УДК 37

Потенциал использования педагогом английского языка методики CLIL в обучении иностранному языку на этапе основного общего образования

Лаврова Екатерина Юрьевна – магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета

Депутатова Наталья Анатольевна – кандидат филологических наук, преподаватель Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: Цель статьи – выявить потенциал применения методики предметно-языкового интегрированного обучения в практике преподавания английского языка обучающимся средней школы. В работе отмечены её положительные влияния рассматриваемой методики на процесс иноязычного обучения школьников, а также достижения ими более высоких результатов обучения. В статье также находят отражение примеры использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в рамках работы по учебнику «Starlight 6», предназначенного для учеников 6 класса общеобразовательной школы.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, образовательная технология, методика CLIL, английский язык, средняя школа.

Современное школьное иноязычное образование тяготеет к освоению и активному включению в практику обучения школьников английскому языку новейших инструментов развития предметных и надпредметных навыков на неродном языке. Одной из таких методик оказывается предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), определяемое исследователями в качестве «контентного подхода» к преподаванию иностранного языка, когда содержание учебной дисциплины призвано объединить знания из чисто лингвистической области с иными специализированными знаниями (из другой научной сферы) [1, с. 56]. В связи с этим иностранный язык в рамках данной методики представляет собой и средство, и цель обучения [2, с. 35]. С нашей точки зрения, наиболее справедливо охарактеризовали методику CLIL Л. Л. Салехова, К. С. Григорьева и М. А. Лукоянова, применяя в разработанной дефиниции термин «технология». И действительно, предметно-языковое интегрированное обучение обладает такими чертами образовательной технологии, как научность, системность и управляемость [4, с. 52-54].

Современные исследовательские работы по данному вопросу демонстрируют живой интерес преподавательского сообщества к использованию методики CLIL в своей педагогической деятельности, однако в большей мере она находит своё эффективное применение в иноязычном образовании студентов высшей школы, для которых соизучение языка и профилирующих дисциплин становится приоритетной задачей, а также при освоении профессионально-ориентированного блока иностранного языка, что не свойственно ступени среднего общего образования. Кроме того, современная школа испытывает ряд организационно и методически обусловленных трудностей, препятствующих широкому распространению данной образовательной технологии в преподавательскую практику школы [5, с. 134].

Однако следует отметить, что рассматриваемая методика обладает рядом неоспоримых достоинств. Именно они детерминируют необходимость обращения педагогов к предметно-языковому интегрированному обучению в рамках школьного обучения английского языка.

Так, исследователями демонстрируется большой развивающий потенциал методики CLIL, заключающийся в возможности

  • для расширения предметных знаний и навыков одновременно из поля различных дисциплин;
  • совершенствования навыков применения различных типов мышления, аналитических умений;
  • формирования мягких навыков (формирование гибкости в поиске решения учебных задач, готовности к осуществлению межкультурной коммуникации) [3, с. 18].

Главным преимуществом рассматриваемой методики именно для обучающихся средней школы оказывается тот факт, что соизучение языка и других предметов может быть выстроено на базе материалов из любой дисциплинарной области (физики, математики, истории и т. д.), что в свою очередь не требует обязательного высокого уровня языковой подготовки группы [3, с. 19]. Однако оговоримся, что в полной мере принципы предметно-интегрированного обучения как системной деятельности по реализации образовательной технологии в рамках школьного обучения педагогу соблюдать нецелесообразно. Интеграция в этом случае будет носить эпизодический характер и в соотвествии с этим может быть обозначена термином «soft CLIL», но в целом такой подход позволит преподавателю разнообразить процесс освоения школьниками английского языка.

Как известно, основной лингводидактической единицей иноязычного образования является текст. Именно на его базе формируются базовые навыки школьников по иностранному языку. Содержание текстов может быть разнообразно по тематике, что позволяет преподавателю органично вводить в учебный процесс информацию из других областей научного знания.

Так, основным способом реализации принципов технологии CLIL становится соизучение английского языка и географии. Вопросы страноведения активно изучаются школьниками в ходе освоения английского языка в 6 классе. В учебных текстах находят своё отражение особенности ландшафта и климата рассматриваемых стран, социально-политическое устройство государств, национальный состав населения и т. д., что делает их пригодными для интеграции с изучением географических явлений и терминов. Так, например, в учебно-методическом комплексе (УМК) для 6 класса общеобразовательных школ «Starlight 6» в модуле «Home and Away2 раздел «Hot Spots» призван осветить различные популярные у туристов места, посещаемые с целью организации активного отдыха.

Примечательно, что в данном отношении данный раздел актуален для интеграции занятий по английскому языку с предметной областью физической культуры, а также основ безопасности жизнедеятельности. Педагог может дополнить существующий на страницах учебника текст информацией о безопасном поведении людей во время занятий спортом, о пользе физической активности на открытом воздухе, что поспособствует ещё более тесной интеграции знаний из обозначенных дисциплин.

Географические знания формируются у школьников и в процессе освоения материалов модулей «On Holiday», «Helping Hands», где обучающиеся имеют возможность узнать об особенностях экотуризма, национальных парках, прочитать о проявлениях природных катаклизмов.

Также материалы УМК «Starlight 6» дают возможность педагогу по английскому языку включать в рамки иноязычного образования школьников информацию, лежащую в плоскости мировой художественной культуры. Особенностью рассматриваемого учебника является наличие в неё исторических справок, содержащих сведения, например, о национальных кухнях, что перекликается с предметной областью МХК. Кроме того, исторические справки модулей Food & Drinks, Curricular (Science) эффективно интегрируются с информацией из сферы биологических наук, основ безопасности жизнедеятельности и мировой художественной культуры.

Таким образом, приметно-языковое интегрированное обучение обладает большим потенциалом в формировании у школьников представления о единой научной картине мира, о тесной взаимосвязи различных предметов, о существовании принципа междисциплинарного знания, активно разрабатываемого в современном научном сообществе.

Список литературы

  1. Барыбина Н. В. История возникновения и развития концепции предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) / Н. В. Барыбина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 67–3. – С. 53–58. – DOI: 10.18411/lj-11-2020-94.
  2. Добаев К. Д. Методика интегрированного обучения языку и предмету: особенности, преимущества и способы реализации / К. Д. Добаев, М. В. Саванкова, А. К. Добаева // Известия Кыргызской академии образования. – 2017. – № 3 (43). – С. 33–39.
  3. Проскурина Р. И. Развитие личности учащегося в рамках методики CLIL // Актуальные проблемы науки и техники: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 06 июня 2023 года. Ч. 3. – Уфа: ООО «Научно-издательский центр “Вестник науки”», 2023. – С. 17–20.
  4. Салехова Л. Л., Григорьева К. С., Лукоянова М. А. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL: учебно-методическое пособие. – Казань: КФУ, 2020. – 101 с.
  5. Слободская Е. Г. Исследование перспектив внедрения технологии предметно-языкового интегрированного обучения в современной школе / Е. Г. Слободская, Е. С. Шулехина, И. Н. Слободская // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 96-2. – С. 133-138. – DOI: 10.18411/trnio-04-2023-101.

Интересная статья? Поделись ей с другими: