УДК 37

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Дроздова Елизавета Игоревна – студентка факультета Подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. Дано понятие духовно-нравственных качеств. Рассмотрены особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте. Показаны особенности построения курса «Основы религиозных культур и светской этики» и определен его уклад в формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Ключевые слова: нравственное воспитание, духовно-нравственные качества, курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Развитие духовно-нравственного гражданина является ключевым аспектом для достижения прогресса и модернизации России. Это предполагает не только экономические и технологические изменения, но и внимание к внутренней жизни каждого человека. Чтобы строить современное общество, необходимо учитывать ценности, мотивации и приоритеты граждан. Гражданская позиция и мотивационно-волевая сфера личности имеют огромное значение для скорости и направления развития общества. Когда граждане обладают сильными нравственными убеждениями и моральными нормами, они способствуют формированию здорового и этического общества. Особое внимание уделяется воспитанию будущего поколения и формированию у них духовно-нравственных качеств личности [1].

Анализ литературных источников позволяет глубже понять сущность «духовно-нравственных качеств» и их роль в формировании личности. Эти качества представляют собой целостный комплекс моральных норм, принятых и осознанных индивидом, а также основ и законов, которые определяют его поведение и поступки. Они формируются под воздействием гуманных чувств, таких как эмпатия, сострадание и справедливость, и применяются по собственной воле и справедливо. Особое значение имеют привычки, которые формируются в детстве. В этот период ребенок учится принимать нравственные нормы и ценности, а также развивать этическое поведение. Нравственные качества оказывают влияние на его дальнейшее поведение и поступки на протяжении всей жизни [3, 4].

Нужно отметить, что результаты хорошего воспитания передаются из поколения в поколение и оказывают воздействие на моральность и характер народа в целом. Люди, воспитанные в соответствии с высокими духовно-нравственными ценностями, обычно проявляют высокий уровень этики и моральности в своих поступках. Это способствует формированию гармоничного общества, основанного на принципах справедливости, толерантности и уважения к другим.

В начальной школе дети находятся на ранней стадии своего образовательного пути. Этот период играет важную роль в их развитии, поскольку именно здесь начинается формирование основных ценностей и нравственных принципов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на помощь школам в этом процессе.

Младший школьный возраст является периодом активного развития личности и формирования индивидуальности. Дети в этом возрасте осваивают основы межличностных отношений и социального взаимодействия. Они начинают осознавать значение дружбы, семьи и различных форм любви. Это время, когда они начинают развивать навыки морального выбора и различать правильное от неправильного.

В процессе духовно-нравственного воспитания в начальной школе, близкое общение и совместная деятельность с одноклассниками и взрослыми способствуют формированию у младших школьников целостных личностных характеристик – духовно-нравственных качеств. Однако эти качества еще не полностью развиты. Дети в этом возрасте еще не обладают достаточным уровнем самосознания, поэтому они не всегда осознают свои качества и не могут сопоставить их с собственными поступками. Однако они могут проявлять осознание моральных качеств в отношении других людей.

С возрастом у детей увеличивается самостоятельность, их отношения с людьми и миром становятся более разнообразными и содержательными. Они начинают осознавать ответственность перед собой и другими людьми. Формируются мотивы деятельности, которые имеют общественное значение, и дети развивают сознательное отношение к себе как члену общества. Все это является важным этапом в их моральном развитии.

Особенности младшего школьного возраста делают его значимым и чувствительным периодом для развития личности и духовного становления ребенка [2].

Организация духовно-нравственного воспитания ребенка должна проводиться таким образом, чтобы не допустить расхождения между знаниями о морали и нравственным поведением.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой комплексную систему обучения и воспитания. Все модули курса взаимосвязаны и согласованы по педагогическим целям, задачам и требованиям к достижению учебных результатов. Задача образовательного процесса в рамках курса – обеспечить освоение учащимися учебного материала, а также развить связи между содержанием курса и другими гуманитарными предметами в плане понятийных и ценностно-смысловых аспектов.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который преподается у школьников в возрасте 10-11 лет, целенаправленно развивает представления о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу многонациональной культуры России в религиозном и светском контексте. Цель курса заключается в том, чтобы помочь учащимся осознать значение этих ценностей в современном обществе и осознать свою причастность к ним.

Преподавание основ религиозных культур и светской этики играет важную роль в формировании порядочного, честного и достойного гражданина. Оно не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует воспитанию учеников, которые соблюдают Конституцию и законы Российской Федерации, уважают культурные традиции страны и готовы к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального единства.

Модульное построение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой гибкую и адаптивную систему организации образовательного процесса. Оно позволяет учителям и учащимся глубже и осмысленнее изучать различные аспекты религиозных культур и светской этики, соответствуя при этом индивидуальным потребностям и интересам каждого ученика. Модули учебного предмета взаимосвязаны и согласованы, что обеспечивает целостность образовательного процесса. Они охватывают различные темы, такие как история религий, моральные принципы, этические дилеммы, межкультурное взаимодействие и многое другое.

Выбор модуля отражает уникальные традиции, мировоззренческие установки или религиозные предпочтения семей учащихся. Однако, формальное разделение учащихся на группы не приводит и не будет приводить к их духовному разделению и это утверждение имеет определенные основания. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет культурологический характер. Все модули преследуют цель – воспитание личности ребенка путем знакомства с одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого модуля строится вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья и отечественная культурная традиция (включая православную, исламскую, буддийскую, иудейскую и светскую традиции). Эти ценности являются основой для воспитания детей в рамках этого нового предмета.

Ученики, которые выбирают определенный модуль, расширяют свои знания и понимание в различных аспектах религиозных культур и светской этики, так как они получают общее представление о содержании других модулей.

Включение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс школ было естественным шагом в реализации государственной образовательной политики. Важно подчеркнуть, что обучение по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» не имеет иных целей, кроме развития учащихся их общего культурного кругозора и формирования толерантного отношения к различным религиозным и культурным традициям. В рамках этого предмета также ставится задача развития нравственных принципов и этического мышления учащихся.

Таким образом, уже сегодня на уроках «Основы религиозных культур и светской этики», основанных на ценностях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку, следует формировать духовно-нравственные качества будущих членов общества. Однако необходимо понимать, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания не ограничивается отдельными уроками, а требует создания духовной атмосферы в семье, школе и обществе, которая бы способствовала духовному развитию ребенка и внушала ему желание совершать добрые поступки.

Список литературы

  1. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 17-20.
  2. Барановская, Т.И. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников: сборник трудов конференции / Т.И. Барановская, О.М. Карепова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2020 г.). – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. – С. 23-25.
  3. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.
  4. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2019. – 224 c.
  5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – М: ИКЦ «МарТ», 2020. – 352 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: