УДК 786

Технологии организации работы китайских обучающихся с русскоязычной учебной литературой в процессе освоения фортепианной миниатюры в творчестве С.М. Слонимского

Ню Бэнь – Магистрант института изящных искусств Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Профессиональная подготовка педагога-музыканта предполагает освоение студентами ряда учебных дисциплин, одной из которых является история музыкального образования. Профессиональная компетентность китайских студентов, формируемая в процессе изучения истории музыкального образования, обогащается, в частности, историко-педагогическим осмыслением процесса становления и развития фортепианного творчества российских композиторов XX cтолетия, и в том числе, С.М. Слонимского. Однако освоение китайскими студентами учебной литературы историко-педагогического характера затруднено ввиду языкового барьера.

Ключевые слова: технология; музыкальное образование; китайские обучающиеся; учебная литература; С.М. Слонимский.

Учебником называют учебную книгу, которая отвечает следующим требованиям: 1) массово издана; 2) излагает содержание образовательных предметов; 3) определяет виды деятельности, которые согласно школьной программе должны быть обязательно усвоены учащимися с учетом их особенностей, в том числе возраста [2, С. 312];

С.М. Слонимский, который является выдающимся санкт-петербургским композитором, народным артистом России, лауреатом госпремий, профессором Санкт-Петербургской консерватории, входит в славную плеяду поколения «шестидесятников. Его, как и его ровесников, вдохновляла на творчество «хрущевская оттепель», атмосфера нонконформизма и свободомыслия, царившая в 1960–1970-х годах. Отечественные музыковеды считают, что в противовес идеям свободолюбия данного исторического периода активно выступала система идеологических запретов со стороны власти.

Во всем мире хорошо знают творчество С.М. Слонимского. О нем написано множество исследований, сотни статей, докторских и кандидатских диссертаций, сборников и других научных работ. По мнению О.В. Девятовой, музыка Слонимского и сегодня вызывает неподдельный интерес у исследователей, привлекает их своей новизной и неординарностью, заставляет снова и снова разгадывать загадку его уникального музыкального гения.

Активные поиски новых выразительных средств в XX веке не могли не коснуться обновления в области звукоизвлечения и преобразования музыкального инструментария – и, в частности, фортепиано. Исследователь этого феномена Н.Л. Рубан отмечает в этом процессе ряд факторов:

  1. Устремлением реконструкции инструмента ввиду новых идейных установок концепции авангарда в современной музыке;
  2. Поисками композиторами новых средств выразительности в сфере фортепианного исполнительства, что наглядно представлено в деятельности Ч. Айвза, И. Вышнеградского, В. Дешевова, Н. Рославца, Г. Коуэлла и Д. Кейджа, А. Хаба, П. Булеза, К. Штокхаузена и др.
  3. Сочетанием композиторского письма и выступлений в качестве пианистов-исполнителей с целью популяризации новых находок в области трактовки инструмента (Б. Барток, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А. Мосолов, Н. Лурье, О. Мессиан, Д. Лигетти и др.);
  4. Появлением в музыковедении российских ученых-исследователей понятий «интерпретация фортепиано», описанием техники звуковых и звучащих возможностей инструмента – беспедального и иллюзорно-педального типы пианизма, реализуемого, как отмечает Л.Е. Гаккель, в первом случае посредством ударно-шумового, мануального способов звукоизвлечения, во втором – красочно-колористической манеры игры [1, С. 113];
  5. Изданием зарубежных трудов в области фортепианного исполнительства – цикла лекций известного американского композитора и теоретика А. Копленда «Music and imagination» («Музыка и воображение») (1952 г.). Введением в теорию исполнительства понятий «звучащий образ» ("the sonorous imagé").

Не менее интересны и значимы для музыкально-педагогического образования рекомендации студенту, которые сформулированы М.В. Булановой-Топорковой. Чтобы организовать свои занятия, по ее мнению необходимо: 

  1. Не давать себе утонуть в делах. При недостатке организованности, студенту может показаться, что заданий слишком много и справиться с ними невозможно. Но если принять твердое решение организованно работать, можно оказаться в сильной позиции человека, который оседлал волну.
  2. Составлять списки дел. Этот процесс не должен быть формальным и не должен включать общие фразы вроде «проработать конспекты». Список нужно делать пространным, но с конкретными и короткими задачами. При этом у студента появляется возможность быстро выполнить 1-2 дела и вычеркнуть их из перечня, что доставляет большое моральное удовлетворение.
  3. Включать в свой список все задания с указанием их приоритета. Приоритет должен отражать значимость, а не сроки выполнения задачи. Установленные сроки, конечно же, необходимо учитывать, но даже большее значение должно уделяться тем занятиям, которые имеют большую важность в долговременной перспективе.
  4. Регулярно проводить корректировку списков дел. При повышении значимости какого-то пункта он должен поджиматься в списке приоритетности. Должны быть назначены собственные сроки выполнения задач, которые входят в перечень. Эти сроки стоит ставить с большим запасом относительно сроков сдачи работы или другого заданного преподавателем срока.
  5. Делать занятия разнообразными. Например, если студент собрался учиться весь вечер, не нужно все время тратить на одно задание. Часть времени стоит провести, повторяя уже усвоенный материал, часть – планируя дела на будущее или продолжая работу над заданием, которое было начато раньше, часть – знакомству с дополнительными источниками по изучаемым дисциплинам. Считается, что перемена занятия – лучший отдых. Эффективность работы повышается, если студент выполняет различные задания, а не часами сидит над одним и тем же.
  6. Наполнять пользой каждую минуту свободного времени. Даже у сверхзанятых людей на протяжении дня периодически выпадают несколько свободных минут. Их можно потратить на выполнение какого-нибудь небольшого дела, например, запись интересных мыслей, пришедших на прошлой неделе в голову на занятиях в аудитории. Эти минуты в итоге окажутся очень продуктивными, ведь длительная концентрация внимания требует большой силы воли, а в короткие периоды активности эта цель достигается гораздо легче.

Список литературы

  1. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX века : Очерки / Л.Гаккель. - 2-е изд. - Ленинград : Сов. композитор : Ленингр. отд-ние, 1990. –286 с.
  2. Современные образовательные технологии: учебное пособие длястудентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов ивузовских преподавателей / [Н. В. Бордовская и др.] ; под ред. Н. В.Бордовской. - 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 431 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: