УДК 372.878

Эффективные методы преподавания вокала: интеграция теории и практики

Ши Юйхань – магистрант Российского государственного педагогический университета им. А.И. Герцена

Аннотация: В этой статье исследуется важность интеграции теории и практики в вокальном образовании. На основе обзора литературы делается автор доказывает, что преподавание вокала раньше было сосредоточено на развитии музыкальной грамотности учащихся, формировании правильных понятий о высоте звука и вокализации, а также на тренировке вокальных навыков и музыкального выражения. На примере конкретных ситуаций анализируются эффективные методы обучения, такие как правильное распознавание физиологических функций, внедрение поэтапных методов обучения, дополненное образным мышлением и т.д. Автор приходит к выводу о том, как интегрировать теорию с практикой вокально-музыкального образования и рационально применять разнообразные методы обучения.

Ключевые слова: вокально-музыкальное образование, эффективные методы обучения, теория и практика, стратегии интеграции.

Современное обучение вокалу должно строится с учетом передовых достижений в педагогике и наработанного столетиями опыта. Дадим ряд рекомендаций, которые помогут сделать музыкальное образование в области вокала более эффективным, научиться грамотно соединять теорию с практикой.

В первую очередь, преподавателям важно работать над музыкальной грамотностью учащихся. Давайте учащимся правильные понятия о высоте звука и произношении, научите их правильным методам дыхания и произношения, чтобы избежать выработки и закрепления неправильной техники. Студентам необходимо выполнить достаточное количество упражнений по разогреву перед пением, чтобы развить способность различать относительные высоты звука.

Также необходимо улучшать навыки слушания у студентов. Важно анализировать интонацию пения, определять изменение высоты звука посредством прослушивания разнообразных произведений. Используйте метод интервальной тренировки, в ходе которых студенты будут определять и петь различные интервалы.

Не менее важно давать учащимся понятия о физиологическом механизме создания вокальной музыки. Они должны знать, что такое вибрация голосовых связок и принципы резонанса, понимать преимущества и недостатки своего собственного голоса и голосов своих конкурентов.

В ходе обучения вокалу важно развивать чувство музыки и высоты звука. Для этого проводите много тренировок по пению с листа и тренировке слуха, чтобы определить тенденцию изменения высоты звука и ритмическую структуру мелодии. Постоянно должна идти работа над улучшением способности чувствовать музыку.

Обязательно стоит обращать внимание на органичное сочетание вокальных навыков и тренировки музыкальной выразительности. Используйте пошаговые методы обучения. Начните с отработки пения одиночных нот и постепенно переходите к тренировке гаммы и репертуара. Сложность варьируется от простого к сложному, что позволяет учащимся овладевать различными навыками постепенно.

Студенты должны научиться понимать смысл произведения, которое они исполняют. Для этого нужно анализировать предысторию его создания, значение слов и структуру мелодии. Таким образом можно составить общее представление о произведении и выразить его с соответствующими эмоциями. Используйте яркий и выразительный язык для объяснения смысла произведения, чтобы учащиеся представляли себе картины и сюжеты, стоящие за музыкой, и повышали аутентичность их выражения с помощью вокала.

Гибко и рационально применяйте различные методы обучения. Не забывайте персонализировать образовательный процесс. Анализируйте знания и пробелы каждого ученика и целенаправленно выбирайте для него содержание и методы обучения.

Большое значение в обучении вокалу носит практическая демонстрация. Преподаватель должен не только транслировать теорию, но и подкреплять ее наглядными примерами.

Важно поощрять учащихся помогать друг другу. Для этого организуйте занятия в парах или группах, чтобы студенты указывали друг другу на ошибки и учились на сильных сторонах своих товарищей.

В преподавании вокала очень важно соединить теорию с практикой. Учителя должны сосредоточиться на развитии музыкальной грамотности учащихся, применять поэтапные методы обучения и гибко использовать различные методы обучения. Они должны уделять внимание как тренировке навыков, так и развитию способностей к музыкальному выражению смысла исполняемых произведений. Поэтому в вокально-музыкальное образование необходимо и дальше внедрять модели обучения, сочетающие теорию и практику. Это поможет улучшить качество преподавания и повысить уровень подготовки студентов.

Список литературы

  1. Ван Чуньфан, О сочетании теории и практики в преподавании вокальной музыки [J], Music Research, 2019, 8(21):56-57.
  2. Ли Мин, Существующие проблемы и меры противодействия в преподавании и обучении вокалу [J]. Popular Science, 2020, (12): 184.
  3. Чжао Сяоли, Методика преподавания вокальной музыки для музыкальных специальностей [M].Пекин: Higher Education Press, 2021:105-106.

Интересная статья? Поделись ей с другими: