УДК 37

Сенсомоторное развитие детей как важная задача дошкольного образования

Кадесникова Лиана Рафаилевна – студентка филиала Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета.

Научный руководитель Галич Татьяна Николаевна – доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования филиала Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета.

Аннотация: В данной статье освещается значимость сенсомоторного развития детей в дошкольный период. Рассмотрены основные задачи развития сенсомоторных способностей детей, а также этапы и принципы организации данного процесса. Сенсомоторное развитие играет важную роль в формировании личности ребенка, его умственных способностей, коммуникативных навыков и координации движений.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, сенсорное воспитание, дошкольный возраст.

Одной из главных задач нашего времени является создание условий для полноценного умственного, физического и духовного развития детей. Обеспечение своевременного формирования жизненных компетенций детей является не менее важным аспектом. В этом контексте новые идеи, связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), подчеркивают значимость сенсомоторного развития как основы для формирования всех ключевых компетенций ребенка дошкольного возраста. Это делает исследуемую тему особенно актуальной.

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста носит комплексный характер и включает в себя тренировку умения различать уникальные внешние параметры вещей, их форму, оттенок, размер, расположение в пространстве и другие. Формирование такого опыта происходит при помощи интегрирования сенсорных ощущений в самые разные типы активности детей, при этом он не выделяется в отдельно взятую сферу познания.

Сенсомоторное развитие крайне важно в процессе всестороннего воспитания и развивающих занятий с дошкольниками. Данная проблема привлекает внимание многих ученых, включая известных психологов (Запорожец, Венгер, Игнатьев, Зинченко, Мухин) и педагогов (Поддьяков, Аванесова, Тихеева, Сакулина, Флёрина, Усова). Неоценимый вклад в исследование сенсомоторного онтогенеза дошкольников внесли ученые под руководством Л. Венгера.

Замечательные специалисты-педагоги прошлого (Монтессори, Фребель, Декроли) и российские ученые (Тихеева, Русова, Усова, Запорожец, Сакулина) писали, что развитие сенсорных ощущений абсолютно необходимо для сбалансированного становления сенсомоторных навыков, являющихся ведущей компетенцией младших дошкольников.

Как в теоретической, так и в практической областях образования детей младшего дошкольного возраста существует большой методический пласт пособий и материалов, помогающий формировать у ребенка сенсомоторные способности. К сожалению, подобные инструкции применяются на практике без определенной системы, лишь периодически, что понижает их эффективность.

Существуют противоречия между потребностью гармоничного совершенствования сенсорных навыков детей как необходимого условия их умственного развития и явной недостаточностью внимания к рассматриваемому направлению со стороны воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях. Также есть противоречие между результативностью сенсомоторного совершенствования умений дошкольников с помощью особой предметной среды и отсутствием научно-обоснованного методического обеспечения данного процесса.

Целью нашего исследования является анализ особенностей сенсомоторного онтогенеза младших дошкольников как одной из актуальных и важных задач дошкольного образования.

Ключевой задачей дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка, объединяющее психическое, умственное и физическое развитие. Это период активного роста, когда происходят значительные изменения, больше, чем в любой другой период жизни. Поэтому важно особенно сосредоточиться на совершенствовании наиболее значимых навыков в этот возрастной период.

У младших дошкольников в благоприятной среде сенсорное совершенствование навыков идет с заметной скоростью, поскольку дети начинают активно использовать собственные ощущения (зрение, осязание), четко различая форму, размеры и оттенки различных вещей. Запорожец и Венгер определяют сенсомоторный онтогенез как деятельность ребенка, в ходе которой активно формируются грани его восприятия и умения получать знания о внешних параметрах предметного окружения, таких как форма, размер, цветовой оттенок, расположение в пространстве.

Сегодня немалое количество ученых и педагогов-практиков обращают пристальное внимание на проблематику дошкольного сенсомоторного развития. Для младших дошкольников предлагается специально организованная деятельность, в ходе которой накапливаются сенсорные навыки и понятия, создается соответствующая предметная среда, где можно полноценно использовать специальный набор упражнений и игровых занятий. В продолжение такой деятельности ведутся также уроки по конструированию и рисованию, во время которых активно применяются наглядные материалы.

Воспитатели детских садов и других образовательных организаций ставят перед собой ряд стандартных задач, касающихся сенсомоторного онтогенеза: совершенствование мелкой моторики, выстраивание структуры сенсомоторных эталонов, формирование связанных с этим адекватных психических проявлений, пополнение словарного запаса, становление умственных способностей и навыков коммуникации, достижение хорошей двигательной координации, воспитание навыков саморегуляции и выполнения ежедневных действий по уходу за собой.

Таким образом, создание образовательного пространства, способствующего сенсомоторному совершенствованию навыков дошкольников, становится важнейшим аспектом их полноценного развития. Безопасность, комфорт, разнообразие материалов и возможность экспериментировать помогут детям изучать мир через собственные ощущения, что будет способствовать их умственному, физическому и эмоциональному воспитанию.

Сенсомоторный онтогенез дошкольника проходит следующие этапы:

  • Выстраивание системы сенсомоторных эталонов и стабильных представлений о форме, величине и оттенке вещей.
  • Знакомство с различными способами исследования предметов и совершенствование умения различать их формы, величину и оттенки.
  • Совершенствование аналитического восприятия, способствующего хорошей ориентации дошкольников в цветовых сочетаниях, типологии форм предметов и вычленении вещей разных размеров и масштаба.
  • Осознанное управление собственными действиями и эмоциональными проявлениями, которые напрямую зависят от сенсорного восприятия.

Организация сенсорного совершенствования навыков дошкольников основывается на принципах систематичности, цикличности и вариативности. Планирование материала по становлению соответствующих способностей ведется целый год, учитывая сезонные явления, которые вписаны в программу знакомства с окружающей природной средой.

Принцип систематичности предполагает ежедневное проведение занятий, развивающих мелкую ручную моторику и способствующих двигательной активности. Принцип цикличности подразумевает повторение таких уроков с постепенным наращиванием и периодическим повторением материала. Принцип вариативности реализуется через использование различных вариаций привычных упражнений по сенсомоторике.

В образовательных дошкольных организациях в местах, предназначенных для сенсомоторного совершенствования навыков, используются различные стимуляторы, такие как музыкальные инструменты, поверхности с разными текстурами ткани, ароматические диффузоры, световые трубки и многое другое. Также на практике применяются разные виды активной сенсомоторной деятельности – лепка, рисование, сборка конструктора, игры с застежками, шнуровками, тесьмой, мозаикой, аппликацией, макраме, занятия с кинетическим песком и с водой, сортировка очень маленьких предметов.

Главная роль при становлении сенсорного детского восприятия принадлежит руководству взрослых. Воспитатели вовлекают детей в полезные занятия, направляют их внимание, выстраивают систему сенсорных эталонов, обобщают их характеристики, анализируют воздействие различных сенсорных стимуляторов и внедряют определенную последовательность становления моторных движений.

Таким образом, сенсомоторное совершенствование навыков дошкольников тесно переплетается с иной деятельностью, осуществляясь через специфические игры и упражнения, результативные разновидности занятий (рисование, аппликация, лепка, сборка конструктора, сборка моделей), работу в природном окружении, прогулки на свежем воздухе и наблюдения.

Сенсомоторное развитие не выделено в особый раздел образовательного плана в детских дошкольных учреждениях, а плотно интегрируется в самые разные виды детской активности. Такой подход обеспечивает систематичность и последовательность действий, знакомящих дошкольников с формами, оттенками и размерами предметов, способствует более сбалансированному развитию детей, поскольку сенсомоторное совершенствование их навыков не рассматривается как отдельная изолированная область, а становится полноценной частью всего процесса воспитания и образования.

Список литературы

  1. Венгер Н. Б. Об усвоения ребенком систематизации внешних свойств предметов / Н. Б. Венгер // Вопросы психологии, 1970. – № 4. – С. 77-86.
  2. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И. В. Дворова, О. П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк, 2007. – 123 с.
  3. Маликова Ю. В. Сенсорное воспитание в наследии выдающихся педагогов прошлого / Ю. В. Маликова // Вестник Южно-государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского: сб. научных трудов. – Одесса: ПГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – № 3-4. – с. 151-153.
  4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э. Г. Пилюгина – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 112 с. 
  5. Поддъякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. Н. Поддъякова
  6. В. Н. Аванесова – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.