УДК 61

Исследование ряда психологических аспектов по самоконтролю у студентов медицинского университета

Хачатрян Милена Врежевна – студент Лечебного факультета Cтавропольского государственного медицинского университета

Пилова Жанета Анзоровна – студент Лечебного факультета Cтавропольского государственного медицинского университета

Ходий Анна Леонидовна – студент Лечебного факультета Cтавропольского государственного медицинского университета

Аннотация: Самоконтроль является важным аспектом психологии и личного развития. Понимание его компонентов и ценности поможет каждому человеку лучше управлять своей жизнью, достигать поставленных целей и справляться с жизненными вызовами.

Ключевые слова: самоконтроль, эмоциональный самоконтроль, самоконтроль в деятельности, самоконтроль поведения

Введение

В настоящее время проблема самоконтроля все больше становится предметом для психологических исследований. Вероятно, это обусловлено ростом стрессовых факторов, которые являются причиной потери самоконтроля. Исследования показывают, что умение осуществить самоконтроль наиболее слабо сформировано у студентов, вследствие дисбаланса между жизненными реалиями, требованиями общества и возможностями индивидуума, его желаниями и точкой зрения [1]. Самоконтроль является предпосылкой формирования социальных навыков и умений, определяемых нормами социального поведения. Способность к самоконтролю является профессионально важным качеством многих разновидностей работы человека. Знание особенностей самоконтроля является основой для его дальнейшего развития и совершенствования [2].

Самоконтроль основывается на способности людей воспринимать и думать, и любое ухудшение процессов восприятия и мышления будет сильно сказываться на способности человека к социальным действиям. Исследования показывают, что даже в действиях, столь прочно укоренившихся, как речь, контроль основывается на способности слышать самого себя. Американский психолог Хебб и его коллеги наблюдали за людьми, чьи уши в течение трех дней были заложены ватой, пропитанной вазелином. Обнаружилось, что все испытуемые стали говорить или слишком громко, или слишком тихо. Эти люди могли слышать, что они говорили, но не имели сигналов к громкости своего голоса; следовательно, они не могли его контролировать [1], [3].

Одной из причин нарушения самоконтроля может стать алкоголь. Известно, что в состоянии опьянения люди с трудом следят за собой. Социальная дистанция, обычно сохраняющаяся с помощью различных формальностей, исчезает, и нередко они выдают свои самые интимные секреты совершенно посторонним. Ослабление торможения приводит также к высокой степени внушаемости, социальным отклонениям. Установлено, например, что среди воров систематически употребляют алкоголь около 58 процентов, среди грабителей – 67, убийц – 74, хулиганов – 84 процента [3].

Некоторые наркотики ухудшают сенсорные способности до такой степени, что становится крайне трудно, если не невозможно сохранять осмысленную ориентацию по отношению к миру. То же самое можно сказать и об ухудшении когнитивных способностей [3].

Наиболее известным исследованием, в котором была показана важность самоконтроля для успешности в деятельности является классический эксперимент с 4-летними детьми, проведенный У. Мишелом в 1960-е гг. Экспериментатор предлагал детям выбрать себе сладость по вкусу (зефир, печенье или пирожное) и принять решение: съесть ее сразу или подождать 15 минут и получить вторую такую же порцию лакомства. В последующих лонгитюдных замерах было показано, что дети, которые были готовы ждать дольше, проявляя способность откладывать вознаграждение и проявлять самоконтроль, впоследствии лучше учились в школе (баллы SAT) и демонстрировали более высокие академические достижения [4].

Цель

Изучить уровень самоконтроля у студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 200 обучающихся первых, вторых курсов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов СтГМУ. Участникам предлагалось пройти тестирование для определения уровня самоконтроля по методике Г. С. Никифорова, В. К. Васильева, С. В. Фирсова, в редакции А.П. Двинина, предназначеной для диагностики уровня самоконтроля в трёх сферах: эмоциональной, деятельности, поведении (взаимодействии с людьми). Текст опросника содержит 36 утверждений, к каждому из которых на выбор предлагается 3 варианта ответов. Опросник состоит из трех субшкал, которые соответствуют 3 сферам уровня самоконтроля.

  1. Эмоциональный самоконтроль - шкала оценивает склонность человека к самоконтролю собственных эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений
  2. Самоконтроль в деятельности - шкала оценивает склонность человека к самоконтролю в процессе реализации различных видов деятельности: прогнозирование, планирование, контроль за исполнением и оценку результатов.
  3. Самоконтроль поведения - шкала оценивает способность человека к самоконтролю собственного поведения, в т. ч. и коммуникативного, в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия.

Степень выраженности склонности к самоконтролю определяется набранной суммой баллов по каждой субшкале в отдельности и по всему опроснику в целом. Каждая шкала характеризуется тремя уровнями значений: низкий, средний, высокий.

Результаты

при интерпретации результатов выявлено, что способность к эмоциональному самоконтролю находится на высоком уровне у 24% респондентов, на среднем уровне у 51% респондентов, на низком уровне у 25% респондентов.

Способность к самоконтролю в деятельности находится на высоком уровне у 75% респондентов, на среднем уровне у 23% респондентов, на низком уровне у 2% респондентов.

Способность к самоконтролю поведения находится на высоком уровне у 75% респондентов, на среднем уровне у 19%, на низком уровне у 6% респондентов.

Выявлено, что низкий и средний уровень самоконтроля в трех исследуемых шкалах составил 70% среди респондентов первого курса, 30% среди обучающихся второго курса.

После проведенного исследования студенты, имеющие низкий уровень самоконтроля, прошли индивидуальную коррекционную программу в центре психологической поддержки студентов университета, направленную на: формирование и развитие навыков самоконтроля, самовыражения, саморегуляции; формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.); формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений. Студентам были предложены упражнения для развития самоконтроля:

  • медитация, как способ развития концентрации;
  • составление распорядка дня, сон в определенное время для развития дисциплины;
  • физическая активность для развития выносливости, снятия напряжения и выплеска скопившихся эмоций и энергии.

Обсуждение

Исследования в области педагогики и психологии выявили тенденцию к сниженному уровню самоконтроля у студентов высших учебных заведений [3].  Проведенный анализ показателей нашего исследования не сопоставим с результатами других авторов.  Полученные результаты данных студентов первого курса выявили определенные различия в наблюдаемых параметрах по сравнению со студентами второго курса, что подтверждается другими исследованиями [4], [5].

Заключение

В ходе проведенного исследования, удалось определить высокий уровень самоконтроля поведения и деятельности среди 75% обучающихся медицинского вуза. Эмоциональный самоконтроль в пределах среднего уровня обнаружен среди 51% респондентов. Низкий уровень самоконтроля у студентов первого курса обучения, вероятно обусловлен отсутствием адаптации к новому этапу жизни и действием стрессового фактора, что влечет за собой потерю самоконтроля [6], [7]. Возможность ранней диагностики способности индивида управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события, воздерживаться от неадаптивного импульсивного поведения послужит практическим руководством для создания комплексных программ, направленных на организацию своевременной квалифицированной диагностической, консультативно – профилактической и психологической помощи.

Список литературы

  1. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. № 2. - С. 46-58.
  2. Безрутченко А.Ю. Субъективный и объективный самоконтроль // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 4.
  3. Данакин Н.С., Замараева М.В. Самоконтроль личности: условия и помехи // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 176.
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. Т. 12. № 2. С. 46—58. doi:10.17759/chp.2016120205.
  5. Петров А.В., Стародубцева В.С. Сущность самоконтроля в психолого-педагогической теории и практике обучения школьников и студентов вуза // МНКО. - 2017. - № 3 (64).
  6. Oтт Т.О, Морозова И.С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов на начальных этапах обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2011. № 1.
  7. Пивнева А. А. Проявление стресса у студентов-первокурсников // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 301-304.
  8. Мышко Ф.Г., Чернега Е.В. Психологические особенности преодоления стресса // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 4.
  9. Булаев Д.Ю., Сахарова Т.Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников// КПЖ. - 2021. - № 3 (146).

Интересная статья? Поделись ей с другими: