УДК 372.878

Техника и выразительность в преподавании вокала: текущая ситуация и будущее развитие

Ши Юйхань – магистрант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В этой статье анализируются существующие проблемы в вокальном образовании. Для этого был проведен обзор литературы и исследований. Важным недостатком современного обучения вокалу является то, что слишком много внимания уделяется тренировке вокальных навыков, в то время как способность к музыкальной выразительности развивается недостаточно. Автор статьи считает, что вокально-музыкальное образование должно быть ориентировано на единый подход и сочетать в себе обучение технике и выразительности пения. В работе также выдвигаются предложения по улучшению системы вокального образования.

Ключевые слова: вокально-музыкальное образование, мастерство, исполнительство.

В настоящее время в преподавании вокального искусства существуют некоторые проблемы. Так, многие преподаватели вокала придают слишком большое значение тренировке технических навыков вокалиста. Они сосредотачиваются на механической повторяющейся практике – оттачивают технику пения, правильное дыхание, но при этом не учат студентов понимать смысл произведений и выражать его посредством музыки.

Из-за этого студенты не могут точно уловить суть и смысл произведения, недостаточно выразительно показывают эмоции. В то же время существует разрыв между теоретическим и практическим обучением, из-за чего учащиеся могут эффективно применять полученные знания в реальном пении. Эти проблемы препятствуют совершенствованию музыкально-исполнительского мастерства студентов.

Чтобы устранить вышеуказанные проблемы, в вокальном образовании должен быть принят единый метод обучения, в котором освоение необходимых вокальных навыков будет тесно переплетаться с объяснением содержания произведений,. Так студенты будут учиться глубоко понимать музыкальные эмоции и смогут повысить выразительность исполнения.

Педагоги должны более тщательно объяснять своим ученикам смысл и содержание изучаемых вокальных произведений, чтобы студенты могли видеть художественную концепцию музыки. Также важно внедрить в педагогический процесс интерактивные методы обучения, которые усилят связь теории и практики. За счет этого студенты смогут гибко использовать полученные навыки для интерпретации произведений.

Вокальное образование должно развиваться в сторону сочетания технической подготовки исполнителя с обучением выражать смысл произведений посредством пения. Что касается технической подготовки, базовые навыки учащихся можно улучшить с помощью различных вокальных упражнений, аудирования, обучения разговорной речи и других методов. Но студенты не должны механически повторять заученные техники пения. Важно, чтобы они могли применить свои навыки для выражения заложенных в произведения смыслов через художественные и эмоциональные средства музыки.

Педагоги должны сосредоточиться на развитии у учащихся понимания предыстории и содержания произведения, использовать образный язык для интерпретации художественной концепции, передаваемой музыкой, и стимулировать студентов на выстраивание ассоциативных рядов по каждому произведению. Необходимо укреплять взаимодействие учителя и ученика, устраивать дискуссии между студентами, чтобы они услыхать различные точки зрения на понимание и интерпретацию произведений. Также будет полезно интерпретировать одно и то же произведение с помощью различных вокальных техник. То есть, музыкальное образование вокалиста должно достигать органического единства технологии и исполнения, чтобы учащиеся могли не только овладеть прочными навыками пения, но и знать, как использовать навыки для интерпретации художественного музыкального произведения.

Чтобы решить текущие проблемы в вокальном образовании, необходимо приложить усилия по многим фронтам.

Во-первых, следует оптимизировать методы обучения и прийти к единой концепции, в которой будут гармонично сочетаться тренировка вокальных навыков и развитие музыкальных исполнительских способностей. Можно добавить интерактивные обучающие занятия, чтобы учащиеся могли обсуждать произведения и обмениваться своими взглядами на них.

Во-вторых, необходимо разработать правильную концепцию преподавания «Технологии на службе музыкального исполнения». В соответствии с ней учителя должны осознавать важность унифицированных методов обучения. Педагоги по вокалу должны владеть различными техниками выражения, чтобы стимулировать музыкальное воображение учащихся во время обучения певческим навыкам.

В-третьих, необходимо усилить подготовку преподавателей вокала, повысить их музыкальные достижения и исполнительские способности посредством обучения и превратить их в профессиональную команду для обучения новичков вокалу.

В-четвертых, важно усилить работу над развитием способности учащихся к пониманию и выражению смысла музыкальных произведений, а не просто оценивать их исполнительские навыки. Только путем постоянного совершенствования концепций, методов и педагогического состава педагогическое образование может достичь эффективного единства технологии и исполнения. Это позволит развивать таланты высокого уровня, которые обладают как идеальной техникой исполнения, так и выдающейся выразительностью пения.

Вокальное музыкальное образование должно соответствовать потребностям текущего времени. При обучении вокалу следует уделять внимание интерпретации произведений и применять единый подход. В то же время необходимо постоянно оптимизировать техник и методы обучения, формировать правильные педагогические концепции, усиливать подготовку учителей для повышения общего уровня вокального образования в нашей стране.

Список литературы

  1. Ли Цзинь. Анализ соотношения техники и исполнения в обучении вокалу [J]. Оперная сцена, 2019(05).
  2. Чжан Цзин. Исследование существующих проблем и противодействующих мер в современном обучении вокалу [D]. Северо-Восточный педагогический университет, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: