УДК 37.013

Проектное обучение как технология овладения базовыми исследовательскими умениями в начальной школе

Золина Екатерина Сергеевна – студентка Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Хохлова Диана Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Педагогики и образовательных технологий Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: Статья посвящена вопросам исследования проектного обучения как технологии овладения базовыми исследовательскими умениями в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, проектное обучение, проект, обучение, навыки школьников, проектная деятельность, младший школьный возраст, учебный проект.

Современная педагогическая практика многих стран мира, в том числе и России, стремится к тому, чтобы в центре внимания оказалась личность учащегося с её уникальными качествами и индивидуальными возможностями. Основная задача такой системы – раскрытие и поддержка способностей, творческих наклонностей и одаренности.

В этом контексте, проблематика повышения эффективности научно-исследовательской работы у учеников начальных классов привлекает внимание ученых по всему миру, среди которых выделяются имена Д.Б. Богоявленской, Т.Г. Болдиной и других специалистов.

  1. Bruinsma, E. Jansen, Н. Семенов и их коллеги подчеркивают важность культивирования проектных умений среди молодого поколения в контексте образования. Этот подход получает особое значение из-за увеличения числа юных талантов, демонстрирующих потенциал для глубоких исследований и творческой работы. Образовательные стратегии, которые поддерживают эти навыки, считаются ключевыми для будущего, так как они отражают и способствуют прогрессу в социальном, экономическом и научном развитии, таким образом, укрепляя позиции России в мировом сообществе.

Сегодняшняя эволюция научного мира выявляет интересные тенденции, включая появление новых научных направлений и установление международных академических связей. Особое внимание уделяется повышению стандартов научных работ, особенно в области образовательной психологии. В этом контексте, современные методы образования, такие как проектно-исследовательские задания для школьников, становятся все более популярными в системе дополнительного образования.

Интерес к изучению детских способностей начал зарождаться еще в XIX веке и продолжает быть важным и сейчас. Изучение показывает, что полноценное развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся тесно связано с их ранним взаимодействием с миром. Положительные отношения в детстве могут стать основой для их будущего самосовершенствования.

Современные образовательные методики, включая проектную и исследовательскую деятельность, применяются для стимулирования обучения, воспитательного процесса и комплексного развития школьников, предлагая им задачи, стимулирующие интеллектуальный рост и личностное развитие. Когда дети углубляются в процесс изучения интересующих их тем, они наталкиваются на обилие свежих идей, что ведет к расширению предварительно намеченных границ исследования. Это расширение знаний можно рассматривать как проявление активности, которое, в свою очередь, становится основой для творческого подхода. По мнению Я.Н. Носиковой, «инновационная образовательная практика, такая как проектный метод, закладывает основу для самостоятельного формирования знаний учениками» [1]. Он стимулирует их способность к критическому и творческому мышлению, позволяя им не только ориентироваться в потоках информации, но и уметь выявлять, артикулировать и решать возникающие проблемы.

Обучающий процесс в начальных школах охватывает больше, чем базовое образование, включая развитие исследовательских способностей и креативного потенциала у детей под присмотром опытных педагогов [2]. Эта методика формирует независимое мышление, аналитические способности, способность глубже понимать и решать проблемы, усердие и концентрацию в учебе и жизни. С другой стороны, преподаватели отвечают на общественный запрос, создавая из учеников талантливых инноваторов, которые в будущем внесут свой вклад в прогресс российской культуры и экономики.

Исследование учебных процессов и продвижение интеллектуального роста студентов включает в себя сложный анализ эффективности научных усилий в рамках образовательных программ [3]. В этом контексте, роль учителя становится центральной, поскольку он не только координирует научные проекты учеников, но и предоставляет поддержку и действует как наставник в их стремлении разрешить исследовательские задачи и обрести необходимые знания и данные. Важность взаимоотношений между учителем и учеником особенно заметна в процессе совместной научной работы.

Исследовательский подход в образовании трансформирует рутину зубрежки в динамичный и творческий процесс, позволяя ученикам не только проявлять собственные таланты и знания, но и укреплять уверенность в личных достижениях [4]. Это двусторонний процесс, который также способствует установлению гармоничного взаимодействия между учениками и учителями, наполняя каждое занятие энтузиазмом к изобретательству и открытиям. Углубляясь в аналитическую работу, обучающиеся оттачивают целый спектр исследовательских умений: от умения глубже погружаться в сущность исследуемой проблемы до разработки гипотез, выборочного анализа источников информации, организации и выполнения экспериментальных задач, а также систематизации и интерпретации полученных данных.

Исследовательский процесс у учащихся начальных классов отличается от стандартных учебных практик, таких как лабораторные работы, которые демонстрируют уже известные научные принципы [5]. Здесь ученики сталкиваются с заданием, требующим творческого и критического мышления, поскольку исход не предопределен. Этот процесс начинается с ознакомления с историей вопроса, после чего учащиеся формулируют свои собственные исследовательские цели [6]. Ученики сами собирают данные, анализируют их и подводят итоги, делая собственные умозаключения. Этот процесс является одним из наиболее сложных видов исследовательских заданий для младших школьников.

Обновление и повышение результативности образовательной системы требует особого внимания к культивированию у школьников навыков научного исследования и прививанию аналитического подхода к мышлению. Когда учащиеся начинают использовать исследовательские методы и логический анализ, они не только эффективнее усваивают учебный материал, но и получают дополнительный стимул для образовательной активности. Это способствует переходу образовательного процесса на качественно новую ступень.

Список литературы

  1. Носикова, Я. Н. Образование познавательной самостоятельности младшего учащегося в условиях ФГОС / Я. Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – № 2. – С. 24-28.
  2. Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.
  3. Трасенков К.П. Метод проектов в образовательном процессе: 30.особенности применения. М.: Эксмо, 2019. – 215 с.
  4. Усова, А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А. В. Усова // Педагогика. – 2022. – № 4. – С. 30-33.
  5. Шамова, Т.И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т. И. Шамова. – Москва : Педагогика, 2019. – 249 с.
  6. Якупов В.А Роль педагога в образовательный процессе: опыт применения проектной деятельности в школе // Вестник КГУ. – 2019. – № 9. – С. 54.

Интересная статья? Поделись ей с другими: