УДК 681.818

Исторические аспекты развития тромбона: использование в церковной музыке

Фэн Шуайшуай – магистр музыкально-инструментального искусства оркестровых духовых и ударных инструментов Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Аннотация: В статье рассматривается эволюция исторического развития медного духового инструмента тромбона, который является неотъемлемой частью симфонического и камерного оркестров в современном мире. Автор описывает основные этапы развития тромбона, упоминает ключевых композиторов, создававших духовную музыку с использованием этого инструмента. Особое внимание уделяется церковной музыке, в которой тромбон активно звучал в XV- XVIII веках.

Ключевые слова: музыкальное искусство, тромбон, оркестр, медные духовые, церковная музыка.

Тромбон является неотъемлемой частью современного оркестра и широко применяется в музыкальных произведениях самых разных жанров – от классики до джаза. С течением времени этот медный духовой инструмент приобрел особое значение в профессиональной музыке, поскольку он был единственным инструментом с полноценным хроматическим звукорядом. В сравнении с другими оркестровыми инструментами, тромбон почти не претерпел изменений с момента своего появления в Европе.

Один из самых известных медных духовых инструментов в современном оркестре прошел длительный и сложный путь исторического развития. Первый импульс, предшествующий созданию тромбона, прослеживается в истории музыки в XIII веке, когда произошло разделение труб на высокие (дискантные) и низкие (басовые). В конце XV века тромбон получил распространение по всей Европе, появились династии мастеров, которые создавали медные духовые инструменты. В исторических источниках можно найти имена наиболее известных итальянских тромбонистов того времени: Джованно Альвизо и Бартоломео Тромбочино [5, с. 51].

В своё время тромбон играл важную роль в церковной музыке, придворных церемониях и городских ансамблях, пока в XIX веке он не утратил своё прежнее положение и не стал использоваться в музыке для симфонических и духовых оркестров. В конце XV века тромбоны начали использовать во время церковной службы, доказательство этого факта можно обнаружить на сохранившихся фресках в разных католических соборах Европы.

Существуют записи 1526 года из собора Севильи о принятии на постоянную службу двух тромбонистов. Также в храме в Мексике сохранилась гравюра середины XVI века, на которой изображен духовой ансамбль из трех шалмеев и тромбона. Особое распространение тромбонов на европейском континенте зафиксировано в Испании путешественником Джеронимо Де Мендьета в книге «История церкви в Индии», в которой он описывает чистое звучание инструмента, подходящее для духовной музыки [1, с. 72]. Таким образом, тромбон постепенно входит в основной состав духовых ансамблей, сопровождающих церковные службы.

В XV-XVI века оркестр состоял преимущественно из небольших групп. В это время тромбон играл роль басового голоса в группе духовых инструментов, оттеняя медные и деревянные духовые стабильным низким тембром. В середине XVI века в Европе значительно возрос интерес к исполнению инструментальной музыки, однако произведений, подходящих для репертуара тромбона, было крайне мало. В следствие этого появилась практика исполнения вокальных полифонических произведений инструментальным составом, что позволяло музыкантам расширить свой репертуар. Для этого звучание инструментов оркестра должно было соответствовать партиям вокалистов. В результате возникли последовательно пронумерованные одноголосные инструменты, звукоряды которых соответствовали типам человеческого голоса, таких как, сопрано, альт, тенор и бас. Таким образом, звучание тромбона также претерпело изменение и стало более однородным.

Служба тромбона в католических храмах значительно повлияла на его развитие и распространение. Постепенно расширялась тембральная палитра тромбонов, появлялись новые разновидности инструмента. В начале XVI века были известны два типа инструмента, отличавшихся высотой звучания – альтовый и теноровый тромбон. В середине XVII века появился сопрановый тромбон, который использовался в поздних композициях немецкого композитора Генриха Шютца. Уже к концу XVII века появился самый низкий по звучанию – басовый тромбон, который упоминается в книге музыковеда Кристофа Вайгеля «Изображение полезных станов» [2, с. 78].

Ансамбль духовых инструментов, сопровождающий церковную в XVI веке, чаще всего состоял из трех шалмеев и одного тромбона. Уже в XVII веке состав духового ансамбля значительно расширился – в духовных сочинениях вместе звучали цинк или корнет, а также три тромбона разных типов. Постепенно появлялось все больше музыкальных произведений, в которых были задействованы тромбоны. В работах одного из величайших итальянских композиторов Джованни Габриели, тромбоны стали неотъемлемой частью семи десятков духовных симфоний, в которых два-три хора и инструментальные духовые голоса сочетались с соло-партией альта, партией корнетов и трех тромбонов, а также басовой партией всей группы духовых медных инструментов [3, с. 87]. В его инструментальных произведениях применялись различные инструменты, а иногда даже разновидности отдельных инструментов. Например, в шестиголосной полифонической пьесе «Канцона» звучали две скрипки, два корнета и два тромбона, а в сонате «Pian e forte» присутствуют две инструментальные группы, состоящие преимущественно из разных голосов тромбонов. В сонате сочетаются плавная мелодическая линия корнета, острые акценты сопрано-тромбонов, нежная кантилена скрипки и гулкий отзвук бас-тромбона [3, с. 94]. Помимо сравнения тембральных характеристик, в произведении Габриели также присутствуют динамические контрасты, о чем свидетельствует и название пьесы, которое можно перевести с итальянского как «От тихого к громкому».

В XVII веке тромбоны по большей части использовались как лирические инструменты вокальных и камерных ансамблей. Уже упомянутый немецкий композитор Генрих Шютц, ученик Джованни Габриели, унаследовал от своего учителя приемы композиции, выгодно подчеркивающие достоинства медных духовых инструментов. Однако, в то время как Габриели использовал динамические возможности тромбонов и исследовал многообразие красок звучания, Шютц раскрывал их кантиленные свойства и часто наделял тромбон солирующей плавной мелодией, уподобляя инструмент вокальной партии. В своих духовных сочинениях Шютц также активно использовал тромбоны. Особенно впечатляющей является его скорбная духовная симфония «Fili mi Absalon» для баса и четырех тромбонов, с драматическим ариозо и оживленным тромбонным соло. В стиле, близком к Габриели, написан концерт Шютца «Christ ist erstanden», в котором полифонический эффект создается противопоставлением группы четырех тромбонов группе виол. В мессах другого известного немецкого композитора того времени Генриха Бибера, группа тромбонов звучит особенно разнообразно: то торжественно, то возвышенно, то меланхолично [4, с. 175]. И в кульминационных моментах привлекают особое внимание подвижные пассажи бас-тромбона, исполняющего вариации скрипичной мелодии.

Тромбон уже в начале XVI века завоевывает популярность во всей Европе и используется в произведениях многих известных композиторов. Партия тромбона звучит во время церковной службы и на придворных концертах, чистый тембр инструмента подобен человеческому голосу и универсален в использовании. Благодаря своему полному хроматическому звукоряду он становится незаменимым инструментом в духовной музыке. С XVI по XVII век появляются все разновидности тромбонов, от сопрано до баса, тромбон постепенно становится неотъемлемой частью духовных произведений. В этих ранних сочинениях раскрываются различные возможности инструмента, что, безусловно, оказало влияние на будущие поколения композиторов, создающих духовную музыку. Таким образом, тромбон постепенно завоевывает мировую музыкальную индустрию и становится важным элементом симфонического и камерного оркестров.

Список литературы

  1. Baines A. Brass instruments: their history and development. – London: Faber & Faber, 1976. – 165 p.
  2. Polk K. The trombone, the slide trumpet and the ensemble tradition of the Early Renaissance. Early Music. 1989. – 241 p.
  3. Левин С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Л.: Музыка, 1973. – 263 с.
  4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. – М.: Музыка, 1983. – 423 с.
  5. Скобелев А. Т. О сегодняшнем дне тромбона сквозь призму веков. – М.: Музыкальные инструменты, 2005. – 89 с.