УДК 784:372.878

Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта

Чэнь Фу – магистрант Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова

Аннотация. Статья освещает важность компетентности будущих педагогов-музыкантов в области вокального исполнительства как ключевую задачу профессионального образования. Она подчеркивает, что в системе подготовки педагога-музыканта особое внимание уделяется не только теоретическим дисциплинам, но и практическим предметам, включая вокальную подготовку. Этот комплексный подход к образованию объединяет психолого-педагогическую, воспитательно-организационную и художественно-культурологическую подготовку, выделяя вокальное и инструментальное исполнительство как ведущие компетентности. Обучение в вокальном классе не просто направлено на приобретение технических навыков, но также включает овладение культурой вокального исполнительства. Такой подход способствует развитию глубокого понимания вокальной культуры и техник исполнения, что является неотъемлемой частью профессионализма в сфере музыкального образования. В статье акцентируется, что успешное овладение этими умениями и знаниями способствует формированию у будущих педагогов-музыкантов комплекса профессионально-компетентностных качеств, необходимых для эффективного обучения и воспитания следующего поколения музыкантов. Это гармоничное сочетание теоретической подготовки и практического мастерства в области вокального исполнительства подкрепляет образовательный процесс, делая его более целостным и эффективным.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагог-музыкант, исполнительская культура, вокальное искусство.

В современной системе музыкального образования и исполнительства, подготовка квалифицированных специалистов предполагает развитие профессиональных компетенций, соответствующих последним трендам в образовательной реформе. Это включает три ключевых аспекта: интеграцию в международное образовательное сообщество, поддержку национальных образовательных традиций и повышение художественно-творческого потенциала студентов. Важно систематически обновлять учебный процесс, чтобы он соответствовал современным образовательным стандартам. Так, всестороннее художественно-творческое и культурное развитие будущих педагогов-музыкантов становится зеркалом современного музыкального образования.

В подготовке музыкантов в сфере вокального исполнительства, особое внимание уделяется вокальному искусству как одному из древнейших видов искусства, отражающему культурные традиции разных народов. Исследования показывают, что вокальное исполнительство обладает целительными и воспитательными эффектами, влияющими на личность исполнителя. Это искусство привлекает миллионы слушателей своей эмоциональной глубиной, разнообразием тембров, экспрессивностью интерпретаций и многостилистичностью.

В рамках базового музыкального образования, вокально-исполнительская подготовка играет значительную роль в формировании профессиональных компетенций педагога-музыканта. Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС), вокальная подготовка включает развитие комплексных умений и навыков, необходимых для достижения профессионального мастерства. Это охватывает изучение техники вокала, музыкально-текстологической культуры и методик вокального исполнения.

Для глубокого понимания вокального искусства необходим анализ литературных источников в области культурологии, педагогики, музыкознания. Вокальная культура, как исследователи отмечают, представляет собой сложный продукт музыкально-исполнительской деятельности, включающий аспекты артистизма, технических навыков, культуры интонирования и сценического мастерства.

Вокальное творчество, как уникальная форма искусства, выделяется благодаря своему комплексному подходу к теоретическим и практическим аспектам вокальной культуры и педагогики. Этот феномен объединяет художественно-сценическое искусство и вокальную культуру, демонстрируя функционально-структурную двойственность. Вокальное искусство рассматривается как составная часть художественно-творческой деятельности, подчиняющаяся общим законам искусства. Оно отражает реальность через уникальные средства певческого голоса и систему вокально-выразительных средств, выполняя образовательные, эстетические и другие функции культуры.

Вокальное исполнительство является одним из наиболее популярных и доступных форм музыкального искусства. Оно может рассматриваться как многогранный вид художественного творчества, включающий в себя такие аспекты, как инновационность, изменчивость, процессуальность, традиционность, взаимодействие исполнителя и произведения, интерпретацию и артистизм.

Вокальная культура возникает в процессе образования и музыкального воспитания будущих педагогов-музыкантов. Вокальное искусство можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле оно представляет собой способность голоса передавать музыкальные идеи. В узком смысле - это способность личности к творческой деятельности, включающей осмысление и практическую реализацию художественно-драматургического контекста музыкального произведения с помощью вокальных техник.

Интерес к проблемам исполнительской культуры в вокальном искусстве находит свои корни в древности, как это подчеркивают античные мыслители. Современные отечественные исследователи, включая Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, К.М. Мазурина и И.К. Назаренко, проводят глубокий анализ историко-теоретических и практических аспектов вокального исполнительства. Их работы включают оценку историко-культурологического развития, а также детальное изучение достижений вокальных педагогов и исполнителей.

Восприятие вокального произведения в контексте вокальной культуры и искусства возможно только благодаря участию вокалиста и концертмейстера. Исполнение вокального произведения - это не просто воспроизведение текста, а творческий акт, включающий в себя элементы эпохи, стиля, жанра и индивидуальную интерпретацию. Исполнители, с их художественными приоритетами, вокально-исполнительской культурой и стилевым осмыслением, способны раскрыть драматургическую глубину произведения. Такое взаимодействие между поэтическим словом и музыкальной палитрой превращает вокальное искусство в зону интенсивного эмоционального воздействия.

Основной компонент творческого и культурного развития вокалистов - это их эстетическое сознание. Осознанный подход к исполнительскому процессу способствует активизации музыкантов, открывает новые горизонты творчества и помогает исследовать неизведанные области искусства. Это сознательное стремление к совершенствованию является ключевым индикатором их творческого и культурного роста.

Важными аспектами культурно-эстетического сознания являются интерес, потребности, вкус, способности и ценностные ориентации учащихся. Художественный интерес, как творческий ресурс, активизирует сознание и эмоциональное восприятие музыкантов, охватывая различные сферы их деятельности, включая познавательную, ценностно-ориентированную, трансформационную, коммуникативную и художественную.

Эстетические интересы, потребности и вкусы играют ключевую роль в стимуляции творческой работы вокалистов. Низкий уровень художественно-педагогического процесса или его непродуктивность часто связаны с ограниченным развитием этих факторов. Они служат эталонной точкой в организации учебно-творческого процесса и в формировании исполнительской культуры учащихся. Развитие и расширение этих структурных характеристик способствует стимуляции креативности и эстетической активности учащихся.

Ю.П. Азаров отмечает, что эстетические интересы отражают способности и духовно-творческий потенциал учащихся. Эстетическое сознание и деятельность вокалистов формируют и одновременно отражают их вокально-исполнительскую культуру. Для эффективной интерпретации музыкального произведения вокалист должен обладать умением точного интонационного соответствия. Интонационное ядро произведения несет важную культурно-информативную нагрузку и является ключом к эмоционально-художественному общению с аудиторией. Работы Б.В. Асафьева освещают роль интонирования в музыке как средства передачи мыслей и чувств.

В процессе музыкального воспроизведения формируется коммуникативная система, включающая автора, исполнителя, интонационно-выразительные средства и аудиторию. В контексте педагогического общения эта система дополняется педагогом-наставником. Практическая вокализация произведения включает в себя эмоционально-слуховое восприятие, анализ, осмысление и трансляцию опыта.

Теория вокального исполнительства, как новая область отечественной музыкально-педагогической науки, развивалась на основе работ ведущих мастеров вокального искусства прошлых веков, таких как Дж. Манчини, Дж. Дюпре, М. Гарсия, Ф. Ламперти. Их подходы к проблемам вокального исполнительства были тесно связаны с музыкально-ценностными категориями общества и культурно-художественными критериями своего времени.

В своей работе "Развитие певца и его голоса" Д.Л. Аспелунд уделяет особое внимание психологическим аспектам вокальной культуры, подчеркивая, что психология пения - это слабо разработанная область вокально-педагогической теории. Он акцентирует на том, что вокальное мастерство не только физиологически, но и психологически обусловлено, а текущие теоретические подходы часто недооценивают роль творческого мышления и эмоциональности. Культура пения, по его словам, - это синтез музыки, творчества и голосовой техники.

Достижение высокого художественно-творческого результата в пении возможно не только через техническую работу, но и благодаря индивидуальному подходу, который способствует развитию и самосовершенствованию вокальной культуры исполнителя. Разнообразие вокально-педагогических школ демонстрирует многоуровневую и полифоничную структуру певческой природы, которая не ограничивается только исполнительским мастерством, но включает в себя широкий спектр элементов, важных для обучения вокалистов.

Культура вокального исполнительства, как элемент общей профессионально-педагогической культуры, связана с приобретением теоретических и практических знаний в вокальном классе и с развитием индивидуального потенциала учащегося. Это синтетическое единство культурных и профессиональных качеств педагога-музыканта, которое начинается с любви и ценности музыки и приводит к развитию творческих способностей и профессиональных качеств, включая исполнительскую культуру.

Изучение культуры вокального исполнительства в контексте профессионального развития будущего педагога-музыканта выделяет ключевые аспекты этого процесса. Во-первых, музыкальность - это использование культуры певческого звука для создания художественно-смыслового интонирования. Во-вторых, техногенность объединяет знания и навыки вокально-исполнительского искусства через интонационно-образное восприятие и возможности жанрово-стилевого исполнения. Третий аспект - креативность, представляющая интерпретационно-творческий подход к исполнительству. Артистизм, четвертый аспект, включает в себя самоидентификацию исполнителя. Пятый аспект - рефлексия, означающая профессиональное самосознание и осмысление. И, наконец, эмпатийность - это способность к эмоциональному взаимодействию и влиянию.

Эти категории также подчеркивают многогранность процесса овладения культурой вокального исполнительства как комплексной способности личности, в которой переплетаются когнитивные, деятельностные и креативные компоненты. Эта взаимосвязь объединяет общекультурные и специально-профессиональные знания, исполнительские умения и навыки, обеспечивая эффективность и компетентность в педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Агранович-Пономарева, Е.С. Интерьеры и предметный дизайн жилых зданий / Е.С. Агранович-Пономарева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352 с.
  2. Акишин, А. Экологическое образование - ключ к решению экологических проблем России / А. Акишин // Проблемы региональной экологии. - 1999. - №3. - С. 124-127.
  3. Алексеева, Т. Психологический подход в цветовом архитектурном моделировании / Т. Алексеева // Колористика города (материалы международного семинара). Т. II - М., 1990. - 164 с.
  4. Альберти, Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: Серия «Классики теории архитектуры»; 1 т. / Баттиста Леон Альберти; пер. Ф.А. Петровского. -М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - 392 с.
  5. Аронов, В.Р. Дизайн в культуре XX века. 1945-1990 / В.Р. Аронов. -М.: Издатель Д.Аронов, 2013. - 406 с.
  6. Аронов, В.Р. Дизайн и искусство / В.Р. Аронов. - М.: Знание, 1984. -64 с.
  7. Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. 1 / В.Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.
  8. Архитектура: краткий справочник / Гл. ред. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2004. - 624 с.
  9. Баженов, А.В. Архитектура и экология: о влиянии экологических проблем на архитектуру и критериях экологичности архитектурных и градостроительных объектов, основных направлениях развития экологического стиля в архитектуре / А.В. Баженов // Технологии строительства. - 2013. - № 1/2. - С. 122-132.
  10. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. -СПб.: Речь, 2007. - 205 с. : ил.
  11. Белов, В. Очерки о народной эстетике / В. Белов. - Архангельск: СевероЗападное книжное изд-во, 1985. - 74 с.
  12. Бегенау, З.Г. Функция, форма, качество / З.Г. Бегенау - М.: Мир, 1969.- 168 с. : ил.
  13. Бобылев, С.Н. Экологизация экономического развития / С.И. Бобылев.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 1994. - 148 с.
  14. Бобылев, С.Н. Экономика устойчивого развития / С.Н. Бобылев, Э.В. Гирусов, Р.А. Перелет. - М.: Ступени, 2004. - 303 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: