УДК 37.01

Метод «элементарного образования» И.Г. Песталоцци – основа обучения и воспитания

Канищева Юлия Владимировна – магистрант кафедры педагогики и методики начального образования Факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности метода «элементарного образования» в трактовке И.Г. Песталоцци, методы обучения и воспитания в педагогике начальной школы XXI века, значение метода «элементарного образования» в образовательном процессе начальной школы, основные принципы метода элементарного образования, аспекты метода элементарного образования, простейшие элементы метода элементарного образования И.Г.Песталоцци, особенности обучения и воспитания личности ученика, учет индивидуальных особенностей через нравственное, трудовое, физическое и умственное элементарное образование.

Ключевые слова: элементарное образование, метод, нравственное, физическое, трудовое, умственное образование.

Одним из педагогов конца XVIII – начала XIX в., оказавшим огромное влияние на всё последующее развитие мировой педагогической мысли, был И.Г. Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих – 17 февраля 1827, Бругг). Швейцарский педагог, гуманист, крупнейший деятель педагогики, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики [2, с. 6]. Положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение – с воспитанием и развитием.

Основная цель образования и воспитания, по мнению И. Г. Песталоцци – необходимость параллельного и гармоничного развития человеческой личности, совершенствование и формирование самообладания, при этом развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Отношение педагога к ученику должно зависеть только от индивидуальности, положение ребенка или его родителей в обществе никаким образом не должно влиять на процесс обучения [8, с. 86].

Иоганн Генрих Песталоцци предлагал систематическое обучение и воспитание, используя наглядные образы, элементарные понятия и постоянное повторение материала [11 с. 116].

Аспекты метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци проиллюстрируем на рисунке 1.

1

Рис.1. – Аспекты метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци

Метод «элементарного образования» И.Г. Песталоцци помогает ученикам осознать, что знания могут быть упорядочены и систематизированы, помогает детям анализировать информацию и мыслить логически, обучает принимать решения на основе фактов и логических рассуждений [4, с. 48].

Метод «элементарного образования» И.Г. Песталоцци направлен на гармоничное развитие личности, включающая трудовое, физическое, нравственное и умственное образование. Большое значение имеет наглядность, выступающая средством развития у детей наблюдательности, умения сравнивать, выявлять общие и отличительные признаки, устанавливать соотношения [13, с. 78].

Элементом нравственного элементарного образования выступает внутренне созерцание или «азбука чувств», которая направлена на развитие моральных и нравственных качеств, проявляющиеся через воспитание любви к близким, доверие, доброту к окружающим, щедрость, формировании чувства ответственности, справедливости, уверенности. Цель «азбуки чувств» - помочь стать лучшими людьми, научиться понимать других, воспитывать в духе моральных ценностей. Большое внимание педагог уделял нравственной этике [10, с. 536].

Простейшим элементом трудового элементарного образования И.Г. Песталоцци представил в виде «азбуки умений», которая направлена на овладение трудовыми навыками работая в поле, на ткацких и прядильных станках через формирование простых движений. Идея трудового обучения связана с реальными проблемами и задачами, с которыми человек сталкивается каждый день [6, с. 69].

В рамках концепции «азбуки умений» И.Г. Песталоцци предлагал учиться на конкретных примерах, основываясь на жизненном опыте, знаниях и умениях учеников.

Простейшим элементом физического элементарного образования направлено на комплексное физическое развитие ребенка, его стремление к здоровому образу жизни, общему подъему физических сил, эмоциональных и интеллектуальных качеств через применение суставной гимнастики, игр, строевых занятий, походов, экскурсий [13, с. 911].

Физическая активность по И.Г. Песталоцци включает в себя различные формы работы: бег, прыжки, метание, плавание, упражнения на координацию движений. Регулярные игры и упражнения способствуют укреплению иммунной системы, улучшению кровообращения, снижению уровня стресса, тревожности, повышают самоуверенность в своих действиях [9, с. 336].

Умственное элементарное образование И.Г. Песталоцци представил в «азбуке очевидности». Особенность «азбуки очевидности» заключается на очевидных фактах и явлениях, доступных для восприятия учениками, через наблюдение за явлениями природы и окружающей среды, изучение обыденной жизни и повседневных вещей. Важно показать ученикам, как все вокруг взаимосвязано, чтобы лучше понимать и запоминать изучаемый материал.

Особое значение в умственном элементарном образовании педагог предлагал устанавливать связь между теорией и практикой, используя наглядные пособия и демонстрационный материал. Азбука умений направлена на практические навыки чтению, письму, арифметике, географии, истории и ремеслу [7, с. 30].

Проиллюстрируем значение метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци на рисунке 2.

2

Рис.2. – Значение метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци

Таким образом, метод «элементарного образования» И.Г. Песталоцци как основа обучения и воспитания подчеркивает значимость практической деятельности и использование знаний в реальной жизни. Ребенку должна быть предоставлена возможность самостоятельно исследовать и познавать мир, что поможет лучше понять окружающую среду и развивать свои творческие способности.

Воспитание базируется на этических и моральных принципах, таких как уважение к индивидуальности, терпимости и сотрудничестве. Педагог для ученика является не только учителем, но и наставником, помогающий развивать ребенку навыки, способности и делиться своими знаниями [1, с. 72].

Основные принципы воспитания и образования по мнению И.Г. Песталоцци лежат на признании очевидных факторов о природе и обществе, которые изложены в «Азбуке очевидности».

Проиллюстрируем принципы метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци на рисунке 3.

3

Рис.3. – Принципы метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци

Таким образом, метод элементарного образования И.Г. Песталоцци как основа обучения и воспитания ориентирован на развитие личности ученика и учет его индивидуальных особенностей через нравственное, трудовое, физическое и умственное элементарное образование.

Список литературы

  1. Бим-Бад, Б.М. Категория созерцания в дидактике Песталоцци / Борис Михайлович Бим-Бад. – Тверь : Тверской государственный университет, 2009. – №10 (Педагогика и психология). – С. 66–77.
  2. Блохман, К.И. Характерные черты образа жизни и деятельности Песталоцци // Сборник переводов по педагогике, дидактике и методике / Под ред. Г.0Н. Пескова. Т. 1. – СПб.: Издатель Д.0Е. Кожанчиков, 1872. – С. 1–12.
  3. Иоганн Генрих Песталоцци [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org
  4. Корнетов, Г.Б. Педагогическая система И.Г. Песталоцци // школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). – 2007. – № 3. – С. 48–58.
  5. Кузьменкова, М.В., Методика обучения Иоганна Генриха Песталоцци (на материале использования наглядности в обучении изобразительному искусству) // Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Редколлегия : Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2021. – С. 426–427.
  6. Локтева, С.Ф. Педагогическая система И.Г. Песталоцци : библиографический указатель / КГУ. Курск: КГУ, 2016. – 69 с.
  7. Никитина, О.А. Ступени формирования понятий И.Г. Песталоцци с точки зрения эпистемного подхода / О.А. Никитина // Известия Российской академии образования. – 2010. – №3 С. 27–36
  8. Осинина, Т.Н. И.Г. Песталоцци о развитии способностей личности. // Воспитание школьников. – 2017. – № 1. – С. 68–74.
  9. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т . Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т. 1. М. : Педагогика, 1981. – 336ос.
  10. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х томах / Под ред. М.Ф. Шабаевой. Т. 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 563 с.
  11. Пинкевич, А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. К столетию со дня смерти. – М. : «Работник просвещения», 1927. – 116 с.
  12. Раненский, Б.М. Друг детей – Генрих Песталоцци / Б. Раненский // Детское чтение для сердца и разума. – М. : 2012. - № 9 – С. 31–35.
  13. Хуторской, А.В. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци / А.В. Хуторской // Школьные технологии. – 2010. – №2. – С. 78–83.
  14. Цветкова, Е.Ю. Педагогическая система Песталоцци. Сборник «Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра», материалы III-й международной научной конференции, в 2 т. Санкт-Петербург : 2020. – С. 909–912.

Интересная статья? Поделись ей с другими: