УДК 373.1

Использование цифровых образовательных технологий для управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников

Власова Ольга Александровна – магистрант Белгородского государственного Национального исследовательского университета, учитель начальных классов Погореловской средней общеобразовательной школы.

Аннотация: Современный мир не стоит на месте, развивается с большой скоростью, так современные дети не принимают устаревшие формы обучения, в настоящее время дети все чаще используют гаджеты уже с раннего возраста и применение цифровых технологий в образовании является в настоящее время наиболее актуальным. Педагогам это важно понять и принять, все это положительно повлияет на всю учебную деятельность школьника. Целью исследования стало выяснение и характеристика цифровых технологий, способствующих формированию учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения. В статье обоснована роль цифровых образовательных технологий в процессе управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников, дан анализ исследования состояния учебно-познавательной деятельности среди испытуемых и предложена работа по ее повышению. Анализируя полученные данные, мы выявили, что у младших школьников данного класса преобладает отсутствие познавательного интереса к учебной деятельности. Таким образом, мы выявили, что у младших школьников недостаточно развита учебно-познавательная деятельность и требуется дополнительная работа по его повышению.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, учебно-познавательная деятельность, младшие школьники; управление, электронные ресурсы.

Современная образовательная парадигма имеет множество преобразований, одним из таких является модернизация образования, его информатизация. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) третьего поколения поставило цель в формировании и развитии у младшего школьника самостоятельности и саморегуляции. Современный ученик – это прежде всего самостоятельная личность, которая должна научиться самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Отыскивать пути их решения, контролировать весь процесс своей деятельности, а в конце адекватно оценивать свои действия [5].

Любая деятельность школьника прежде всего должна быть замотивирована на получение результата, для этого учеников необходимо направить на желание получать знания, т.е. развивать у них познавательную деятельность, активность и интерес. Изучением развития и формирования познавательности к процессу обучения изучали многие исследователи, такие как: Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др.

С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это «избирательная направленность личности, которая может быть обращена как к самому процессу овладения знаниями, так и к ее предметной стороне» [6, с.31].

В.А. Крутецкий утверждает, что «источником познавательного интереса является постоянно бьющая ключом жизнь. Которая требует активного поиска и углубления для решения нескончаемых проблем. Познавательный интерес избирателен и имеет как интеллектуальной так поисковый характер».

Функции и методы обучения неотъемлемо связаны с учебно-познавательным интересом. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский анализировали «познавательный интерес как сильный толчок для учения, как один из наиважнейших факторов успешности овладения новыми знаниями» [1, с.34].

Исходя из этого, в пределах довольно обширного понятия познавательный интерес впору выделить отдельный вид интереса – интерес к учебному предмету.

В настоящее время учебный процесс приобрел индивидуализацию, т.е. индивидуальный подход к каждому ребенку. В современной школе дети все чаще перестают проявлять интерес к обучению и тем более прикладывать больших усилий. Это скорее связано с тем, что любую информацию можно найти в свободном доступе в сети интернет, готовые домашние работы, доклады и презентации, все что дается ребенку делать самостоятельно, они списывают готовое и никаких новых знаний при этом не получают. Дети привыкли получать цифровую информацию в виде схем, таблиц, что очень быстро воспринимается и не требует дополнительных усилий в связи с этим понижается учебно-познавательны й интерес, что на самом деле является глобальной проблемой в образовании на данный момент [3].

В связи с этим перед педагогами встает масштабная проблема: как заинтересовать школьников и повысить их учебно-познавательную деятельность, в целях повышения уровня и качества образования в целом.

Использование информационно-коммуникационных технологий, а именно цифровых образовательных технологий помогает доступным образом преподнести школьникам информацию для усвоения [2].

В постоянно меняющем мире, каждому современному человеку, для реализации любого вида деятельности, абсолютно во всех областях и отраслях необходимо владеть одной из главных компетентностей - это информационная компетентность. Поэтому на всех уровнях образования особое внимание должно уделяться созданию условий для обработки и употребления растущей с геометрической прогрессией информацией. Уровень начального образования – это как раз тот возраст, когда ребенок находится в постоянном поиске, когда все новое интересно, но еще недостаточно владеет таким важным навыком как критическое мышление.

Изучив теоретические исследования, мы выявили актуальность применения цифровых образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе, которые позволят реализовать личностно-ориентированный подход в обучении; модернизировать учебно-воспитательный процесс, который позволить оптимизировать педагогический процесс [4].

Проведя анализ психолого-педагогических исследований и теоретической литературы по теме исследования, перед нами стала цель изучить уровень развития познавательной деятельности в учебном процессе учащихся начального звена.

Проводилось исследование на базе МБОУ «Погореловская СОШ», Белгородской обл., Корочанского р-на, с. Погореловка, ул. Центральная, д. 16 «А». Выборка исследования составила 20 человек, из числа учеников 2 «Б» класса.

Методики для выявления уровня познавательного интереса у учащихся начального звена:

  1. Методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности Г. В. Репкиной, Е. В. Заика.
  2. Методика с конвертами для изучения характера познавательного интереса у обучающихся Г. И. Щукиной.

Систематизированные данные об уровнях возникновения познавательного интереса у учащихся по методике «Методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности» Г. В. Репкиной и Е. В. Заика представлены на рисунке 1.

Рисунок1

Рисунок 1. Уровни сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся на констатирующем этапе по методике «Методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности» Г. В. Репкиной, Е. В. Заика.

Проанализировав полученные результаты по первой методике, мы выявили, что у данных испытуемых преобладает повышенный интерес к всему новому, также они достаточно любопытны и у них присутствует ситуативный познавательный интерес. Уместно отметить, что высокий уровень выявлен только у двоих испытуемых.

Далее была проведена диагностика «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной, для сбора данных о характере познавательного интереса у обучающихся.

Для наглядности оформим результаты эксперимента в виде графика (рисунок 2):

Рисунок2

Рисунок 2. Характер познавательного интереса у учащихся на констатирующем этапе по методике «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной.

Полученные результаты по второй методике показали, что у детей из числа испытуемых отсутствует познавательный интерес, направленный на получение новых учебных знаний, аморфные интересы и широкие интересы развиты на одинаковом уровне.

Таким образом, полученные результаты показали, что с данными испытуемыми требуется дополнительная работа по повышению уровня их познавательной деятельности, повышения степени познавательного интереса и активности. Другими словами, необходимо прорабатывать определенные действия по управлению познавательной деятельностью учащихся начального звена.

Проведя исследование и анализ теоретической литературы уровня сформированности познавательной деятельности учащихся начального звена было выявлено, что имеющаяся система образования недостаточно эффективна при развитии познавательной деятельности. Именно поэтому нами была рассмотрена структура работы с использованием современных цифровых образовательных технологий.

Важно, чтобы все цифровые материалы подбирались тщательно и соответствовали учебной тематике программы обучения. Такими средствами могут выступать цифровые образовательные ресурсы, образовательные фильмы и мультфильмы. Еще одним направлением могут быть презентации Power Point с использованием различных анимаций и т.д. А также наиболее труднодоступным, но эффективным является использование интерактивной доски, особенно с использованием интерактивной презентации, где дети сами могут быть участниками образовательного процесса. Различные образовательные платформы такие как «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «Рэш», «Я-класс», задания которых очень интересны и самое главное разного уровня сложности.

Все это позволит насытить урок современными цифровыми образовательными средствами, которые позволят к учебным предметам подогреть заинтересованность учащихся. Потому что, красочность, доступность и неординарность внедрения подобных материалов, в целом, только поспособствует познавательной деятельности и развитию мотивации учения.

Для оценки эффективности применения в образовательном процессе цифровых образовательных технологий проводится измерение роста показателей управления познавательной деятельности младших школьников.

Анализируя работу на разных уроках в начальной школе по внедрению электронных образовательных ресурсов, можно с полной уверенностью утверждать, что именно этот опыт позволяет не только управлять учебно-познавательной деятельностью, но и проводить уроки на высочайшем эмоциональном и эстетическим уровне; повысить качество контроля знаний; организовать учебный процесс более рационально, и что не мало важное поднять продуктивность урока.

Список литературы

  1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
  2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках: / Б.П. Есипов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961/go,189;fs,0/ (дата обращения: 11.09.2022)
  3. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса обучающихся: учебник / Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2016. – 28с.
  4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732.
  7. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2019. – С. 97.