УДК 780.6

Старейшие доисторические флейты:  догадки и факты

Ли Чжибяо – студент Белорусского государственного университета культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь)

Аннотация: В мире музыкальных инструментов, флейта выделяется своей уникальностью и древностью. Она стала верным компаньоном человека в течение многих тысячелетий, отслеживая свои корни в доисторическую эпоху. Археология говорит нам, что флейты были частью человеческой культуры по меньшей мере 35 000 лет. В данной статье рассматриваются доисторические флейты, от предполагаемых до подтвержденных археологических находок.

Ключевые слова: флейты, музыка, археология, история.

В мире музыкальных инструментов, флейта выделяется своей уникальностью и древностью. Она стала верным компаньоном человека в течение многих тысячелетий, отслеживая свои корни в доисторическую эпоху. Археология говорит нам, что флейты были частью человеческой культуры по меньшей мере 35 000 лет. Рассмотрим старейшие доисторические флейты, исследуя их роль в жизни первобытных обществ и их влияние на развитие музыкальной культуры.

В настоящее время считается, что развитие орудий труда происходило постепенными шагами примерно до 40 000-50 000 лет назад. Каждый шаг был связан с различными видами-предшественниками неандертальца (Homo habilis и Homo ergaster).  Однако, начиная примерно с 50 000 лет назад, темпы изменений значительно ускорились - явление, которое в народе называют “Большим скачком вперед”. Существует множество конкурирующих теорий относительно того, что вызвало это изменение), но ясно, что современные люди разработали сложные методы охоты, одежду, инновации в укрытиях и начали хоронить своих умерших. Они также начали изучать абстрактные идеи и символику, начав с наскальной живописи [1] и создания музыкальных инструментов.

Археологи обнаружили много фаланговидных костей, которые были изготовлены доисторическими людьми для какой-либо цели — украшения, статуэтки или, возможно, в качестве музыкальных инструментов - называемых “фаланговидными свистками”. Эти кости полые внутри (после удаления костного мозга или мягких тканей), и одного отверстия в нужном месте было бы достаточно, чтобы их можно было использовать в качестве крошечной флейты. Было найдено много костей с отверстием в нужном месте. Однако существует множество исследований и споров относительно того, были ли эти отверстия намеренно проделаны людьми, прогрызены плотоядными животными, разъедены желудочным соком после пережевывания или стали результатом случайного прокола острым камнем [2]. Эти артефакты в основном датируются в диапазоне от 15 000 до 10 000 лет до н.э., а некоторые датируются возрастом до 30 000 лет до н.э.

Дивье-Бабе – это археологический парк на северо-западе Словении, в котором было обнаружено множество артефактов неандертальцев. В 1995 году команда под руководством Ивана Турка обнаружила фрагмент бедренной кости молодого пещерного медведя и предположила, что он был изготовлен в виде флейты. Это предложение вызвало бурную полемику относительно притязаний на старейшую в мире флейту [3]. Дискуссия особенно важна, поскольку это было бы первое подтвержденное появление музыкального инструмента, сконструированного (и, предположительно, используемого) неандертальцем. Возраст артефакта Дивье Бабе составляет 43 100 лет (±700 лет), что основно на радиоуглеродном датировании [4].

В настоящее время артефакт выставлен в Народном музее Словении в Любляне. Его длина составляет  11,36 см, и он сломан с обоих концов. В нем есть два полных отверстия и то, что может быть неполными остатками одного отверстия на каждом конце, что означает, что в кости, возможно, было четыре или более отверстий до того, как она была повреждена. Максимальные диаметры двух полных отверстий составляют 9,7 мм и 9,0 мм. Расстояние между центрами отверстий составляет 35 мм.

Древнейший артефакт, который принято официально считать флейтой, был обнаружен в сентябре 2008 года в пещере Хохле-Фельс близ Шелклингена на юге Германии. Командой, которая раскопала флейту, руководил археолог Николас Конард из Тюбингенского университета в Германии. Флейта была изготовлена из кости крыла белоголового грифа и имеет пять отверстий для пальцев и V-образный мундштук. Сохранившаяся часть артефакта имеет длину 21,8 см и диаметр около 8 мм [5]. Первоначально длина артефакта составляла около 34 см. Возраст флейты белоголового грифа Хохле-Фелса первоначально оценивался в диапазоне от 35 000 до 40 000 лет. Однако радиоуглеродные тесты в Оксфордском университете в Англии показали, что костям животных, найденным с флейтами, было от 42 000 до 43 000 лет (6].

Николас Конард приводит доводы в пользу того, что [5] эта флейта подтверждает теории о роли музыки в жизни ранних современных людей (Homo sapiens). Конард предполагает, что древние флейты демонстрируют раннюю музыкальную традицию, которая помогла первым современным людям-поселенцам в Европе сформировать тесные социальные связи и развить социальные сети каменного века. Это позволило повысить общественную организацию и выработать стратегию.

Конард также предполагает, что музыка была культурным достижением, которое помогло ранним современным людям конкурировать с неандертальцами (Homo neanderthalis), двоюродными братьями современных людей, которые вымерли через несколько тысяч лет после того, как была изготовлена флейта белоголового грифа.

Флейта, которая, вероятно, была лишь немного более поздней, была сделана из кости крыла лебедя-кликуна. Флейта имеет длину 12,65 см с тремя отверстиями для пальцев и датируется возрастом от 33 000 до 37 000 лет.

В заключение, старейшие доисторические флейты не только представляют собой археологический интерес, но и являются звуковым артефактом древней культуры. Их эволюция от простых инструментов до сложных музыкальных средств отражает разнообразие человеческого творчества и стремление выразить себя через музыку. Древние флейты, будучи звуковыми свидетелями давних эпох, продолжают вдохновлять нас своей историей и красотой звучания.

Список литературы

  1. Ambrose S.H. Paleolithic Technology and Human Evolution // Science, 2001. Volume 291, Number 5509, 1748-1753.
  2. Caldwell D. Palaeolithic Whistles or Figurines – A Preliminary Survey of Pre-historic Phalangeal Figurines // Rock Art Research, 2009, Volume 26, Number 1, 65-82.
  3. d’Errico F. Archaeological Evidence for the Emergence of Language, Symbolism, and Music – An Alternative Multidisciplinary Perspective // Journal of World Prehistory, 2003, Volume 17, Number 1.
  4. Morley I. The Evolutionary Origins and Archaeology of Music: An Investigation into the Prehistory of Human Musical Capacities and Behaviours, Using Archaeological, Anthropological, Cognitive and Behavioural Evidence, Ph.D. dissertation – Cambridge University, England, Darwin College Research Report, DCRR-002, published by Cambridge Universith, Cambridge, October 2003.
  5. Conard N. J., Malina M. New evidence for the origins of music from the caves of the Swabian Jura, Challenges and Objectives in Music Archaeology// Orient-Archäologie, 2009, 22, 13-22.
  6. Higham T., Basell L., Jacobi R., Wood R., Ramsey Ch., Conard N. J. Τesting Models for the Beginnings of the Aurignacian and the Advent of Figurative Art and Music: The Radiocarbon Chronology of Geißenklösterle // Journal of Human Evolution, 2012, 62, 664-676.

Интересная статья? Поделись ей с другими: