УДК 687.01(075.8)

Применение стилистического тропа «оксюморон» в литературе, искусстве и графике костюма

Наугольных Наталия Сергеевна – студентка Института искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию стилистического тропа «оксюморон» в литературе, искусстве и графике костюма, как одному из средств образного отображения действительности в художественном плане.

Эта тема на данный момент имеет огромный спрос в рекламных медиа о моде, поскольку принципы образности, иносказания активно и успешно используются для образной подачи оригинальной авторской идеи визуального проекта, что позволяет активно привлекать внимание потребителя.

Ключевые слова: стилистический троп, оксюморон, графический прием, литература, искусство, смысловое противоречие, рекламная графика костюма.

В рекламе модной индустрии для наилучшего раскрытия авторской концепции и привлечения внимания клиентов к представленному товару часто используется уникальная авторская графика. Это современный подход, позволяющий показать преимущества продвигаемого проекта. Проблемой становится выработка особенного художественного подхода, выделяющегося среди прочих интеллектуальностью и способностью привлечь зрителя. При использовании такого графического приема, как оксюморон, возможно оригинально выделить представленный проект среди прочих. Выбранный троп, построенный на сочетании противоречий и парадоксов, способен стать броским выражением авторской идеи и заставить потенциальных покупателей более углубленно задуматься о представленной концепции.

Для наиболее эффективного использования выбранного графического приема необходимо его подробное изучение, как в общем контексте искусства, так и в контексте современного взгляда на рекламную графику.Всестороннееисследование выбранного тропа должно проводиться также через призму разных видов искусства. Выявление закономерностей в использовании оксюморона в литературе и самой концепции костюма сможет привести к наиболее глубокому пониманию принципов этого художественного приема и послужить грамотному и уникальному созданию произведений различных произведений искусства.

В данной работе описывается стилистический прием «оксюморон» в литературе, искусстве и графике костюма с целью понимания основных закономерностей этого художественного тропа и его интеграции в авторскую творческую концепцию.

Оксюморон – художественный троп, представляющий собой намеренное сочетание противоположностей для создания стилистического эффекта [3]. Изначально этот прием использовался в художественной литературе. Образное сочетание изначально несовместимых понятий насыщало эмоцией авторскую речь, что позволяло наиболее метко выразить заложенную в произведении мысль. Примером использования тропа «оксюморон» в художественной литературе служит название произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Намеренное сочетание антонимичных понятий в данном случае позволяет наиболее ярко обозначить конфликт между сложившимися устоями общества России начала 19 века и живой индивидуальностью главных героев, ставший центральным в произведении.

Со временем стилистический прием «оксюморон» перестал быть исключительно литературным. С появлением такого направления живописи, как сюрреализм, сочетание противоположностей в большом количестве стало появляться и на полотнах художников. Большой вклад в обогащении живописи этим тропом внес бельгийский живописец Рене Магритт [2]. На его картине «Дух геометрии» использование данного стилистического тропа помогает пошатнуть устоявшиеся в обществе позиции «взрослого» и «ребенка» при помощи намеренной смены их ролей. Также этим визуальным эффектом обозначен конфликт внутреннего содержимого, заложенного в произведение. Кто в большей степени зависим от другого: родитель или ребенок? Чей взгляд на мир более целостный и объективный?

Стилистический прием «оксюморон» также применяется в рекламной и художественной графике костюма. Так как представленный троп основан на антонимии или семантическом несоответствии признаков изображаемого [5], то в ходе работы были обозначены основные композиционные признаки костюма, через которые может быть обыграно противоречие в плане внутреннего содержания:

  • противоречие в семиотических средствах используемой графики;
  • противоречие в используемых характеристиках орнамента на ткани; 
  • противоречие в конструктивных признаках костюма;
  • противоречие в пластике изображаемых текстильных материалов;
  • противоречие в характеристике образа носителя костюма;
  • противоречие в назначении используемых аксессуаров и дополнениях.

К примеру, противоречие может быть заложено в используемый в иллюстрации графический язык (рис. 1). Сочетание противоположной пластики линий и пятен может вывести взгляд зрителя на акцентную часть костюма [4]. В отличие от антитезы, намеренного сочетания антонимичных визуальных признаков, оксюморон графическим языком выражает противоречие в плане внутреннего содержания объекта. В данном случае противопоставляются заложенные в образ примитив и реалистичность.

При использовании тропа «оксюморон» в графике костюма противоречие, лежащее в концепции образа носителя, может быть заложено в характеристиках используемых орнаментов на ткани. Противоположные составляющие авторской идеи могут выражаться в контрастных по цветовой гамме, размеру, ритму, типу изображений рисунках. Принты, несоответствующие по одному или нескольким из перечисленных признаков, могут составлять большую часть поверхности костюма или, напротив, быть сосредоточенными в композиционном центре.

Для большей выразительности авторских эскизов стилистический прием «оксюморон» может использоваться и в фасонных характеристиках костюма. Применяя троп «оксюморон» непосредственно к форме костюма, возможно задействовать такие признаки, как размер, силуэтная форма изделия, характер и количество членений. Для достижения эффекта сочетания противоречий также возможно совместное использование атрибутов костюма, характерных для какого-то устоявшегося стиля (сочетание воланов, характерных для романтического стиля и классического пиджака).

Современная авторская графика костюма может быть выделена среди прочих использованием тропа «оксюморон» по отношению к характеристикам носителя костюма. Ярко выраженные противоположные черты модели могут на контрасте подчеркнуть цельность минималистичного костюма или же послужить поддержкой экстравагантного (рис. 2). Для применения стилистического приема «оксюморон» по отношению к характеристикам носителя костюма стилизации подвергаются его поза, пропорции, прическа, настроение и т. д.

Так как троп «оксюморон» строится на выраженном и намеренном противоречии, его присутствие в эскизе увеличивает процент экспрессии и экстравагантности. Таким образом, наиболее органично представленный художественный прием сможет развить идею, в которой изначально присутствовала экстравагантность. Для грамотного внедрения оксюморона в авторскую графику также необходимо наличие осознанного противоречия. Чем глубже выбранное противоречие и чем больше оно затрагивает значимые нюансы современной культуры, тем больше возможности, прибегая к ассоциативному и знаковому мышлению, обогатить графику эскиза. Из этого вытекает необходимость в эрудированности автора, решившего использовать в собственной графике оксюморон. В неменьшей степени для полного раскрытия потенциала тропа важно разностороннее развитие аудитории, которой будет представлена графика.

N1

Рисунок 1. Оксюморон «примитивный/реалистичный» в графическом языке иллюстрации Daniel Lee

N2

Рисунок 2. Оксюморон «человек/животное» в работе Achraf Amiri

Таким образом, можно сделать вывод, что использование стилистического приема «оксюморон», построенного на сочетании противоположностей, откроет широкий спектр возможностей создать оригинальную авторскую собственную графику костюма. Этому будет способствовать не только выраженный в противоречии интеллектуальный посыл, но и широкая вариативность воплощений этого замысла в образе костюма.

Список литературы

  1. MÉLIQUESTREET. Fashiondesign and illustration [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://meliquestreet.com. (Дата обращения – 13.05 2023).
  2. Заславский О.Б. Язык как подтекст в живописи Р. Магритта// Культура и текст – 2019. - №4 (39) – С. 3-4.
  3. Кашина И. В. Мир в зеркале оксюморона// Ученые записки Казанского университета – 2013. - №5 – С. 2-3.
  4. Котляревская Н. В. Авторская графика в контексте развития современной fashion-иллюстрации// Костюмология – 2020. - №5 – С. 11
  5. Крылова М. Н. Тропы, основанные на контрасте // Концепт - 2016. - № 5 – С. 3-4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: