УДК 37

Методика изучения идейно-тематического содержания художественного произведения в начальной школе на примере сказки-повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Бойцова Дарья Олеговна – студент Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Черкасов Валерий Анатольевич – доктор филологических наук, профессор кафедры Теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье раскрываются этапы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе и рассматриваются особенности изучения идейно-тематического содержания художественных произведений младшими школьниками на примере сказки-повести А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Ключевые слова: младший школьник, художественное произведение, работа над художественным произведением, литературное чтение, идейно-тематическое содержание, методика.

В мире детской литературы сказки всегда играли значительную роль. Они не только развлекают юных читателей, но и помогают им понять сложные жизненные ценности и реалии. Одной из самых популярных и известных сказок является «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная Александром Николаевичем Толстым. Это не просто история деревянной куклы, но и глубокое произведение, смысл которого можно раскрыть с помощью методики изучения идейно-тематического содержания.

Первым шагом в изучении сказки является анализ ее структуры и композиции. Композиционно сюжет сказки можно разделить на несколько частей:

  • экспозиция – появление Буратино на свет и установление «параметров» (пророчество и предупреждение сверчка, обнаружение таинственной двери, демонстрация доминирующих качеств характера героя на данный момент – нетерпение, недальновидность, шаловливость, бунтарство);
  • дорога в Страну Дураков (начиная с момента неудачного похода в школу, Буратино сворачивает «с пути истинного» и сразу знакомится с другими представителями сказочного мира – и до попадания в пруд);
  • дорога из Страны Дураков;
  • приход домой и обнаружение театра за дверью;
  • эпилог.

Этот фрагментированный подход помогает раскрыть идею воспитания и самовоспитания, а также развития личности главного героя.

Интересно, что сюжет определенным образом закольцован на доме: отсюда Буратино уходит в поисках приключений и сюда же он возвращается, потому что все самое интересное оказывается под крышей дома; персонаж мудрого сверчка служит и пророчеством, и символом этого пространства, появляясь с наставлениями в начале сказки и с назиданием - в конце, в подземелье.

Схематично сюжет сказки можно отразить следующим образом (рис. 1):

1

Рисунок 1. Схематичное представление сюжета сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Следующим важным аспектом при изучении сказки является анализ образов и их символическое значение.

Пространственно в сказке явно выделяются два мира: мир людей, в городе на берегу Средиземного моря (к этому миру относятся папа Карло – частично, Джузеппе, полицейские, горожане, начальник города), и мир животных и кукол, сказочный мир, – обитатели Страны Дураков и те, кто в нее вхож (Карабас-Барабас, Дуремар) [2].

Например, о папе Карло мы читаем только, что у него были «седые волосы, росшие около ушей», и когда-то он носил широкополую шляпу. Более подробно описан Карабас-Барабас, который оказывается постоянным посетителем мира сказочного, наживаясь на куклах: «…из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил» [4]. И очень ярко описаны все сказочные обитатели леса и помощники главных героев – жабы, жуки, птицы: «Летели, гудели толстые черно-бархатные шмели в золотых плащах, шипели крыльями свирепые шершни. Ползли жужелицы и кусачие жуки с длинными усами» [4]. Интересно, что красочности описанию придают зачастую не прилагательные, а глаголы: «прилетели большие бабочки, испачканные цветочной пыльцой. Приползли гусеницы и угрюмые навозные жуки. На животах пришлепали жабы...» [4].

Как положено сказке, как главные, так и второстепенные персонажи делятся на строго положительных и строго отрицательных, и только главный характер, Буратино, в начале повести проявляет совсем не положительные качества (убегает, дурит, притворяется, шкодничает, ленится; в первый день его рождения «мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые»), но именно они обтесываются и ограняются в процессе действия, создавая образ взросления и своеобразного возмужания.

Интересен образ золотого ключика, который становится основным предметом конфликта. Для Карабаса-Барабаса ключик – возможность дальнейшего угнетения кукол и их эксплуатации, а значит возможность еще больше заработать. Для Буратино и его друзей же ключик становится символом свободы и возможностью заниматься любимым делом, которое еще и будет приносить доход, позволяющий есть баранью похлебку с чесноком, а не думать о том, где добыть хлебную корочку. Характерно, что все куклы Карабаса-Барабаса в итоге сбегают именно в театр к Буратино, где им тут же и предлагают эту похлебку.

Буратино, Мальвина, Карабас-Барабас и множество других персонажей олицетворяют разные стороны человеческой натуры. Например, Буратино представляет невинность и наивность, Мальвина - доброту и преданность, а Карабас-Барабас - скупость и жадность. Изучение этих символов позволяет учащимся лучше понять мир, в котором они живут, и рассмотреть разные жизненные ситуации.

Также стоит обратить внимание на описательные элементы в повести. Очень подробно и красочно описаны театральные подмостки и декорации у Карабаса-Барабаса и в найденном героями театре; домик Мальвины и пруд черепахи Тортилы (снова здесь яркие образы природы: «Вокруг него собрались обитатели пруда: всем известные своей глупостью черные пузатые головастики, водяные жуки с задними лапами, похожими на весла, пиявки, личинки, которые кушали все, что попадалось, вплоть до самих себя, и, наконец, разные мелкие инфузории. Головастики щекотали его жесткими губами и с удовольствием жевали кисточку на колпаке. Пиявки заползли в карман курточки. Один водяной жук несколько раз влезал на его нос, высоко торчавший из воды, и оттуда бросался в воду — ласточкой»), [4], а также Страна Дураков – с покосившимися домами и башнями: «И она лапой указала на сломанный мост через высохший ручей. По ту сторону ручья среди куч мусора виднелись полуразвалившиеся домишки, чахлые деревья с обломанными ветвями и колокольни, покосившиеся в разные стороны...» [4]. Практически у каждого элемента сказочного мира есть свой эпитет. Даже в каморке папы Карло, принадлежащей к реальному миру, подробно описана стена с нарисованным котелком, ведь она скрывает таинственную дверь, ведущую в мир сказочный. Внимание к деталям произведения усиливают эмоциональные реакции учеников, а также приближают читателей к авторской мысли в единстве образного и логического её начала.

Обращая внимание на тематику сказки, можно отметить, что несмотря на свою кажущуюся простоту, «Золотой ключик» затрагивает такие важные темы, как справедливость, межличностные отношения, дружба, любовь и предательство. Анализ и обсуждение этих тем при изучении сказки помогает развивать у детей этическое мышление и моральные ценности.

Не менее важным шагом в методике изучения сказки является понимание авторского намерения и смысла произведения. Александр Николаевич Толстой, написав «Золотой ключик», хотел передать мудрость и ценности, которые он считал важными для воспитания молодого поколения. Изучение его намерения помогает учащимся почувствовать глубину произведения и проникнуться его идеей.

Таким образом, методика изучения идейно-тематического содержания сказки-повести А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» позволяет раскрыть значение произведения на разных уровнях. Она включает анализ структуры и композиции, символическое значение образов, обсуждение тематики и понимание авторского намерения. Знакомство с этой методикой помогает детям развить навыки анализа, критического мышления и этического осознания.

Список литературы

  1. Коллоди К. Приключения Пиноккио / К. Коллоди; пер. с итал. Нины Петровской; переделал и обработал Алексей Толстой; [рис. Льва Малаховского]. — Берлин: Накануне, 1924. — 102, [1] с.: ил.; 25 см.
  2. Петровский М. Что отпирает золотой ключик? // Петровский М. – Книги нашего детства. М., 1986.
  3. Толстой А.Н. // Русская литература: Энциклопедия для детей. Т.9, ч.2. – М., 1999. – с.71-73.
  4. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. М., 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: