний и кругозора в области музыки, стремлением к получению навыков работы с музыкальными инструментами. Кроме того, музыкальное образование способствует духовному воспитанию человека, повышения его нравственной культуры и восприятия ценностей в обществе, а также способствует созданию условий для формирования гармонично развитой личности. Следовательно, для того, чтобы повысить уровень музыкального образования в обществе необходимо определить педагогические аспекты для эффективной организации данной деятельности.

Музыка – это искусство, в котором определенным образом посредством сочетания звуков образуется мелодия, несущая в себе мысли, чувства, настроение [4, с.101].

Музыкальное образование – представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования музыкальной деятельности и развития творческих способностей.

Отметим основные принципы музыкальной педагогики в современных условиях, к которым можно отнести следующие:

1) нацеленность на процесс воспитания обучающихся;

2) ориентированность на научные подходы и методики обучения;

3) системный характер проведения занятий;

4) индивидуальный подход в обучении;

5) ориентация на качество и прочность передаваемых знаний, умений и навыков.

Важно отметить, что занятия музыкой оказывает положительное влияние на здоровье и психику человека. Так, систематические занятия музыкой могут улучшит настроение, справиться с тревогой, депрессией, развить память и аналитические способности человека, повысить общий тонус организма, зарядить его энергией и т.д.

По мнению Л.Г. Арчажниковой специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Эффективность организации педагогом процесса получения музыкального образования зависит от множества факторов:

1) уровня компетентности педагога;

2) его постоянным стремлением развиваться и совершенствоваться;

3) использование новых подходов в профессиональной деятельности;

4) изучения зарубежного опыта в сфере музыкальной деятельности;

5) создания системы ценностей получения музыкального образования среди воспитанников;

6) формирования системы мотивации среди учащихся для получения музыкального образования;

7) индивидуальный подход к обучающемуся;

8) использование психолого-педагогического аспекта в оценке профессиональной деятельности;

9) применение новых инструментов обучения;

10) повышение качества музыкального образования на основе пересмотра учебных планов и программ и т.д.

Основной упор при организации процесса обучения должен быть сделан на обеспечении эффективного взаимодействия между педагогом и учащимися. Это предполагает использование воспитательных приемов в обучении, позволяющих установить тесный контакт и взаимопонимание. Каждый педагог должен помнить, что все дети по своей природе индивидуальны. Одни дети более быстро воспринимают информацию, легко поддаются процессу обучения, а другие, наоборот, являются более медлительными и трудно обучаемыми. Поэтому должен быть использован индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его интеллектуальных способностей и возможностей. Здесь могут быть также использованы вспомогательные техники и приемы такие, как беседа, разговор, своевременное обсуждение возникающих проблем и т.д. [2, с.400].

Педагогические аспекты в развитии музыкального образования также предполагают активизацию творческой активности обучающихся. С этой целью необходимо создать благоприятные возможности для самостоятельного поиска ребенком музыкальных интересов, ощущений, восприятия и познания. Аналитический метод работы может быть полезным в данном случае, поскольку он позволяет выявить основные проблемы, цели и задачи дальнейшего музыкального образования. Применение метода наблюдения позволит скорректировать педагогический процесс и направить его в соответствующее русло [1, с.107].

Рассмотрим основные методы и подходы в развитии педагогических условий для получения музыкального образования обучающимися. К таким методам можно отнести:

1) игровой метод – данный метод основан на использовании игры, как основного подхода к обучению. Данный метод позволяет через игровую деятельность самостоятельно создавать музыкальные произведения, собственные композиции на разную тематику. Это развивает творческую активность обучающихся, формирует у них систему собственных навыков обучения;

2) метод активного слушания – данный метод подразумевает использование методик для развития слуховых способностей учащихся. Это позволяет различать звуки, мелодии, понять эмоциональную составляющую музыкального произведения;

3) вокально-хоровой метод – основан на развитии вокальных способностей обучающихся посредством применения техник дыхания, движения диафрагмы;

4) индивидуальный подход – основан на использовании специальных подходов и методик к каждому обучающемуся в зависимости от его особенностей развития, восприятия и других характеристик;

5) интегративный подход – предполагает связь музыкального образования с другими областями и сферами профессиональной деятельности (например, изобразительным искусством, историей).

В данной статье разработаны практические рекомендации, направленные на повышение эффективности создания педагогических условий с целью развития музыкального образования, наглядно представленные на Рисунке 1.

Рисунок1

Рисунок 1. Рекомендации, направленные на повышение эффективности создания педагогических условий с целью развития музыкального образования

[Разработано автором]

Данные рекомендации носят универсальный характер и могут быть использованы в учебном процессе образовательных учреждений.

Считаем, что для повышения эффективности реализации педагогических аспектов в развитии музыкального образования должен применяться комплексный подход, основанный на четкой разработке учебного плана и рабочей программы, координации действий всех участников процесса, активном взаимодействии педагогов и обучающихся.

Можно сделать вывод о том, что в современном мире с его быстро ускоряющимися темпами развития музыкальное искусство является важной составляющей мировой культуры. Оно является основой формирования культуры человека, ценностных ориентаций в обществе, основой развития музыкальных способностей и социализации личности и т.д.

Список литературы

  1. Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. - М.: Детство-Пресс. - 2019. -406
  2. Малахова Л.А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Л.А. Малахова. - М.: Феникс. - 835c.
  3. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности / Я.В. Мочалова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2017. - С. 246-247.
  4. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка. - М.: Лань, Планета музыки, 2016. - 256 c.