УДК 7

Особенности вокального творчества современных китайских композиторов

Дин Чун – аспирант кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Аннотация: В статье рассматривается современная вокальная музыка Китая как феномен синтеза традиционной культуры и актуальных западных тенденций. Выявляются характерные особенности вокального творчества современных китайских композиторов. Определяются основные жанры и приемы композиции, которые используют китайские композиторы для создания вокальных произведений.

Ключевые слова: вокал, музыкальное искусство, современная музыка, китайские композиторы.

Музыкальная культура Китая поражает разнообразием жанров и форм и представляет широкое поле для исследований в сфере этномузыкологии, музыковедения, культурологии и других областей гуманитарных наук. На протяжении всей многовековой истории государства музыку Китая характеризуют национальная неповторимость, замкнутость и богатство музыкальных форм. Для народной китайской музыки характерен синкретизм звукового материала, танцевальных движений и театрального церемониального действа. Особое место в традиционной музыкальной культуре Китае занимает вокальная музыка, поскольку в восточном представлении человеческий голос считается самым выразительным инструментом, способным передать все чувства, мысли и переживания и рассказать любую историю. В данной статье внимание акцентировано на особенностях вокального творчества китайских композиторов, которые используют в своих произведениях национальные элементы, т. к. эта тенденция является наиболее важной для сохранения традиционной музыкальной культуры в быстро изменяющемся современном мире [1, с. 34].

Современная китайская вокальная музыка интересна своим сближением с западной музыкальной культурой и активной ассимиляцией, при этом по-прежнему сохраняет национальную неповторимость и богатство традиций. Для вокальных произведений характерен синтез устойчивых приемов композиции с актуальными тенденциями западных композиторских школ [4, с. 250]. Стоит отметить, что при активном внедрении компьютерных технологий в современных произведениях китайских композиторов все еще используются традиционные музыкальные инструменты, такие как: юэцинь – четырехструнная разновидность лютни, гуцинь – семиструнная цитра, дицзы – поперечная флейта, эрху – двухструнная скрипка и многие другие. В сочетании с выразительными голосами китайских вокалистов народные инструменты раскрывают свой художественный потенциал, подчеркивая национальный колорит.

Среди современных китайских композиторов, создающих музыку для вокальных исполнителей, можно выделить несколько ярких авторов. Например, в творчестве композитора Ван Цзяньчжона синкретический характер традиционной китайской музыки подчеркивается использованием новаторских элементов европейского музыкального языка XX-XXI веков, такие как кластеры и хроматическая гармония [2, с. 11]. При этом композитор в своем вокальном цикле «Пять стихов Ли Цинчжао» акцентирует внимание на традиционном звукоряде, характерном для восточной музыки – ангемитонной пентатонике, которая не имеет полутонов и создает узнаваемую мелодическую линию. Этот вокальный цикл написан для высокого женского голоса – сопрано в сопровождении фортепиано. Композитор объединяет музыкальную форму с поэтическим творчеством знаменитого автора Ли Цинчжао, объединяя лирические строки с аккомпанементом фортепиано и вокальной мелодией в своеобразное полифоническое трехголосие. Но эти «голоса» не спорят друг с другом, а гармонично переплетаются и развиваются на протяжении всей композиции. Каждый из пяти номеров цикла посвящен отдельной теме – от созерцания природой до переживания вечного расставания. Трогательные стихотворные строки, соединенные с трепетной мелодией, создают целостные художественные образы, понятные любому слушателю.

В творчестве известного китайского композитора Ли Инхая вокальные произведения занимают особое место. Композитор создал более двухсот сочинений для голоса, включая аранжировки народных песен из разных провинций Китая. Инхай скрупулезно собирал мелодии популярных песен в своих экспедициях по всей стране. Итогом продолжительной исследовательской работы стал вокальный цикл «Пятьдесят народных песен», в котором композитор представил авторское видение музыкального наследия Китая, бережно сохранив народные мелодии в первозданном виде. Еще один примечательный вокальный цикл Ли Инхая «Три стихотворения поэзии династии Тан» открывает новые грани творчества автора и объединяет традиционную культуру Китая с актуальными музыкальными приемами западных композиторских школ. В этом случае музыкальный аккомпанемент фортепиано деликатно оттеняет древнекитайскую поэзию, исполненную в чарующих мелодиях для лирического сопрано. В цикле традиционная культура нашла преломление в современном европейском музыкальном языке. Вокальная партия и фортепианный аккомпанемент развиваются независимо друг от друга. Гармония фортепианной партии наполнена хроматикой, альтерированными сочетаниями и кластерами [3, с. 190]. Вокальная партия же, напротив, изложена в традиционной системе пентатоники и по своему характеру близка народным китайским напевам.

Вокальное творчество композитора Дин Шан Дэ во многом повлияло на становление и развитие музыкальной культуры Китае во второй половине XX века. Обучаясь в Европе, Дин Шан Дэ сформировался как музыкант, глубоко приверженный к традиционной музыке своей страны, но при этом охвативший широкий спектр европейских новаций композиторского письма авангардного направления XX века. Его вокальный цикл «Сборник стихотворений Дианси» воспевает красоту природы южной провинции Китая Юньнань. В цикле пять разнохарактерных вокальных номеров для сопрано в сопровождении фортепиано, объединенных темой погружения в красоту природы. Композитор смело использует авангардный прием политональности [5, с. 114]. При этом политональная техника усиливает ощущение напряжения и создает иммерсионный эффект погружения в живописные природные места. Вокальный цикл «Сборник стихотворений Дианси» – уникальный образец синтеза национального духа и традиционных мотивов с новаторскими приемами композиции.

Современные китайские композиторы бережно сохраняют национальные музыкальные традиции, используя в своих сочинениях характерные мелодические приемы и народные инструменты. Кроме того, в методике обучения академическому вокалу, принятой во многих учебных заведения Китая, заметно влияние западной музыкальной культуры [6, с. 116]. Молодое поколение китайских певцов активно использует методы европейской и американской вокальных школ и успешно выступает на лучших мировых сценах. Таким образом, современная вокальная музыка в Китае вбирает в себя лучшие примеры западных практик и аккумулирует многовековые национальные традиции.

Список литературы

  1. Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке «периода открытости». Диссертация на соискание ученой степени кандидата иск.: 17.00.02. Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2017. – 237 с.
  2. Ли, Юнь Фортепианное творчество Ван Цзяньжона в контексте национальных традиций и современного музыкального мышления: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02. – Новосибирск, 2019. – 22 с.
  3. Ли, Я. Жанр вокального цикла в современной китайской музыке // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов РГПУ им. А. И. Герцена. Том Выпуск 16. – СПб.: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. – С. 188-193.
  4. Ли, Я. Особенности вокальной музыки в творчестве современных китайских композиторов и исполнителей // Материалы XXI Межвузовской студенческой научной конференции. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – С. 248-254.
  5. Ли, Ясюнь. Особенности воплощения музыкального и поэтического языка в вокальном цикле китайского композитора Дин Шан Дэ // Университетский научный журнал. – 2020. – № 55. – С. 111-122.
  6. Лянь, Ицэнь. «Традиционное и новаторское в современном музыкальном искусстве Китая: образование, исполнительство, репертуар»: дис. ... канд. культурологии. 24.00.01. Саранск, 2021. – 174 с.