УДК 37.013
Непрерывность образования: философский аспект
Чарчоглян Татьяна Геннадьевна – старший преподаватель Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Чарчоглян Паргев Мушегович – студент факультета гуманитарных наук Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «непрерывность» в контексте образования. Авторы рассматривают образование как процесс и результат, подчеркивая его важность для индивидуального и социального развития. Также описывается значимость концепции непрерывности в различных областях науки, включая гуманитарные науки, и ее фундаментальную роль в философском понимании мира, начиная с античности и до современных теорий. Кратко рассмотриваются ключевые теоретические подходы, определяющие развитие и практику непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывность, непрерывное образование, обучение на протяжении жизни, образование как процесс, образование как результат.
В контексте глобализации, цифровизации и постиндустриальных изменений в структуре экономики и общества очень важно исследовать образование с точки зрения непрерывности, что позволяет не только оценить его роль в жизни современного человека, но и предложить направления для развития образовательных систем в будущем.
Образование в гуманитарном знании рассматривается в двух плоскостях: как процесс и как результат этого процесса, каждый из которых имеет свои особенности и важное значение для индивидуального и социального развития. Как процесс образование – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, навыков и ценностей, это активный путь обучения и развития, который включает в себя:
- передачу знаний от учителя к ученику через различные формы обучения;
- социальное взаимодействие между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися;
- развитие критического мышления, аналитических способностей, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному обучению.
- регулярную оценку прогресса учащихся и корректировку учебных методов для оптимизации образовательного процесса;
- саморефлексию с целью углубления понимания и интеграции полученного образования в личностный опыт.
Как результат образование можно рассматривать как совокупность знаний, умений, навыков и ценностей, которые человек приобрел в результате обучения. Помимо знаний, умений и навыков этот результат может быть выражен и в других аспектах: квалификации, ценностях и отношении к миру и обществу, личностном развитии.
В целом, образование как процесс и как результат тесно связаны между собой: процесс образования направлен на достижение конкретных результатов, которые в свою очередь отражают эффективность этого процесса. Оба аспекта важны для как поддержания личностного роста человека, так и для устойчивого развития общества в целом [2, c. 2255].
В современном мире, где знания и технологии развиваются с невероятной скоростью, все более актуальной становится концепция непрерывного образования. Это понятие подразумевает не просто постоянное обновление информации и навыков, но и более глубокий процесс личностного роста и развития, который продолжается в течение всей жизни человека.
Принцип непрерывности – один из важнейших в науке. Он играет ключевую роль в различных ее областях, от физики до математики. В гуманитарных науках этот принцип также занимает центральное место, хотя и проявляется в более абстрактной форме.
Говоря о непрерывности в широком смысле как о свойстве мира и природы нельзя не обратиться к вопросам философского и социального обоснования данного понятия. Принцип непрерывности стал фундаментальным для научного познания и его эволюции, начиная с античных времен, когда исследователи стремились понять материальный и духовный мир [3, c. 572].
Идея о непрерывности природы появилась в древности в свзяи со стремлением людей описать наблюдаемые вокруг себя измения. Еще Аристотель утверждал, что изменения в природе происходят постоянно, но постепенно, без резких скачков сменяя друг друга. Бесконечная цепь изменеий подчиняется принципу как непрерывности. Таким образом Аристотель заложил основы данного принципа, предложив представление о логической связности мира и отвергая идею о существовании промежутков или разрывов в природе.
В 16 веке Г. Галилей расширил аристотелевскую идею, предложив принцип непрерывности в природе, который объясняет единство всего существующего и неотъемлемые связи между его частями. В 18 веке философ и математик Г. Лейбниц изложил всеобъемлющий «закон непрерывности», утверждая отсутствие в природе резких перепадов и промежутков. Теория эволюции Ч. Дарвина также соответствует принципу непрерывности, подчеркивая существование плавных изменений [4, с. 296].
С философской точки зрения, категория непрерывности описывает как структурные аспекты материи, так и ее эволюционные процессы. В отличие от прерывности, непрерывность основывается на целостности, взаимной связи и зависимости элементов внутри системы. Также она подразумевает относительную стабильность объекта, который определен своими качественными характеристиками. Именно гармония составляющих частей обуславливает существование и эволюцию объекта как единого целого.
Применительно к образованию как к процессу принцип непрерывности подчеркивает важность обучения на протяжении жизни, где каждый этап образования воспринимается как часть единого континуума. Принцип непрерывности в образовании предполагает создание условий, при которых обучение происходит в течение всей жизни человека, без значительных перерывов или потери качества. Он предусматривает плавный переход от одного этапа обучения к другому, а также интеграцию различных форм и методов обучения для достижения целостности образовательного процесса.
С другой стороны, образование, рассматриваемое как результат, представляет собой интеграцию знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку эффективно функционировать в обществе и адаптироваться к меняющимся условиям жизни. В этом смысле непрерывность подчеркивает необходимость устойчивости и гибкости образовательных результатов. Это означает, что полученные знания и навыки должны быть не только актуальными на момент окончания учебного процесса, но и способными адаптироваться к новым вызовам, что требует от образовательных систем способности к самообновлению и инновациям.
Таким образом, можно сказать, что философская категория непрерывности придает образованию глубокий смысл как в плане процесса, так и в плане результата. В контексте процесса она акцентирует важность бесконечного развития и обучения на протяжении всей жизни. В контексте результата она подчеркивает значимость устойчивых и адаптируемых оснований для постоянного личностного и профессионального роста.
Непрерывное образование как концепция базируется на нескольких теоретических подходах, которые позволяют осмыслить его как неотъемлемую часть жизни современного человека и общества. Рассмотрим ключевые теоретические подходы, определяющие развитие и практику непрерывного образования.
Андрагогика. Андрагогика, или теория взрослого обучения, занимает центральное место в теории непрерывного образования. Мальколм Ноулз, один из основателей андрагогики, утверждал, что взрослые учащиеся отличаются от детей своей самостоятельностью, накопленным жизненным опытом, готовностью к обучению, когда это связано с их социальными ролями, и ориентацией на проблемы. Такой подход подразумевает более гибкую и практико-ориентированную модель образования.
Конструктивизм. Конструктивистская теория обучения акцентирует внимание на активной роли учащегося в процессе обучения. Согласно этому подходу, знания строятся индивидуально на основе опыта и взаимодействия с окружающим миром. В контексте непрерывного образования это означает, что учебные программы должны быть ориентированы на студента и предоставлять возможности для самостоятельного поиска знаний и смыслообразования.
Трансформативное обучение (Transformative Learning) – это процесс, в ходе которого индивид пересматривает свои убеждения и ценности в результате рефлексии и критического осмысления опыта. Джек Мезироу, один из авторов этой теории, считает, что взрослые способны к глубоким изменениям в своем мышлении. Непрерывное образование может стимулировать такие трансформации, предлагая сложные задачи и поддерживая критическое мышление.
Самоорганизованное обучение (Self-Directed Learning) подразумевает, что учащийся берет на себя ответственность за планирование, выполнение и оценку своего обучения, что особенно актуально в условиях современного мира, где доступ к информации стал широким и легким. Такой подход способствует развитию навыков самообучения и адаптации к быстро меняющимся условиям.
Социокультурный подход Выготского подчеркивает важность для обучения социального контекста и взаимодействия. Обучение рассматривается как социальная активность, а знания передаются через культурные инструменты и практики. В рамках непрерывного образования это означает создание образовательных сред, способствующих социальному взаимодействию и коллаборации.
Каждый из этих теоретических подходов может быть использован для разработки эффективных учебных программ и педагогических стратегий непрерывного образования. Их интеграция и применение в практике способствуют созданию гибкой, адаптивной системы непрерывного образования, которая отвечает потребностям современного индивида и динамично развивающегося общества.
Подводя итог, хочется процитировать С.И. Гессена: «Образование по существу своему не может быть никогда завершено» [1, c. 35], тем самым подчеркивая, что процесс обучения и приобретения знаний не ограничивается определенным временным периодом или формальными стадиями образовательной системы, такими как школа или университет. Образование – это бесконечный путь саморазвития и самосовершенствования. Оно не заканчивается получением диплома или достижением определенного возраста; это продолжительный процесс, который длится всю жизнь и способствует личной, профессиональной и социальной реализации человека.
Список литературы
- Гессен, С. И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию : Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. - Москва : Школа-пресс, 1995. - 447 с.
- Кисленко С. В. Философско-этимологический анализ понятия «Образование» // Logos et Praxis. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-etimologicheskiy-analiz-ponyatiya-obrazovanie (дата обращения: 04.01.2024).
- Философия : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики, 2006. - 1072 с.
- Философский энциклопедический словарь. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 568 c.