УДК 37

Актуальные проблемы обучения информатике в системе общего образования

Гладких Юлия Петровна – доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета

Ширина Алина Александровна – студентка Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: В статье изучаются современные вызовы, которые стоят перед информационным образованием в XXI веке. Предлагаются педагогические функции обучения информатики и ключевые компетенции, которые осваивают обучающиеся. Приводится анализ отечественного и зарубежного опыта организации обучения по предмету «Информатика». Обозначаются преимущества и недостатки российской системы общего образования по предмету «Информатика».

Ключевые слова: общее образование, информатика, зарубежный опыт, компетенции.

Актуальность исследования обусловлена значимостью владения информационными технологиями в современном мире. От успешности освоения цифровых устройств и программ зависит эффективность решения многих задач. Проблема пандемии COVID-19 наглядно показала возможности дистанционной работы и обучения, что отразилось на всех уровнях жизни общества. Представления о традиционной грамотности (чтение, письмо, счет) претерпевают значительные изменения в информационном обществе, где одним из ключевых навыков становится информационная грамотность (безопасность, умение поиска, создания и обработки информации).

Базовые знания и навыки владения цифровыми технологиями закладываются в рамках общеобразовательных программ по предмету «Информатика». Школьный курс информатики в отечественном образовании впервые появился в 1985 г. В то время информационные технологии находились на стадии развития и многие обучающиеся слабо представляли перспективы и практическую значимость учебного предмета. В современных реалиях ситуация полностью изменилась, поскольку на сегодняшний день ценность владения технологиями напрямую связана с успешностью в жизни. Использование информационных технологий является частью повседневной жизни, как на бытовом уровне, так и в профессиональной деятельности.

Представляется перспективным обозначить ожидания взрослых к обучению пользования цифровых технологий в школе, поскольку именно от этой части населения исходит социальный заказ к государственной системе образования. Согласно опросу ВЦИОМ «Российская школа: современные вызовы» от 20 сентября 2021 г., что 31% считает необходимым использовать больше цифровых технологий (16% – думают, что нужно уменьшить и 27% – оставить на том же уровне). Кроме того, 46% родителей, бабушек и дедушек отмечают позитивное влияние информационных технологий на обучение (26% – ответили об отрицательном влиянии, а 12% – что их вообще не стоит использовать) [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в обществе существует понимание важности информационного образования. При этом большинство респондентов отмечает позитивное влияние технологий на образовательный процесс.

Понимание потенциала информационных компетенций населения отражается в государственных программах: «Стратегии развития отрасли информационных технологий (2014-2025)», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Доктрина информационной безопасности в Российской Федерации». Исследование ВЦИОМ совместно с ООО «Социал Бизнес Групп» показало, что базовые компетенции россиян в области информационных технологий находятся на достаточно среднем уровне. Полученные результаты показывают, что отмечается относительно низкий уровень владения программами World (30% – очень хорошо, 33% – совсем не умеют), Excel (19% – очень хорошо, 33% – совсем не умеют), работа с облаком Google.Disk (23% – очень хорошо, 38% – совсем не умеют). При этом высокий уровень отмечается в таких навыках, как: телефонная фотография (55% – очень хорошо, 13% – совсем не умеют), поиск информации в Интернете (52% – очень хорошо, 15% – совсем не умеют), пользоваться мессенджерами (48% – очень хорошо, 18% – совсем не умеют) [6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на реализацию государственной политики в области повышения информационных компетенций, существует значительная часть населения, которая освоила их в на низком и среднем уровне.

Как следствие, появляется необходимость анализа содержания образовательных программ по обучению предмету «Информатика» с целью поиска способов ее усовершенствования. Можно выделить следующие педагогические функции школьного предмета «Информатика»:

Во-первых, формирование научной картины мира и места информационных технологий в нем.

Во-вторых, развитие высших психических функций школьников: памяти, воображения, мышления. Решение творческих задач и освоение предмета способствует улучшению навыков анализа, синтеза, установлению причинно-следственных связей, креативности.

В-третьих, формирование метапредметных навыков, поскольку информатика в зависимости от решаемых задач может устанавливать широкий спектр межпредметных связей. Так при работе с текстом проводится связь с предметом «Литература» и «Русский язык», изучение алгоритмов способствует развитию математических навыков.

В-четвертых, социализация школьников, которые значительную часть времени проводят в цифровом пространстве. Именно предмет «Информатика» позволяет познакомить учеников с новыми условиями коммуникации.

В-пятых, изучение информатики создает условия для непрерывного обучения школьников, поскольку на примере информационных технологий наглядно можно продемонстрировать быстрые изменения и необходимость адаптации, как условие профессионального роста [5, с. 107-108].

Л.Л. Босовой на основе европейской модели цифровых компетенций граждан были выделены следующие блоки:

  • Информационная грамотность, которая включает навыки управления и фильтрации данных.
  • Сотрудничество в дистанционном формате: взаимодействие в рамках повседневного или делового общения, участие в гражданской жизни, правила поведения в сети.
  • Навыки создания уникального цифрового контента: знания об авторских правах и лицензиях, разработка и внедрение контента.
  • Цифровая безопасность: защита личных данных и цифровых устройств.
  • Решение проблем с применением информационных технологий: умение решать возникающие трудности в использовании цифровых устройств [3, с. 7].

Одной из проблем обучения предмета «Информатика» является активная и быстрая трансформация информационных технологий, которая  требует от школьного предмета большой гибкости и постоянных изменений. Все это вызывает перегрузку содержания школьного предмета, которому с одной стороны – необходимо дать базовые знания, а с другой – соответствовать современным тенденциям цифрового мира и формировать актуальные компетенции [4, с. 512]. Как следствие, школьные учебники быстро устаревают и не являются эффективными для обучения современных школьников, что приводит к необходимости поиска новых дополнительных методических материалов со стороны педагога. Помимо этого, вызывает трудности реализация существующих учебных программ. Анализ научной литературы позволил выделить следующие преимущества и недостатки изучения предмета «Информатики» в общеобразовательной школе (Таблица 1) [1, с. 10-11].

Таблица 1. Состояние отечественной системы обучения по предмету «Информатика» в основной школе.

Преимущества

Недостатки

Обязательное требование ФГОС к изучению предмета в 7-9 классах

Не обязательное изучение в 5-6 классах

Возможность самостоятельного проектирования вариативной части учебного плана в 5-6 классах

Разный уровень знаний и навыков владения информационными технологиями при переходе в 7-ой класс

Сформировано устойчивое содержание курса для 7-9 классов

На изучение всего содержания отводится недостаточное количество времени (105 часов за 3 года обучения)

Наличие широкого выбора языков программирования (С, С++, Java, Питон, Паскаль и др.)

Особое внимание уделяется традиционным и устаревшим языкам программирования (КуМир, Паскаль, Бэйсик)

Наличие базовых и углубленных знаний в учебной программе предмета

Дефицит учебного времени, что приводит к акценте на изучении тем, необходимых для сдачи ОГЭ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная программа по предмету «Информатика» обладает большим потенциалом, но имеет недостаток учебного времени для полноценного и углубленного изучения.

Важно отметить, что еще одним существенным аспектом является характеристика поколения Z, которое самостоятельно осваивает новые технологии и лучше понимает особенности информационного общества. Для этого поколения взаимодействие с информационными технологиями не является новшеством, а выступает в качестве естественной среды. Все это приводит к большей самостоятельности и повышенному познавательному интересу к виртуальному пространству.

Заявленные проблемы являются универсальными и встречаются не только в отечественной системе образования, но и в зарубежных. Важно отметить, что в зарубежном опыте по-разному решается проблема обучения информатике:

  • Обязательным предметом образовательных программ информатика является в ряде стран Европы и других странах мира: Англия, Франция, Китай, Ирландия и др.).
  • Факультативное изучение предмета представлено в таких странах, как: Израиль, Германия, США, Испания и др.
  • Страны, в которых компетенции в области информационных технологий интегрированы в другие учебные предметы: Финляндия, Япония, Новая Зеландия и др.
  • Изучение информатики заменено на дополнительные пользовательские курсы в Бельгии, Чехии и ряде других стран [2, с. 26].

Наиболее близкой к отечественной системе образования является европейская. Анализ программ по изучению информационных технологий (в Дании, Германии, Франции, Люксембурге) показывает, что предмету «Информатика» отводится около 200 часов, в то время как в России на освоение предмету в системе общего образования отводится 105 часов. При этом зарубежные курсы более узкоспециализированы и ставят в приоритет освоение программирования. Отечественная программа более обширна и разнонаправлена, что улучшает базовые навыки, но дает меньше возможностей для углубленного изучения [7, с. 182].

Изучение учебных программ по предмету «Информатика» в отечественной и зарубежных системах образования показывает, что в современном мире наблюдаются следующие тенденции:

  1. Стремление к фундаментальности знаний в области информационных технологий.
  2. Преобладание обязательного характера обучения информатики в системе общего школьного образования.
  3. Реализация непрерывного образования с целью постоянного совершенствования знаний и навыков в области информационных технологий, которые развиваются быстрыми темпами.

Все вышеизложенное позволяет прийти к следующим выводам:

Во-первых, обучение информационным компетенциям является необходимой частью современного общего образования, поскольку позволяет освоить ключевые навыки, необходимые для эффективного повседневного и делового взаимодействия.

Во-вторых, российская система образования обладает большим опытом в обучении информатике, что сказывается на большом разнообразии учебных программ и заявленных в них тем. Тем не менее, недостаток учебного времени существенного ограничивает возможности для полноценного изучения курса школьной информатики, что приводит к концентрации внимания педагога на подготовке к экзаменам. Другими проблемами современного образования являются: быстрое устаревание обучающих материалов и особенности детей, которые самостоятельно могут осваивать информационные технологии.

В-третьих, анализ российского и зарубежного опыта организации обучения школьной информатике показывает, что существуют следующие ключевые тенденции: фундаментальность, обязательность и непрерывность образования.

Список литературы

  1. Босова, Л.Л. Достоинства и недостатки отечественного школьного курса информатики / Л.Л. Босова // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Л. Босовой, Н.К. Нателаури, Москва, 24-26 апреля 2018 г. – М., 2018. – С. 8-14.
  2. Босова, Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2019. – № 1. – С. 22-32.
  3. Босова, Л.Л. Цифровые навыки современного школьника и возможности их формирования в курсе школьной информатики / Л.Л. Босова // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова, Москва, 24 апреля – 12 мая 2020 г. – М., 2020. – С. 8-14.
  4. Вострокнутов, И.Е. 35 лет школьной информатике. Как создавался фундамент современной информатики и информатизации образования / И.Е. Вострокнутов, С.Г. Григорьев, Л.И. Сурат // Чебышевский сборник. – 2021. – № 1 (77). – С. 502-519.
  5. Захарова, Т.Б. Информатика как обязательный учебный предмет в системе общего образования / Т.Б. Захарова, А.С. Захаров // Наука и школа. – 2015. – № 5. – С. 101-108.
  6. Из всех цифровых компетенций для нас важнее всего фотографирование на телефон – ВЦИОМ // DiRussia.ru. – 15.05.2020. – URL: https://d-russia.ru/iz-vseh-cifrovyh-kompetenciej-dlja-nas-vazhnee-vsego-fotografirovanie-na-telefon-vciom.html (дата обращения: 10.12.2023).
  7. Костицин, К.Н. Зарубежный опыт преподавания информатики в школе на уровне основного общего образования / К.Н. Костицин, П.К. Чернова // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова, Москва, 18-24 апреля 2022 г. – М., 2022. – С. 170-183.
  8. Российская школа: современные вызовы // ВЦИОМ. – 20 сентября 2021 г. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-shkola-sovremennye-vyzovy (дата обращения: 10.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: