УДК 377.352

О вопросе методики преподавания иконописи

Кофанова Кристина Викторовна – студент факультета изобразительного искусства и народных ремесел Государственного университета просвещения.

Научный руководитель Мезенцева Юлия Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой методики обучения изобразительному и декоративному искусству Государственного университета просвещения.

Аннотация: Статья исследует значительные изменения в подготовке иконописцев в светском обществе, отмечая снижение уровня их духовно-нравственного воспитания. Методы обучения, преимущественно визуальные и практические, лишены богословских аспектов, так как иконопись перешла от духовного стремления к ремесленному искусству. В статье затрагиваются противоречия между академической школой рисунка и иконописью, подчеркивая сложности в соединении геометрических построений и перспективы. Статья обращает внимание на противоречие между интеграцией древних иконописных традиций в современное художественное образование и несовершенством научных основ этой интеграции. Предлагается модель творческой экспериментальной мастерской, поддерживающая непрерывный метод обучения и адаптируемая для разных возрастных групп.

Ключевые слова: иконопись, духовно-нравственное воспитание, методология обучения, преподавание, экспериментальная мастерская, мировосприятие.

Подготовка специалистов по иконописи в мирском обществе пережила целый ряд качественных изменений: во-первых, прослеживалось существенное снижение уровня их духовно-нравственного воспитания; во-вторых, трансформировалась мотивация иконописцев и их учеников, что было отражено в склонности к уменьшению длительности обучения. Метод подготовки иконописцев был неизменен, преимущественно, это был наглядно-практический метод, однако богословие, по-видимому, в него не входило ввиду того, что деятельность иконописца больше не осознавалась как духовное достижение и постепенно получила ремесленно-профессиональный характер

Обзор литературы в рамках анализируемой проблемы показал, что вопрос методики преподавания иконописания остается открытым и недостаточно изученным. Например, Б. В. Раушенбах в своем труде, рассматривает теорию пространственного восприятия и построения в изобразительном искусстве Древнего Египта, средних веков (Византия, Древняя Русь, Индия, Иран) и творчестве Сезанна. Материалы подобного исследования не носят методико-педагогической ценности, в особенности, в вопросе применения иконописных традиций в рамках занятий по декоративной живописи в художественно-педагогических учебных заведениях [4].

Особую сложность представляет вопрос системы преподавания иконописанию. В этом аспекте не существует единой концепции. Методики обучения существуют, но они, преимущественно, авторские. В целях обучения начинающих иконописцев используют две основные методики: традиционное академическое рисование (в аспекте социалистического реализма) и имитация образцов. В обеих методиках можно выделить как преимущества, так и изъяны [3, с.18].

Академическая школа рисунка, принципы которой заложили фундамент обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной функционирующей методикой. Данная методика обучения рисованию разрабатывалась в течение нескольких веков благодаря опыту нескольких поколений художников-педагогов и обеспечила достойные результаты с позиции академической традиции. В основе обучения – геометрия и перспектива. Геометрические построения позволяют определять и воспроизводить форму описываемого объекта, что в наибольшей степени востребовано при изображении объемного тела на плоскости. Прием геометрических построений основан на соблюдении предписаний прямой перспективы. Данные навыки очень важны для деятельности живописцев академической школы [3, с.18].

Иконопись также предполагает геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу. Таким образом, прослеживается бесспорное противоречие, в результате которого отдельные профессиональные художники-реалисты, работая в качестве иконописцев, начинают вносить исправления в композиционное строение старинных эталонных образцов, приближаясь к академической «правильности» [5].

В недавнее время появились иконы с нарочито преувеличенными диспропорциями фигур и ликов. Отметим, это может быть обусловлено непониманием внутренней логики иконописного изображения. Те произведения, которые нынешний художник выполняет за плату (как это часто происходит сейчас), характеризуются тем, что главный акцент в такой работе делается на внешней схожести. Так, на выходе получается «муляж», имитация иконы, что неминуемо ведет к деградации содержательной части.

Сегодня в художественном образовании имеет место противоречие между надобностью применении в образовательном процессе древних иконописных и живописных обычаев, с одной стороны, и недостаточной степенью разработанности научных основ введения этих традиций в рамках занятий декоративной живописью, с другой стороны. В связи с тем, что нынешнее образование предполагает переход от традиционного образования к непрерывному профессионально-педагогическому обучению, важно обратить внимание, с учетом опыта предыдущих веков, что изучение и внедрение этого опыта в практику представляется актуальным [3, с.19].

Создание творческой экспериментальной мастерской, в высшем учебном заведении, с внедрением непрерывного метода обучения в разновозрастной группе, обеспечит возможность развить ученичество, как особую форму обучения, основанную на индивидуализации, на базе внедрения переработанного опыта обучения в древнерусских иконописных мастерских. Данная экспериментальная модель может найти применение в постоянной системе образования, которая характеризуется трехэтапной подготовкой:

  • выполнение воспитанниками первого этапа подготовки несложных заданий, которые будут связаны с изобразительной и профессиональной деятельностью (например, подготовка яичной темперы и выполнение грунта на доске для живописи темперными красящими веществами);
  • воспитанники второго этапа подготовки, при выполнении живописи яичной темперой на грунте, которая подготовлена младшими учениками, не только используют цвет, но и принимают активное участие в учебном процессе, осуществляя контроль качество подготовки грунтов;
  • воспитанники третьего уровня подготовки работают над самостоятельными творческими работами. Им помогают воспитанники второго уровня, отвечающие за подготовительный этап работы. Старшие ученики, участвуют в учебном процессе, контролируют качество выполнения работ учениками второго уровня [3, с.20].

В творческой мастерской разновозрастная группа может объединять 6-8 человек. Обучение в творческих мастерских носит дифференцированный характер, который предполагает четкое последовательное выполнение задания. В случае, когда воспитанник не может изучить тот или иной материал, преподаватель предлагает этому обучающемуся специальные приемы и способы для достижения положительного результата. Разработка этих приемов и способов осуществляется с учетом личности учащегося, его творческого потенциала.

Обучение в творческой мастерской имеет тесную связь с мировосприятием, которое основано на ценностных ориентирах художественно-педагогического наследия древнерусской иконописной школы, в которой обучение подразумевало формат диалога культур, индивидуального обучения основанного на единстве всех субъектов процесса обучения [2].

Список литературы

  1. Довнич Н. А. Практика применения современных материалов и технологий в произведениях монументально-декоративной живописи в городе Иркутске //Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – №. 11 (106). – С. 308-317.
  2. Иванова А. В. Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность : дис. – Рос. гос. пед. ун-т им. АИ Герцена, 2005.
  3. Кукенков В. И. Методологические основания обучения декоративной живописи на основе древнерусской иконописи1 //Образование и наука. – 2003. – №. 5. – С. 18-31.
  4. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи - М., 1980.
  5. Туманова, Е. А. К вопросу об иконописи. Учитель и ученик / Е. А. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62163/ (дата обращения: 13.12.2023).
  6. Успенский, А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. – М., 1987. – 212 с.