УДК 37

Система управления педагогическим персоналом в процессе патриотического воспитания в современной школе при использовании мотивационно-стимулирующей функции

Диндарьянова Алия Рамильевна – магистрант Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

Аннотация: В статье рассматривается многоуровневый процесс управления патриотическим воспитанием в современной школе. Управление педагогическим персоналом при мотивационно-стимулирующей функции должно быть ориентировано на принципы гуманизации, демократизации; культуросообразности, единства действий, единства знаний и поведения, сознательной активности, прочности результатов воспитания. Управление в проекции патриотического воспитания обеспечивает выстроенность системы коммуникаций, обуславливающей тот морально-этический климат, творческую обстановку и корпоративную культуру педагогов и основывается аксиологическом, техническом, личностно-творческом на структурных компонентах.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, управление патриотическим воспитанием, мотивационно-стимулирующие функции.

Любая деятельность, подразумевающая большой временной промежуток её осуществления, изначально предполагает системность работы как поэтапного воплощения в реальность цели и вытекающих из неё задач. Касательно системы управления педагогическим коллективом следует отметить её цикличность, которая определяется спецификой работы школы: четверти, учебные года, полугодия и др. Всё это обуславливает потребность выстраивания управления в системном режиме.

Соответственно, система, по мнению, А.Г. Асмолова, есть сочетание элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, влияющей на невыводимость её свойств. [1, с. 77].

Если говорить о деятельности в плоскости формирования патриотизма, то ключевой фигурой такой системы будет педагог, по мнению А.П. Панфилова, А.В. Долматова «… понимающий, и принимающий динамику существующего мира… компетентность его является продуктом объединения самоорганизации и личностного роста» [5, с. 19]. В процессе управления именно такой педагог будет способен к осуществлению форм диалогического воздействия на ученика в плоскости его патриотического воспитания.

Между тем, вопрос признания ценности такого явления как «Родина» всегда волновал отечественных деятелей науки и культуры, уделявших внимание воспитанию патриотизма как важному личностному качеству. Так, А.Н. Радищев повторял, что «… истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже» [7, с.205], М.В. Ломоносов связал патриотизм с уважением к родному языку [4, с.263], К.Д. Ушинский писал: «…как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родословными наклонностями» [8, с. 239].

С позиции В.В. Буткевича, патриотическое воспитание – формирование интегративных качеств личности обучающегося, основанных на позитивном признании мира, ощущении внутренней свободы. Приобретение таких качеств не деформирует границы другого человека, признаёт уважение к государственной символике, демонстрирует это уважение на уровне национальных и гражданских чувств при паритете выстраивания межэтнических связей [2, с. 21].

Можно согласиться, что всё-таки патриотизм не статичное явление, его невозможно познать только на теоретическом уровне, так как он предполагает практическое воплощение своих убеждений, развитие интересов, аккумулируя их в социальной окружающей среде. По мнению Н.А. Мельниковой, речь должна идти о навыках патриотического поведения, которые и приобретаются именно в школьные годы [2, с. 21].

В тоже время А.К. Быков, рассуждая о специфике сегодняшней системы патриотического воспитания, разграничил её на четыре сферических области:

  • духовно-патриотическая – бережное хранение духовного наследия многонациональной России, её языков и культуры как высших святынь её народов;
  • нравственно-патриотическая – любовь к Родине, определение собственных морально-этические принципов, добросовестности, честности, коллективизма, уважения к старшим, любови к семье и близким;
  • историко-патриотическая – верность героическому прошлому и лучшим историческим традициям Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти, определяющей преемственность поколений;
  • государственно-патриотическая – приоритет национальных ценностей и интересов России, хранение её суверенитета, верность гражданскому и воинскому долгу, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве [3].

Таким образом, роль управления патриотическим воспитанием в современной школе актуализируется потребностью учёта всех четырёх областей, взаимосвязывающихся и взаимодополняющихся, так как выпадение одной структурной единицы будет означать деформацию остальных трёх составляющих.

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса, влияющего на формирование духовно-нравственного сознания, становление убеждений и мотивов, присвоения действенно-практического опыта в процессе культуротворческой и социальной познавательной деятельности, эмоционально ценностных. Этот процесс организуется непосредственно педагогами, но он требует особого управления.

При этом выстраивание управленческих конструктов через общение с педагогами будет иметь эффект воздействия при использовании мотивационно-стимулирующей функции (рис. 1).

Для нас значимо, как Д.С. Лихачёв представлял этот феномен ключевыми позициями: любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи. Он полагал, что нет необходимости доказывать первичность перечисленных позиций. Однако он задавался вопросом: Как воспитать? Как привить эту любовь? Как научить противостоять всему, что может помешать такому становления? Но как воспитать эту любовь? Именно вскрывая глубину этих процессов, он понимал их сложность, основанную на их амплитуде, начиная от любви к родному дому и доходя до любви ко всему человечеству [6].

Рисунок1

Рисунок 1. Логика выстраивания управления педагогическим персоналом в современной школе

Полагаем, что во многом, воплощение в реальность подобного понимания сущностных основ патриотического воспитания определяется смысловым содержанием мотивационно-стимулирующей функции, где есть векторы мотивации и стимулов, сходящихся в единой точки. Они не являются идентичными, но их соединение обеспечивает более высокую степень успешности такого процесса в образовательном учреждении.

Дело в том, что стимулы – не выступают кратковременным побудителем активной деятельности в заинтересовавшем вопросе. В то время как мотивация более фундаментальное явление, способное выступить пусковым механизмом и иметь более стабильную динамику, влияющую напрямую на степень развития деятельности.

Поэтому управление, направленное на развитие мотивационных процессов педагога влияет на интенсивность становления личности учащегося как патриота, преобразуя его из объекта в субъект. Полагаем, что между стимулами и мотивацией стоя потребности, которые и доводят стимуляцию до уровня мотивации (рис 2).

Для этого должна быть организована управленческая деятельность, основанная на культурологических и творческих аспектах. Именно они берут на себя ведущую роль при воплощении управленческих решений, выступая связующим звеном между целью и результатом.

Рисунок2

Рисунок 2. Инициация целей патриотического воспитания

в мотивационных процессах

Мы полагаем, что их использование вселяет уверенность, сначала в педагогов, а затем, через них в учеников. Человек неуверенный, блокированной системой различных мотивов, сторонящейся людей, избегающий контактов с ними, не раскрывший своих потенциальных возможностей имеет минимальное количество шансов на становление своей личности с выраженными патриотическими чувствами.

На сегодняшний день нельзя не отметить, что в организации такого процесса появились новые возможности, которые заключены в функционировании движения российских школьников «Юная армия», создание которого и обусловлено задачей воспитания патриота и гражданина своей страны на основе развития военно-спортивного потенциала детей, подростков и молодёжи. Кроме этого российское движение детей и молодёжи также успешно решает эти задачи через формирование активной гражданской позиции.

Нельзя не отметить, что воспитательная система любой школы сегодня ориентирована на проведение системной и обоснованной работы. Если учитывать, что сегодняшние проекции патриотического воспитания «Растим патриотов России»: акции, фестивали, концерты, классные часы, беседы «Разговоры о важном», спортивные соревнования и спортивные игры – требуют со стороны администрации чётко выстроенных пошаговых действий, как учеников, так и педагогов. По сути, успешность патриотического воспитания одновременно определяет и социальную сензетивность на основе развития умения чувствовать, переживать, сострадать, понимать.

Исходя из сказанного, констатируем, что управление патриотическим воспитанием – сложный многоуровневый процесс, требующий соединения постеленной цели, течение деятельности и результата. Такая деятельность имеет свою динамику, она не признаёт стагнации, так как должна пребывать в режиме развития.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развитие человека [Текст]. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл, 2019. – 448 с
  2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность [Текст] / В. В. Буткевич. – Минск, 2010. – 208 с.
  3. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст]: // Педагогика. 2006. № 2. – С. 37-42.
  4. Ломоносов. М.В. Для пользы общества [Текст] / М.В. Ломоносов. – М.: Советский писатель, 1990 – 381с.
  5. Панфилова, А.П. Долматов, А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса [Текст]: учеб. и практ. для вузов // из=во Юрайт, 2020. – 487 с.
  6. Письма о добром и прекрасном [Текст]: для сред. и ст. шк. возраста / Д.С. Лихачев. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. – 134 с.
  7. Психолого-педагогический словарь [Текст]: для учителей и руководителей общеобр. учрежд. – Ростов н/Д.: из-во «Феникс», 1998. – 544 с.
  8. Ушинский К.Д. Воспитание человека [Текст]:. Избранное / К.Д. Ушинский. – М.: Карапуз, 2000. – 296 с.