УДК 786
Технологии организации работы китайских обучающихся с русскоязычной учебной литературой в процессе освоения фортепианной миниатюры в творчестве С.М. Слонимского
Ню Бэнь – Магистрант института изящных искусств Московский педагогический государственный университет
Аннотация. Профессиональная подготовка педагога-музыканта предполагает освоение студентами ряда учебных дисциплин, одной из которых является история музыкального образования. Профессиональная компетентность китайских студентов, формируемая в процессе изучения истории музыкального образования, обогащается, в частности, историко-педагогическим осмыслением процесса становления и развития фортепианного творчества российских композиторов XX cтолетия, и в том числе, С.М. Слонимского. Однако освоение китайскими студентами учебной литературы историко-педагогического характера затруднено ввиду языкового барьера.
Ключевые слова: технология; музыкальное образование; китайские обучающиеся; учебная литература; С.М. Слонимский.
Учебником называют учебную книгу, которая отвечает следующим требованиям: 1) массово издана; 2) излагает содержание образовательных предметов; 3) определяет виды деятельности, которые согласно школьной программе должны быть обязательно усвоены учащимися с учетом их особенностей, в том числе возраста [2, С. 312];
С.М. Слонимский, который является выдающимся санкт-петербургским композитором, народным артистом России, лауреатом госпремий, профессором Санкт-Петербургской консерватории, входит в славную плеяду поколения «шестидесятников. Его, как и его ровесников, вдохновляла на творчество «хрущевская оттепель», атмосфера нонконформизма и свободомыслия, царившая в 1960–1970-х годах. Отечественные музыковеды считают, что в противовес идеям свободолюбия данного исторического периода активно выступала система идеологических запретов со стороны власти.
Во всем мире хорошо знают творчество С.М. Слонимского. О нем написано множество исследований, сотни статей, докторских и кандидатских диссертаций, сборников и других научных работ. По мнению О.В. Девятовой, музыка Слонимского и сегодня вызывает неподдельный интерес у исследователей, привлекает их своей новизной и неординарностью, заставляет снова и снова разгадывать загадку его уникального музыкального гения.
Активные поиски новых выразительных средств в XX веке не могли не коснуться обновления в области звукоизвлечения и преобразования музыкального инструментария – и, в частности, фортепиано. Исследователь этого феномена Н.Л. Рубан отмечает в этом процессе ряд факторов:
- Устремлением реконструкции инструмента ввиду новых идейных установок концепции авангарда в современной музыке;
- Поисками композиторами новых средств выразительности в сфере фортепианного исполнительства, что наглядно представлено в деятельности Ч. Айвза, И. Вышнеградского, В. Дешевова, Н. Рославца, Г. Коуэлла и Д. Кейджа, А. Хаба, П. Булеза, К. Штокхаузена и др.
- Сочетанием композиторского письма и выступлений в качестве пианистов-исполнителей с целью популяризации новых находок в области трактовки инструмента (Б. Барток, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А. Мосолов, Н. Лурье, О. Мессиан, Д. Лигетти и др.);
- Появлением в музыковедении российских ученых-исследователей понятий «интерпретация фортепиано», описанием техники звуковых и звучащих возможностей инструмента – беспедального и иллюзорно-педального типы пианизма, реализуемого, как отмечает Л.Е. Гаккель, в первом случае посредством ударно-шумового, мануального способов звукоизвлечения, во втором – красочно-колористической манеры игры [1, С. 113];
- Изданием зарубежных трудов в области фортепианного исполнительства – цикла лекций известного американского композитора и теоретика А. Копленда «Music and imagination» («Музыка и воображение») (1952 г.). Введением в теорию исполнительства понятий «звучащий образ» ("the sonorous imagé").
Не менее интересны и значимы для музыкально-педагогического образования рекомендации студенту, которые сформулированы М.В. Булановой-Топорковой. Чтобы организовать свои занятия, по ее мнению необходимо:
- Не давать себе утонуть в делах. При недостатке организованности, студенту может показаться, что заданий слишком много и справиться с ними невозможно. Но если принять твердое решение организованно работать, можно оказаться в сильной позиции человека, который оседлал волну.
- Составлять списки дел. Этот процесс не должен быть формальным и не должен включать общие фразы вроде «проработать конспекты». Список нужно делать пространным, но с конкретными и короткими задачами. При этом у студента появляется возможность быстро выполнить 1-2 дела и вычеркнуть их из перечня, что доставляет большое моральное удовлетворение.
- Включать в свой список все задания с указанием их приоритета. Приоритет должен отражать значимость, а не сроки выполнения задачи. Установленные сроки, конечно же, необходимо учитывать, но даже большее значение должно уделяться тем занятиям, которые имеют большую важность в долговременной перспективе.
- Регулярно проводить корректировку списков дел. При повышении значимости какого-то пункта он должен поджиматься в списке приоритетности. Должны быть назначены собственные сроки выполнения задач, которые входят в перечень. Эти сроки стоит ставить с большим запасом относительно сроков сдачи работы или другого заданного преподавателем срока.
- Делать занятия разнообразными. Например, если студент собрался учиться весь вечер, не нужно все время тратить на одно задание. Часть времени стоит провести, повторяя уже усвоенный материал, часть – планируя дела на будущее или продолжая работу над заданием, которое было начато раньше, часть – знакомству с дополнительными источниками по изучаемым дисциплинам. Считается, что перемена занятия – лучший отдых. Эффективность работы повышается, если студент выполняет различные задания, а не часами сидит над одним и тем же.
- Наполнять пользой каждую минуту свободного времени. Даже у сверхзанятых людей на протяжении дня периодически выпадают несколько свободных минут. Их можно потратить на выполнение какого-нибудь небольшого дела, например, запись интересных мыслей, пришедших на прошлой неделе в голову на занятиях в аудитории. Эти минуты в итоге окажутся очень продуктивными, ведь длительная концентрация внимания требует большой силы воли, а в короткие периоды активности эта цель достигается гораздо легче.
Список литературы
- Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX века : Очерки / Л.Гаккель. - 2-е изд. - Ленинград : Сов. композитор : Ленингр. отд-ние, 1990. –286 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие длястудентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов ивузовских преподавателей / [Н. В. Бордовская и др.] ; под ред. Н. В.Бордовской. - 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 431 с.