УДК 372.878

Певческий репертуар детского хорового коллектива в ракурсе гендерного подхода

Барсова Анна Александровна – аспирант кафедры музыкального образования и воспитания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Статья посвящена проблеме выбора певческого репертуара для хоровых коллективов системы начального предпрофессионального образования (ДМШ\ДШИ); представлен анализ текстов базового репертуара детских хоровых коллективов в ракурсе гендерного подхода к обучению; выявлены образцы текстов, формирующих полоролевые стереотипы хористов.

Ключевые слова: детский хор, гендерные стереотипы, хоровые сочинения, репертуар коллектива.

Подбор певческого репертуара для детского учебного хора является серьезной задачей для руководителя коллектива, которому необходимо учитывать множество задач: воспитательных, образовательных, в том числе план концертной и конкурсной деятельности коллектива, его исполнительский уровень, наличие соответствующих музыкальных данных у детей, а также их физиологические и психологические особенности. 

Во второй половине XIX века, в период активного развития системы общедоступных музыкальных школ, музыкальных классов и появления хоровых коллективов при образовательных учреждениях, выявилась проблема отсутствия детского (начального) обучающего репертуара. Устранить данную проблему были призваны композиторы. Написанные в этот период произведения зачастую были адресованы конкретным хорам, например, С.В. Рахманинов «6 хоров для детских/женских голосов» сочинил для хора девушек Мариинского Училища дамского попечительства. Произведения данного периода впитали в себя наследие европейской композиторской школы и обогатились национальным мелосом и традиционным для русской культуры содержанием. Стоит отметить, что в отличие от фортепианной школы, становление которой сопровождалось выпуском хрестоматий и репертуарных сборников с методическими рекомендациями для начального этапа обучения игре на фортепиано, и далее, по годам обучения; в области детского хорового образования такой комплексной и последовательной методической базы создано не было. В должном объеме нет ее и сейчас.

Изданные хоровые хрестоматии сформированы по иным признакам, например: хоровые сочинения для младшего хора, произведения a cappella, авторские сборники того или иного композитора и т. д. Таким образом, в данных сборниках отсутствует поэтапная, последовательная, методически выстроенная система обучения от начального этапа до старшего хора, с подбором развивающих вокально-хоровых упражнений, рекомендованных к данному уровню хоровых произведений и указаний к их разучиванию. Это создает определенные трудности особенно для начинающих педагогов. 

Репертуар хорового коллектива должен состоять из сочинений различных по стилю, жанрам, тематике. Особое значение в настоящее время приобретают произведения отечественных композиторов-классиков, таких как: А. Гречанинова, В. Калинникова, Ц. Кюи, М. Иполлитов-Иванова, А. Аренского, П. Чеснокова, В. Ребикова, произведения композиторов-песенников советского периода, в том числе: В. Шаинского, Е. Крылатова, Г. Гладкова, Р. Бойко, Ю. Чичкова, Д. Кабалевского и современных авторов: В. Плешака, С. Плешака, С. Екимова, Е. Подгайца и других.

К сожалению, не всегда исполнительский уровень детского хорового коллектива может преодолеть сложности фактуры и интонационного языка перечисленных авторов. Вот почему проблема подбора учебного и концертного репертуара для учебного хорового коллектива актуальна и п настоящее время.

Вопросы воспитания и развития личности обучающегося в любом образовательном сегменте были, есть и будут приоритетным направлением деятельности каждого педагога. Грамотно подобранный репертуар может обладать огромным воспитательным потенциалом. «Хоровое пение – фундамент эстетического воспитания школьников», – справедливо подчеркивает Н. В. Зайцева [2]. Ребенок, являясь частью социума, развивается с учетом поставленных временем, культурой, традициями и укладом, требований, и хоровой коллектив, являясь частью и малой проекцией большого социума, выполняет те же функции. Посредством песенного репертуара у учащихся формируется ценностная картина мира, духовно-нравственные смыслы, определяющие отношение подрастающего поколения к окружающему их миру. Ввиду этого, подбор сочинений, должен учитывать не только учебные и возрастные особенности, но и требования социума в данный конкретный исторический отрезок времени.

Рассмотрим хоровой репертуар детских коллективов системы предпрофессионального образования в ракурсе гендерного подхода.

Понятие «гендер» возникло во второй половине 1960-х годов с целью дифференциации биологической и социальной жизни индивида. По мнению американского психотерапевта Р. Столлера, индивид развивается и живет в двух проекциях: биологической, данной ему от рождения и социальной, то есть под влиянием того окружения, в котором он существует. В ходе взросления на человека воздействуют не только биологические факторы (гормоны), но и те социальные нормы, которые он принимает и усваивает. Таким образом, представление об образе мужчины или женщины имеет не только биологически, но социально обусловленную основу, то есть гендерную. В этом русле стоит рассмотреть понятие «гендерный стереотип», связанный с представлениями общества о роли женщины и мужчины.

Исследователи И. С. Клецина и Е.В. Иоффе утверждают, что «в традиционной психоаналитической концепции … мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и особенностям поведения. Если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского – пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и стремления к достижениям, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность» [3].

В диссертации А. В. Дресвяниной «Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе» доказано, что младшие школьники разделяют слова по категориям, относящимся к конкретному биологическому полу, а воспринимаемую информацию и окружающий мир дифференцируют на «мужское и женское»[1]. 

Таким образом, хоровой репертуар, имеющий в основе текст, безусловно оказывает влияние на формирование личности ребенка и его последующую социализацию в обществе. Используя в певческой практике сочинения, подчеркивающие полоролевые стереотипы поведения, свойственные тому или иному полу, мы воспитываем ребенка в русле традиционных, патриархальных ценностей. А гендернонейтральные тексты содействуют формированию личности в русле эгалитарной модели поведения, в которой феминные и мускулинные черты характера и поведения могут проявляться в равной степени как у мужчин, так и у женщин.

Подчеркнем, что большинство текстов, на которые написаны хоровые произведения, являются народными (фольклорными) или созданы поэтами-классиками. Примером являются сочинения для детского хора А. Гречанинова, В. Калинникова, имеющие в основе фольклорный текст или стилизованный под него. Рассмотрев вышеуказанные тексты, можно сделать вывод о наличии в них полоролевых стереотипов, свойственных русской традиционной культуре. Например, мужские персонажи всегда активны, место их действия находится за пределами дома, они креативны и смелы, а женские образы состадательны, эмпатийны, место их действия ограничено домом, они слабы и беззащитны. Разучивая данные сочинения на хоровых занятиях в процессе многократного повторения отдельных музыкальных фраз с текстом, у детей формируются полоролевые стереотипы поведения, где мальчикам отводится активная позиция, а девочкам – подчиненная.

Обратимся к произведениям, традиционно составляющим основу классического репертуара младшего и среднего хора:

«Козел Васька» А. Гречанинов, сл. Народные. Главный персонаж мужского рода, представлен как активная, действующая, самостоятельная фигура, наделен храбростью, отвагой, силой, т.е. его образ концентрирует маскулинные качества, свойственные, мужскому полу. Текст произведения:

«Жил у бабушки козёл,
 У Варварушки седой.
 Что за умный был,
 Сам он по воду ходил.
 Сам муку таскал….
 …Захотелося козлу,
 Захотелось дураку
 Во чисто поле гулять,
 Серых зайчиков видать,
 Свою силу пробовать….
 ….Я семь волков убью,
 Тебе шубу сошью,
 А восьмого убью,
 Воротник пришью.
 Я поймаю тебе
 Зайца серенького.
 Зайца серенького,
 Лису желтенькую,
 А зайчика на капот,
 А лисоньку на салоп» [4]. 

«Про теленочка» А. Гречанинов, сл. И. Новикова.Главныйперсонаж женского пола, в рамках традиционной культуры коррелируется с феминными качествами, для которых свойственна забота, эмпатия, сострадание. Текст песни:

Я теленочка ласкала, был он маленький…
 Свежей травкой угощала у заваленки.
 Я теленочка любила, был он нежненький…
 Я водичкою поила самой свеженькой.
 Как над маленьким я пела над ребеночком,
 Навсегда ему велела: «Будь теленочком!»…[4]

Обратим внимание на тот факт, что в названии и описании женских персонажей в отличие от мужских, использован уменьшительно-ласкательный суффикс. Такой же прием используется в произведении «Совушкина свадьба» (А. Гречанинов, сл. народные), в котором показан сбор Совушки замуж, и в песне «Киска» В. Калинникова на народный текст, в которой главный действующий персонаж слаб и беззащитен.. В песне рассказывается о том, как кисоньку незаслуженно обидел повар, и она идет и плачет, сетуя на случившуюся с ней несправедливость. Таким образом, в этой песне образ главного персонажа не противоречит традиционным представленям о женщине, транслируя символ покорности, слабости, подчиненности. Текст песни:

«Идет кисонька из кухни,
 У ней глазоньки опухли.
 О чем, кисонька, ты плачешь?
 - «Как мне, кисоньке, не плакать!
 Повар пеночку слизал,
 Да на кисоньку сказал». [7]

Исполнение сочинений патриотического характера является важной и необходимой составляющей воспитательного процесса в обучении. В этой связи стоит также внимательно относиться к выбору текстов, которые могут закреплять или не закреплять полоролевые стереотипы поведения. К закрепляющим полоролевые стереотипы относятся следующие сочинения:

«Песня о Ленинградских мальчишках» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева. В данном произведении акцентируется внимание на том, что мальчишки в период Великой Отечественной Войны сражались наравне со взрослыми, т. е. имели один и тот же социальный статус защитника Отечества несмотря на свой маленький возраст. Текст первого куплета песни:

«В далеком тревожном военном году
 Под гром батарей у страны на виду
 Стояли со взрослыми рядом
 Мальчишки у стен Ленинграда».[6]

«Песня о дружбе» из к/ф«Макар Следопыт» (муз. В. Лебедева, текст Л. Куклина)рассказывает о приключениях мальчишек в период Гражданской войны. Герои этого произведения обладают такими маскулинными качествами как смелость, сноровка, сила, храбрость, которые в традиционной культуре ассоциируется с мужским полом.

Женские образы во многих авторских песнях, так же как и в сочинениях классического репертуара, характеризуются с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, известная песня периода Великой отечественной войны «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. И. Исаковского), где образ главной героини поэтичен и женственен. Аналогичный прием использован в песне «Маленькая Валенька» (муз. Н. Леви, сл. В. Дыховичного), в которой само имя Валенька, а не Валя, не Валентина, феминизирует персонаж. Весь текст песни пронизан легкой иронией к героине, подчеркивается несерьезность восприятия ее окружающими Текст второго куплета песни и припев:

Припев:

«Маленькая Валенька, чуть побольше валенка
 Да зато удаленькая маленькая Валенька». [5]

К нейтральным в отношении полоролевых стереотипов, можно отнести тексты, в которых у персонажей не закрепляются стереотипы связанные с их их биологическим полом. Например, сочинения патриотического характера советских композиторов-песенников: «Фотографии войны» муз. А. Кальварского, «Ладога» муз. П. Краубнер, «Дружба, родина, любовь» муз. Я. Дубравина и другие. Есть такие примеры и у композиторов-классиков: Ц. Кюи «Семь маленьких хоров» на слова И. Белоусова (кроме «Ласточка»), «Тринадцать хоров» для женских или детских голосов и фортепиано, «Семь дуэтов -хориков» на стихи Н. Доломановой и другие. П. Чайковский, большинство песен из цикла «Шестнадцать песен для детей» («Птичка», «Травка зеленеет», «Мой садик», «Легенда», «На берегу», «Зимний вечер», «Весна» (Уж тает снег), «Цветок», «Зима», «Весенняя песня», «Осень»); А. Гречанинов «Пчелка», 5 детских хоров на народный текст в сопровождении фортепиано; П. Чесноков «Ночь», «Горними тихо летела душа небесами», «Девять хоров для женских или детских голосов в сопровождении фортепиано» и другие.

Их объединяют следующие характеристики: пол главного героя не указан а действия могут быть приписаны как мужчине, так и женщине. События происходят на лоне природы, или все сочинение посвящено описанию природы; если в тексте присутствует образ, относящийся к тому или иному полу, то его характеристика и действия не стереотипны.

Таким образом, гендерный анализ текстов песенных произведений, ориентированных для детского хорового коллектива, показал следующее:

  • необходимо внимательное и осознанное отношение к формированию репертуарной политики коллектива;
  • исполняемые произведения должны соответствовать высоко-художественным и нравственным ориентирам классического и современного искусства;
  • репертуарная политика хорового коллектива должна строится с учетом баланса сочинений, формирующих традиционные полоролевые ценности, и произведений, отражающих современные эгалитарные социальные запросы времени.

Список литературы

  1. Дресвянина А В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дресвянина А.В. ;Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» – Архангельск 2010. – 210 с.
  2. Зайцева Н.В. статья «Хоровое пение – фундамент эстетического воспитания школьников» https://cyberleninka.ru/article/n/horovoe-penie-fundament-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov/viewer (дата обращения 17.01.2024)
  3. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. — Москва :Проспект, 2021. — 144 с.
  4. Композиторы-классики для детского хора. Вып.7: А.Гречанинов / Составитель В.Бекетова. — М.: Музыка, 2014, — С. 10-13.
  5. Леви Н. Маленькая Валенька. —Ленинград: Искусство, 1943. - 4 с.
  6. Никто не забыт. Вып.3: /Составитель C. Грибков. —Спб.: Союз художников, 2005, — 104 с.
  7. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01001928417?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения 17.01.2024)